Франция. Хозяйство. Промышленность
Промы́шленность Фра́нции. С середины 1970-х гг. отраслевая структура промышленности Франции коренным образом изменилась, приоритетное развитие получили атомная энергетика, автомобилестроение, производство авиационной и ракетно-космической техники, современных вооружений, телекоммуникационного оборудования, парфюмерно-косметических и фармацевтических препаратов; при этом из года в год возрастал импорт бытовых электроприборов, тканей, одежды и обуви. Франция продолжает сохранять значение ведущего мирового производителя дорогостоящих товаров класса премиум и предметов роскоши. Промышленность страны диверсифицирована, но недостаточно высоко специализирована, что снижает её конкурентоспособность.
Топливно-энергетический комплекс
Степень зависимости Франции от импорта энергоресурсов снизилась (около 75 % энергоресурсов импортировалось в середине 1970-х гг., около 44,5 % – в 2020). Потребление первичных энергоисточников 228,0 млн т нефтяного эквивалента (т. н. э.) в 2020 г., из них на долю атомной энергии приходится 40,0 %, нефти – 28,1 %, природного газа – 15,8 %, гидроэнергии – 2,4 %, угля – 2,5 %, альтернативных источников энергии – 10,5 %.
Добыча нефти невелика – 645 тыс. т (2020). С 1970-х гг. почти вся потребляемая нефть ввозится. Импорт сырой нефти 33,9 млн т (2020; 134,9 млн т в 1973); её основные поставщики (%): Казахстан 15,6, США 12,7, Саудовская Аравия 11,8, Норвегия 10,7, Алжир 10,3, Нигерия 9,6, Россия 8,7, Ангола 4,1, Ливия 2,7. Потребление нефтепродуктов 38,3 млн т. н. э., объём переработки нефти 36,9 млн т. н. э., экспорт нефтепродуктов 13,1 млн т. н. э., импорт 44,2 млн т. н. э. (2020).
Действуют 6 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ; 2022) общей мощностью около 62 млн т (24 НПЗ общей мощностью 176,0 млн т в 1976); 5 из них размещаются близ морских портов – около устья и в нижнем течении Сены (в г. Гавр – компания TotalEnergies, установленная мощность 12 млн т сырой нефти в год; в г. Пор-Жером-сюр-Сен – американская компания ExxonMobil, 12 млн т), в устьях Луары (в г. Донж, около 11 млн т – TotalEnergies) и Роны (коммуна Лавера, возле г. Мартиг, 10 млн т – Petroineos в г. Фос-сюр-Мер – ExxonMobil, 7,0 млн т); 1 – во внутренних районах страны (в г. Фезен, близ Лиона; около 5,0 млн т; TotalEnergies).
Добыча природного газа около 17 млн м3 (2019), разрабатываются остаточные запасы месторождения Лак в Аквитании. Импорт природного газа 46,1 млрд м3 (2020); его основные поставщики (%): Норвегия 36,3 (38,1 в 2014), Россия 16,9 (12,0), Алжир 7,9 (9,5), Нидерланды 7,5 (10,8), Нигерия 7,5 (2,1), Катар 1,5 (1,7). Природный газ поставляется главным образом по газопроводам, доля импортного сжиженного природного газа 37,0 % (13,4 в 2014; 28,0 в 2011); главные центры его ввоза – Сен-Назер (в устье Луары), Фос-сюр-Мер и Дюнкерк (Нор). Транспортировку природного газа осуществляют компании GRTgaz (принадлежит компании Engie) и Teréga (в совместном владении польской компании Predica, итальянской Snam, сингапурской GIC и государственной электроэнергетической компании Électricité de France, EDF).
Добыча угля прекращена в 2004 г. Импорт угля около 7,7 млн т (2020, около 14 млн т в 2014; из них 38 % – коксующийся); его основные поставщики (%): Россия 31,0 (19,2), Австралия 25,0 (20,6 в 2014), США 15,6 (15,7), ЮАР 10,4 (19,4), Колумбия 6,5 (12,6). Урановые руды не добываются с 2001 г. Импорт урановых руд – из Казахстана, Нигера, Узбекистана и Австралии, уранового концентрата – из Великобритании, России и США.
