Фикрет Тевфик
Фикре́т Тевфи́к (Tevfik Fikret, псевдоним; настоящие имя и фамилия Мехмед Тевфик, Mehmed Tevfik) (24.12.1867, Стамбул – 19.8.1915, там же), турецкий поэт; крупнейший представитель турецкой литературы конца 19 – начала 20 вв.
Происходил из состоятельной и знатной семьи. Дед по отцу – по происхождению черкес, богатый землевладелец. Отец Хюсейин Эфенди – известный царедворец, начальник округа, секретарь султанши Фатимы. Мать Хатидже Рефиа-ханым – гречанка с о. Хиос (сведений о ней почти нет; известно, что скончалась в молодом возрасте во время хаджа). Ученик Муаллима Наджи и М. Э. Реджаизаде, влияние которого ощутимо в юношеских стихотворениях Тевфика Фикрета. Ранние произведения (сонеты, романсы) меланхоличны, изысканны и мелодичны.
С середины 1890-х гг. работал преимущественно в русле гражданской лирики. С 1896 г. печатался в еженедельном литературно-художественном журнале Servet-i Fünun («Богатство знаний»; издавался в Стамбуле в 1891–1944, с перерывом в 1920–1923, с 1928 под названием Resimli Uyanış, буквально – «Иллюстрированное пробуждение», «Иллюстрированное возрождение»), в 1896–1901 гг. его главный редактор. Написал для журнала ряд критических статей и стихотворений, составивших сборник «Разбитый рубаб» («Ruba-ı Şikeste»; издавался в 1896, 1897, 1900 и 1909; каждое последующее издание существенно дополнено по сравнению с предыдущими), который, сделав Тевфика Фикрета самым читаемым поэтом Турции рубежа 19–20 вв., сохраняет популярность и поныне.
Широкое хождение в списках в 1890-е гг. получило стихотворение «Туман» («Sis», опубликовано в 1908); его заглавный образ был понят современниками как символ полицейского террора, которым характеризовался период правления Абдул-Хамида II. Стихотворение в духе романтизма «Рыбаки» («Balıkçılar», опубликовано в 1899) о неравной и трагической борьбе человека с силами природы воспринималось как призыв к сопротивлению султанскому режиму. Автор попал под надзор полиции и был вынужден уйти из редакции журнала Servet-i Fünun (1901). В 1902 г. последовал запрет на публикацию произведений Тевфика Фикрета.
Увлечение идеями русской Революции 1905–1907 гг. отразилось в антиклерикальной поэме «Древняя история» («Tarih-i Kadim», 1905; опубликована в оригинале в 1920 в Баку, в 1923 в Москве; в Турции издана в 1928; русский перевод под названием «История», 1967). Поэма вызвала резкую критику, в том числе со стороны друзей Тевфика Фикрета; его обвинили в пропаганде атеизма и в оскорблении пророка Мухаммеда.
Надежду на прогресс и уничтожение тирании в Турции поэт связывал с молодёжью: стихотворение «Если наступит утро» («Sabah olursa», 1901–1905, опубликовано в 1911) и др. В ответ на просьбу написать гимн революции, с которой к Тевфику Фикрету обратились представители гарнизонов Балкан, восставших в ходе Младотурецкой революции 1908 г., создал «Песнь нации» («Millet Şarkısı», 1908); с нею войска повстанцев вошли в Стамбул. Поэт получил разрешение печататься. Первоначально он с воодушевлением воспринял переворот и посвятил «наступлению эпохи свободы» ряд стихотворений