Установленная мощность электростанций около 136,2 тыс. МВт (2020), из них на долю атомных электростанций (АЭС) приходится 45,1 % (48,8 % в 2012, 8,3 % в 1974), тепловых (ТЭС) – 13,9 % (20,3 %, 60,8 %), гидро- (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) – 18,9 % (14,2 %, 30,9 %), установок альтернативных источников энергии – 22,1% (16,7 % в 2012). Производство электроэнергии 500,1 млрд кВт·ч (2020; 546,8 в 2015; 2-е место в ЕС после Германии), её экспорт составляет 64,6 млрд кВт·ч (2020; 1-е место в мире, в Германию, Испанию, Великобританию, Италию, Швейцарию и Бельгию), импорт – 19,5 млрд кВт·ч (сезонные поставки из соседних стран). Структура производства электроэнергии по типам электростанций (%, 2020): АЭС 65,7 (1-е место в мире), ГЭС и ГАЭС 13,3, ТЭС 10,5, установки альтернативных источников энергии 10,1. Ведущий производитель электроэнергии – EDF.
Атомная энергетика развивается с 1945 г. (первоначально на собственном сырье). По производству электроэнергии (2020) на АЭС Франция занимает 2-е место в мире после США (на 18 АЭС действуют 56 реакторов общей мощностью 61,4 тыс. МВт, 1 реактор строится). Среди крупнейших АЭС (большая часть сооружена в 1980-х гг. в процессе реализации правительственной программы развития атомной энергетики): «Гравлин» (Нор, О-де-Франс; мощность 5400 МВт), «Палюэль» (Нормандия; 5200 МВт), «Катном» (Мозель, Гранд-Эст; 5200 МВт), «Крюас» (Овернь-Рона-Альпы; 3600 МВт), «Трикастен» (Овернь-Рона-Альпы; 3685 МВт), «Шинон» (Центр-Долина Луары; 3600 МВт), «Дампьер» (Центр-Долина Луары; 3600 МВт), «Блайе» (Жиронда, Новая Аквитания; 3600 МВт), «Сиво» (Вьенна, Новая Аквитания; 2900 МВт) и «Шос» (Арденны, Гранд-Эст; 1450 МВт).
Франция ведёт активные исследования в области атомной энергетики, обладает полным ядерным топливным циклом (от обогащения урановых руд до утилизации ядерных отходов) и технологиями по производству реакторов АЭС. В Сен-Поль-ле-Дюрансе (в 60 км к северо-востоку от Марселя) действует атомный научно-исследовательский центр «Кадараш» (1959) Комиссариата по атомной и альтернативной энергии; с 2010 г. здесь сооружается Международный экспериментальный термоядерный реактор, в проекте принимают участие ЕС, Япония, Россия, Китай, Индия и Республика Корея.
По производству электроэнергии на ГЭС и ГАЭС Франция занимает 4-е место в Европе. Сеть ГЭС в стране – самая большая среди европейских стран (всего их насчитывается около 500). ГЭС и ГАЭС сооружены в горных районах (Альпы, Пиренеи и Центральный массив), а также на реках Рона и Рейн. В числе крупнейших ГЭС – «Ла-Бати» (мощность 550 МВт), «Тинь» (428 МВт; обе – на реке Изер в Альпах), «Пуже» (на реке Тарн в Лангедоке; 444,5 МВт); ГАЭС – «Гранд-Мезон» (на реке Изер; 1800 МВт), «Ревен» (на реке Мёз в Арденнах; 800 МВт). Крупнейший каскад ГЭС возведён на реке Рона (21 ГЭС суммарной мощностью 3154 МВт; бо́льшая часть электростанций сооружена в 1950–1980-х гг.; крупнейшая – «Женисьят» мощностью 420 МВт). Крупнейшие ТЭС: угольная «Прованс» (близ г. Гардан в Провансе; мощность 875 МВт; под контролем германской E.ON), газовая «Дюнкерк» (г. Дюнкерк; 788 МВт; управляется компанией Engie). Франция – первая страна в мире, где была сооружена приливная электростанция («Ла-Ранс»; 1966; в устье реки Ранс, близ г. Сен-Мало в Бретани; мощность 240 МВт, самая мощная в мире до 2011). Развиваются ветровая и солнечная энергетика, активно используется биотопливо.
Чёрная металлургия
Чёрная металлургия использует исключительно импортные сырьё и топливо. Производство металлургического кокса 2,4 млн т (2020; с учётом каменноугольной смолы); предприятия размещаются в Норе (агломерация Лилля). Выплавка чугуна 7,7 млн т (2-е место в ЕС после Германии), стали 11,6 млн т (3-е место в ЕС после Германии и Италии; 15,6 млн т в 2012, 18,0 млн т в 1995, 27,0 млн т в 1974), производство стального проката 13,4 млн т (2019), ферросплавов 400 тыс. т (2013). Традиционно один из ведущих районов чёрной металлургии – Лотарингия (заводы в городах Флоранж и Нёв-Мезон; регионы Нор и Центр утратили своё значение), в числе новых крупных предприятий – металлургические комбинаты в Дюнкерке (установленная мощность 6,8 млн т стали в год) на севере и в Фос-сюр-Мере (5,1 млн т) на юге страны (оба расположены около морских портов и ориентированы на импортное сырьё; все – под контролем люксембургской компании ArcelorMittal). В Альпах, близ ГЭС, развита электрометаллургия (завод компании Ugitech в г. Южин; выпуск качественной стали). Крупнейший завод по производству ферросплавов мощностью 60 тыс. т действует в Дюнкерке (под контролем французской компании Eramet).
Цветная металлургия
Ведущая отрасль цветной металлургии – алюминиевая промышленность. Использует импортное сырьё; ввоз бокситов 1455 тыс. т (2018), производство глинозёма 500 тыс. т (2019, завод в г. Гардан мощностью 700 тыс. т). Выплавка первичного алюминия 390 тыс. т, производство вторичного алюминия 460 тыс. т, алюминиевого проката 540 тыс. т, импорт первичного алюминия 275 тыс. т, вторичного алюминия 45 тыс. т (2014). Центры выплавки первичного алюминия ориентированы как на импортное сырьё (Дюнкерк; завод мощностью 270 тыс. т; под управлением компании American Industrial Partners), так и на дешёвую электроэнергию ГЭС (г. Сен-Жан-де-Морьен в Альпах; 145 тыс. т; принадлежит германской группе Trimet).
Медь импортируется (222 тыс. т в 2014). Производство цинка 172 тыс. т (2016; главным образом вторичного; 181 тыс. т в 1975) – в г. Оби (близ Лилля; попутно производство индия), очищенных никеля (6,9 тыс. т) и кобальта (48 т, 2018) – в г. Сандувиль (близ Гавра), сурьмы (15 т, 2013) – в г. Ле-Жене-Сент-Иль (Центр-Долина Луары). Добыча золота (1 т, 2020) во Французской Гвиане, производство синтетических алмазов 3,6 млн карат (2012).
Машиностроение
По стоимости производимой машиностроительной продукции Франция занимает 8-е место в мире и 3-е место в Европе после Германии и Италии; на долю отрасли приходится около 7,7 % общей численности занятых в промышленности (2020). Страна выделяется в мире по производству автомобилей (13-е место), авиаракетно-космической техники (играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве, ESA), энергетического и электротехнического оборудования (один из ведущих мировых производителей кабельной продукции), морских судов, железнодорожного подвижного состава, некоторых видов электронной техники и бытовых электроприборов (стиральных машин, телевизоров и др.), а также оружия. Характерна высокая концентрация производства в регионах Иль-де-Франс (около 17,7 % общего числа занятых, 2015) и Нор и в агломерации Лиона.
Одна из ведущих отраслей машиностроения – автомобилестроение. Производство автомобилей 1316,4 тыс. единиц (2020; 1978 тыс. единиц в 2015; 3601,9 тыс. единиц в 2002), из них 927,7 тыс. легковых (1553,8 тыс. в 2015; 5-е место в Европе после Германии, Испании, Чехии и Словакии), 388,7 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (416,2 тыс. в 2015; 2-е место после Испании). По экспорту автомобилей Франция занимает 10-е место в мире (в 2002 – 3-е место после Японии и Германии). Для французского автомобилестроения характерна высокая степень специализации и кооперирования. Около 99 % производственных мощностей контролируют две компании: Renault Group и Groupe PSA (в структуре компании Stellantis с 2021), обе выпускают в основном легковые автомобили и комплектующие к ним, их совместная доля – свыше 60 % национального и 23,8 % западноевропейского автомобильного рынка (2014). На производстве грузовых автомобилей и автобусов специализируется компания Renault Trucks (с 2001 в структуре шведской Volvo; в её составе компания Arquus, осуществляющая выпуск бронированной автомобильной техники), автокомплектующих и запчастей – Valeo, Faurecia и др. С конца 20 в. большая часть предприятий из пригородов Парижа перенесена в западные районы Иль-де-Франс, а также на северо-запад, север и северо-восток страны.
Сборочные заводы компании Renault размещаются в городах Флен-сюр-Сен (Иль-де-Франс), Дьеп, Сандунвиль, Клеон (все три – Нормандия), Дуэ, Мобёж, Рюис (все три – О-де-Франс), Батийи (Лотарингия), Ле-Ман (Земли Луары) и Вийёрбан (пригород Лиона), дизайнерская лаборатория – в г. Гюйанкур, завод по выпуску автокомплектующих – в г. Шуази-ле-Руа (оба – Иль-де-Франс); сборочный завод компании Renault Trucks – в г. Бурк-ан-Брес, завод по производству автокомплектующих – в г. Венисьё (оба – Овернь-Рона-Альпы); заводы компании Arquus – в городах Мароль-ан-Юрпуа (Иль-де-Франс), Сен-Назер (Земли Луары), Лимож (Новая Аквитания) и Гаршизи (Бургундия-Франш-Конте). Среди центров по производству автомобилей компании Groupe PSA – города Валансьен, Орден (оба – О-де-Франс), Домпьер-сюр-Бебр (Овернь-Рона-Альпы), Сошо, Везуль (оба – Бургундия-Франш-Конте), Пуаси (Иль-де-Франс), Шартр-де-Бретань (Бретань), по выпуску автокомплектующих – Эримонкур (Бургундия-Франш-Конте), Мюлуз, Мец, Тремери, Шарлевиль-Мезьер (все четыре – Гранд-Эст), Дуврен (О-де-Франс) и Кан (Нормандия). Компания Valeo производит автокомплектующие на заводах в городах Понтуаз, Кретей (Иль-де-Франс), Абвиль, Амьен, Этапль (О-де-Франс), Сен-Кантен-Фаллавье (Овернь-Рона-Альпы) и Лимож (Новая Аквитания), компания Faurecia – в городах Рен, Сен-Мелуар-дез-Онд, Бен-сюр-Уст (Бретань), Калиньи, Месе, Сандувиль (Нормандия), Пуаси (Иль-де-Франс), Мерю, Ошель, Энен-Бомон, Флер-ан-Эскребьё (О-де-Франс), Музон, Виллер-ла-Монтань, Амбах, Сен-Мишель-сюр-Мёрт, Пюльверсем (Гранд-Эст), Монбельяр, Маньи-Вернуа, Серси-ла-Тур (Бургундия-Франш-Конте), Тее, Ножан-сюр-Вернисон (Центр-Долина Луары). Выпуск легковых автомобилей и автобусов соответственно в городах Амбак и Линьи-ан-Барруа (оба – Гранд-Эст) на предприятиях германской компании Mercedes-Benz Group, легковых автомобилей и минивэнов в г. Оннен (О-де-Франс) – японской Toyota Motor Corporation.
С 1898 г. раз в 2 года в Париже проводится один из самых престижных в мире автосалонов. Бронетанковую (танки Leclerc, самоходные артиллерийские установки, боевые машины пехоты и др.) технику, военную электронную технику и боеприпасы производит компания Krauss-Maffeï & Nexter Defense Systems (KNDS; возникла в 2015 в результате слияния государственной компании Nexter Systems и германской Krauss-Maffei Wegmann); среди её производственных центров – города Сент-Этьен, Роан, Сен-Шамон (все три – Овернь-Рона-Альпы), Бурж, Ла-Шапель-Сент-Юрсен (оба – Центр-Долина Луары), Тюль (Новая Аквитания), Тулуза и Тарб (Окситания).
Франция – один из мировых лидеров по производству авиационной (занимает 2-е место в мире после США) и ракетно-космической (3-е место после США и России) техники. Ведущие компании: Airbus, Safran и Thales Group. В Париже базируется Европейское космическое агентство (с 1975). Заводы компании Airbus Group функционируют в пригороде Тулузы – Бланьяке (Окситания; сборка гражданских и военно-транспортных самолётов серии A – Airbus), Сен-Назере (Земли Луары) и Нанте (оба – части фюзеляжа гражданских и военно-транспортных самолётов); комплектующие авиационной техники производят в ряде центров Иль-де-Франс и в Бордо. Среди важнейших предприятий отрасли – заводы компаний Airbus Defence and Space (подразделение Airbus Group; выпуск ракетно-космической техники, в том числе космических спутников) в городах Эланкур и Ле-Мюро (Иль-де-Франс), Airbus Helicopters (подразделение Airbus Group; вертолёты) – в городах Ле-Бурже (Иль-де-Франс) и Мариньян (Прованс), Safran (авиационные и ракетные двигатели, другое авиаракетно-космическое оборудование) – в городах Эври, Корбей-Эсон, Мелён, Женвилье и Маньи-ле-Амо, ArianeGroup (в совместном владении компаний Airbus Group и Safran; ракетно-космическая техника, в том числе ракетоносители Ariane) – в городах Брест (Бретань), Ле-Айан (Новая Аквитания), Сен-Медар-ан-Жаль (Новая Аквитания), Тулуза (Окситания), Вернон (Нормандия), Ле-Мюро, Вер-Ле-Пти (Иль-де-Франс), Dassault Aviation (военные самолёты Mirage, Rafale, Falcon и беспилотники nEUROn) – в городах Мериньяк, Биарриц (Новая Аквитания), Сен-Клу и Аржантёй (Иль-де-Франс), MBDA (ракетная техника) – в городах Бурж (Центр-Долина Луары), Ле-Плеси-Робенсон (Иль-де-Франс) и Компьень (О-де-Франс), французско-итальянской Avions de Transport Régional (ATR; турбовинтовые самолёты) – в г. Бланьяк.
Франция активно участвует в реализации космических программ, с 1968 г. в Куру (Французская Гвиана) действует космодром (Гвианский космический центр). Компания Arianespace (1980; доля французских акционеров – свыше 60 %) обеспечивает около половины коммерческих запусков искусственных спутников Земли.
Важную роль играет судостроение. Гражданское судостроение получило преимущественное развитие в Сен-Назере – верфи специализируются на производстве танкеров и крупных пассажирских судов, а также в департаменте Вандея (Земли Луары), где строят прогулочные катера и яхты (объёмы выпуска постоянно сокращаются в условиях острой конкуренции со стороны азиатских стран). Основную часть продукции отрасли составляют военные суда; их выпуск осуществляет главным образом государственная компания Naval Group (свыше 15 % стоимости мирового военного судостроения в 2014).
Универсальные десантные вертолётоносцы класса Mistral производят в Сен-Назере (эта же верфь оказывает услуги по обслуживанию и ремонту военных и гражданских морских судов). В г. Лорьян (Бретань) строят, обслуживают и ремонтируют военные надводные корабли среднего водоизмещения, в г. Шербур-ан-Котантен (Нормандия) – подводные лодки, в том числе атомные ракетные и многоцелевые. Верфь военно-морской базы в г. Брест (Бретань) переориентирована на ремонт военных судов (сохраняет производственную базу для их сооружения), верфь базы ВМС в г. Тулон специализируется на судоремонте, занимается обслуживанием и модернизацией военных кораблей всех классов.
Разработку и производство корабельного вооружения осуществляют предприятия компании Naval Group в коммуне Ла-Монтань (около Нанта, Земли Луары), городах Рюэль-сюр-Тувр (около Ангулема, Новая Аквитания), Сен-Тропе и в технопарке «София Антиполис» (оба – близ Ниццы). Предприятия компании Naval Group по выпуску разнообразного оборудования для военных кораблей размещаются в Иль-де-Франс, информационных систем и систем обнаружения – в городах Тулон (район Ле-Мурийон) и Баньё (пригород Парижа). Среди других компаний отрасли – Chantiers de l'Atlantique (в совместном владении Naval Group и государства; под её контролем верфь в Сен-Назере) и Kership (в совместном владении Naval Group и Piriou, верфь в Лорьяне) – обе производят крупнотоннажные морские суда; Constructions mécaniques de Normandie (CMN; в Шербуре-Октевиле; сторожевые, патрульные и противолодочные корабли, корветы и катера различного типа), Socarenam [в городах Булонь-сюр-Мер, Кале (оба – Па-де-Кале), Дюнкерк и Сен-Мало], ОСЕА (в г. Ле-Сабль-д’Олон, Земли Луары) и Piriou (г. Конкарно, Бретань).
Франция – один из ведущих мировых производителей железнодорожного подвижного состава. Главная компания – Alstom; выпускает электровозы, тепловозы, товарные и пассажирские вагоны, электропоезда, в том числе для метрополитена, и высокоскоростные для сети Train а̀ Grande Vitesse (TGV). Центры производства железнодорожного подвижного состава: Сент-Уэн-сюр-Сен, Женвилье (пригороды Парижа), Ле-Пти-Кевийи (Нормандия), Креспен, Валансьен (Нор), Дюппигем (Гранд-Эст), Бельфор, Орнан, Ле-Крёзо (все три – Бургундия-Франш-Конте), Вийёрбан (пригород Лиона), Витроль, Экс-ан-Прованс (оба – близ Марселя), Этре (близ Ла-Рошели, Новая Аквитания) и Семеак (Окситания).
По производству энергетического оборудования выделяются компании GE & Alstom Energy (образована в 2015 в результате слияния энергетических подразделений компаний Alstom и американской General Electric Company; разнообразная техника, в том числе энергоблоки АЭС) и Areva (оборудование для АЭС и альтернативной энергетики); электротехнического оборудования и электронной техники – Nexans (бывший Câbles de Lyon; один из крупнейших в мире производителей электрических кабелей), Schneider Electric, Legrand (обе – широкий ассортимент электротехнического оборудования), Technicolor (бывший Thomson; среди европейских компаний занимает одно из ведущих мест по производству бытовых электроприборов), Alcatel-Lucent (один из основных мировых производителей телекоммуникационного оборудования; с 2016 под контролем финской Nokia), Groupe SEB (бытовые электроприборы марок Tefal, Moulinex, Rowenta и др.). Большая часть научно-технических центров и свыше половины предприятий энергетического машиностроения, электротехнической и электронной промышленности размещается в Иль-де-Франс. Около половины продукции экспортируется, в том числе около 60 % электронных компонентов. Безансон (Франш-Конте) – с конца 18 в. центр производства часов.
Важнейшие производители тракторов – иностранные компании: германская Claas (завод в г. Ле-Ман), итальянская Argo Tractors (г. Сен-Дизье, Шампань, Во-Мильё) и японская Kubota Corporation (Дюнкерк).
Химическая промышленность
По стоимости продукции отрасли Франция занимает 7-е место в мире и 2-е в Европе после Германии, по её экспорту – 4-е место в мире. Химическая промышленность Франции – одна из самых наукоёмких, специализируется главных образом на выпуске высокотехнологичных видов продукции; при этом из года в год сокращаются объёмы производства рядовых химикатов (минеральных удобрений, химических волокон и др.). Ведущие компании отрасли: TotalEnergies (нефтехимическая промышленность), Sanofi (выпуск фармацевтических препаратов и др.), Michelin (шины), Arkema (полимерные материалы, соединения хлора) и др. Среди главных районов химической промышленности – агломерации Парижа, Лиона, Гавра и Марселя.
Добыча каменной соли в Лотарингии (5,88 млн т в 2019), калийных солей – в районе Мюлуза. Производство серы 500 тыс. т (2019; получают при очистке природного газа), серной кислоты 526 тыс. т (2020), кальцинированной соды 705 тыс. т, каустической соды 1 млн т (в растворе), хлора 541,3 тыс. т, синтетического аммиака 1 млн т, азотных удобрений (в пересчёте на азот) 512,5 тыс. т (2019), фосфорных удобрений (в пересчёте на оксид фосфора) 230,8 тыс. т, пластмасс около 4,5 млн т (2014). Многие виды продукции как органической (спирты, кетоны, фенолы, синтетические смолы и каучук, синтетические моющие средства и др.), так и неорганической (серная и азотная кислоты, синтетический аммиак и др.) химии производят на нефтехимических предприятиях в нижнем течении Сены и в г. Бер-л’Этан (близ Марселя). Выпуск шин 16,7 млн шт. (2020; для легковых автомобилей); действуют заводы компаний Michelin [всего 16; крупнейшие – в городах Клермон-Ферран (Овернь), Шоле (Земли Луары), Монсо-ле-Мин (Франш-Конте), Жуэ-ле-Тур (Центр), Роан и Труа (Шампань)], германской Continental, британской Dunlop Tires, американской Goodyear Tire & Rubber Company, японской Bridgestone Corporation и др.
Париж – признанная «парфюмерная столица» мира. Здесь базируются производители парфюмерно-косметических средств – компании L’Oréal Group (крупнейшая в мире парфюмерно-косметическая компания), Chanel, Yves Saint Laurent (в структуре L’Oréal), Nina Ricci (в структуре испанской Puig), Yves Rocher (в составе Rocher Groupe), Guerlain, Parfums Christian Dior, Parfums Givenchy [все три – в составе Moёt Hennessy Louis Vuitton (LVMH)], Interparfums и др. По всей стране размещается множество малых и средних специализированных предприятий; наиболее известный центр производства растительного сырья для парфюмерной промышленности и конечной продукции – г. Грас в Провансе. На экспорт поставляется 65,8 % продукции отрасли (2019).
Фармацевтическая промышленность по доле в добавленной стоимости промышленной продукции уступает только автомобилестроению; Франция по стоимости выпускаемых фармацевтических препаратов занимает 5-е место в мире; экспортируется около 50 % продукции отрасли. Основные производители – компания Sanofi, а также ряд иностранных (швейцарских, британских, американских, германских и др.) компаний. Выпуск линз для очков и оптического оборудования на крупнейшем в мире профильном предприятии компании Essilor International (дочерняя компания ТНК EssilorLuxottica) в г. Линьи-ан-Барруа (Лотарингия).
Лесная промышленность
Заготовка древесины 37,1 млн м3 (2020; в том числе хвойных пород – 37,1 %), из них деловая древесина 18,6 млн м3. Основные районы заготовки древесины хвойных пород – Жиронда (Аквитания) и горные районы страны (Альпы, Вогезы, Юра и Центральный массив). Производство пиломатериалов 8,2 млн м3, всех видов древесных плит около 4,9 млн м3, бумаги и картона 6,9 млн т, в том числе газетной 934 тыс. т (2014). Среди центров механической обработки древесины – города Гольбе (Лотарингия) и Ла-Рошет (Альпы), целлюлозно-бумажной промышленности – города Биганос, Тартас и Мимизан (все три – Аквитания), Сен-Годенс (Юг-Пиренеи), Сайа-сюр-Вьен (на границе Лимузена и Шаранты) и Тараскон (Прованс). Развиты полиграфическая промышленность и издательское дело; компания Hachette – один из ведущих в мире издателей журналов.
Промышленность строительных материалов
Добыча известняка 8,4 млн т (2020), мела 2,9 млн т, талька 400 тыс. т, гипса 3,26 млн т, каолина 392 тыс. т (2019). Производство цемента 16,4 млн т (2020); ведущие компании: Vicat (5 заводов; 4,6 млн т), итальянская Italcementi Group (9 заводов; 7,5 млн т) и швейцарская HolcimGroup (образовалась в 2014 в результате слияния французской Lafarge и швейцарской Holcim; 23 завода; 15,9 млн т). В числе ведущих производителей разнообразных строительных материалов и стекольных изделий – компания Saint-Gobain. Среди центров выпуска фарфоро-фаянсовых изделий – города Севр (Иль-де-Франс) и Лимож (Лимузен), хрусталя и зеркал – города Баккара (в честь него назван сорт хрусталя), Нанси, Сен-Луи-ле-Битш (все три – Лотарингия), Венжен-сюр-Модер (Эльзас), Шуази-ле-Руа, Витри-сюр-Сен (оба – Иль-де-Франс), Бордо и др.
Лёгкая промышленность
По стоимости продукции отрасли Франция занимает 3-е место в Европе после Италии и Германии. Главные районы текстильной промышленности – Нор (города Рубе, Туркуэн, Лилль, Армантьер и другие; развиты хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и джутовая промышленность), Вогезы и Южный Эльзас (Мюлуз, Эпиналь и другие; главным образом хлопчатобумажная), агломерация Лиона (шёлковая, включая ткани из химических волокон). Шерстяные ткани также производят в Нормандии и Пиренеях, льняные – в Пикардии. Выпуск трикотажных изделий – в агломерации Парижа и г. Труа (Шампань); традиционное изготовление кружев – на севере страны.
С 17 в. Франция – всемирная законодательница мод; современное направление haute couture («высокая мода») сформировалось в Париже в 1860-х гг. Ныне славу мировой столицы моды Париж делит с Миланом, Лондоном и Нью-Йорком (с 1973 дважды в год здесь проходит Неделя моды – финальная из 4 наиболее важных в мире). В Париже размещаются штаб-квартиры многих известных домов моды (Chanel, Christian Dior, Givenchy и др.) и всемирно известного производителя предметов роскоши компании LVMH. В 1960-х гг. сформировалось направление prêt-а̀-porter («готовое к носке»), в 1970–1980-х гг. были внедрены принципы французской моды в производство массовой продукции. Главный центр выпуска готовой одежды и галантерейных товаров – Париж; среди других центров швейной промышленности – города Кале, Гоши, Муа-де-л’Эн (оба – Пикардия), Живе (Арденны), Безансон (Франш-Конте), Валанс (Долина Роны), Альби (Лангедок).
Производство обуви 14,1 млн пар (2020; 23,2 млн пар в 2014; 53,3 млн пар в 2004). Среди центров обувной промышленности – агломерация Парижа, а также города Фужер (Бретань), Руан (Нормандия), Нанси, Шоле (Земли Луары), Изер (Альпы), Лион, Бордо, Лимож, Марсель, производства кожаных перчаток – Гренобль (Альпы), Вандом, Шомон-сюр-Луар (оба – Центр-Долина Луары), Ньор (Пуату-Шаранта), Сен-Жюньен (Лимузен), Мийо (Юг-Пиренеи). Париж – известный центр производства дорожных кожаных сумок.
Пищевая промышленность
По стоимости продукции отрасли Франция занимает 7-е место в мире и 2-е место в Европе после Германии, по экспорту – 2-е место в мире после США. Страна находится среди лидеров по производству вина, коньяка и сыра. С последней четверти 20 в. постепенно происходит переход от мелкого полуремесленного производства к крупному промышленному. Значительную роль в этом процессе играет иностранный, главным образом американский, капитал (наиболее прочные позиции занимает в производстве мясных продуктов, сгущённого молока, крахмала, крекеров, джемов, специй и др.). Среди ведущих иностранных компаний – американские Kraft Heinz Company, General Mills, Hillshire Brands, Borden Milk Products (подразделение мексиканской Grupo Lala), британско-нидерландская Unilever и швейцарская Nestlé; крупнейшие национальные компании: Danone (производство молочных продуктов, детского питания и минеральной воды), Savencia Fromage & Dairy (сыр), Pernod Ricard (крупнейшая французская компания по выпуску алкогольных напитков), LVMH (производство алкогольных напитков), Rémy Martin (коньяк) и Nicolas (вино).
В числе важнейших отраслей – мукомольная (производство пшеничной муки 3671,8 тыс. т, 2020), мясная, молочная (354 тыс. т сливочного масла; 2,0 млн т сыра; свыше 350 зарегистрированных торговых марок, 1-е место в мире), плодоовощеконсервная, сахарная (3910,7 тыс. т сахара) и рыбная. Предприятия по производству продуктов питания рассредоточены по всей стране, их концентрация наиболее велика в главных сельскохозяйственных районах, а также в крупных центрах потребления. Сахарорафинадные заводы (перерабатывают в том числе импортный сахар-сырец) действуют в Париже, Марселе, Бордо, Нанте, Страсбуре (Эльзас) и Эпвиле (Пикардия). Производство виноградного вина около 4,7 млрд л (2020); наибольшей известностью пользуются вина Жиронды (центр – Бордо), Шампани и Бургундии. Выпуск пива 2,1 млрд л (2020); ведущие компании: Kronenbourg, датская Carlsberg, нидерландская Heineken и др.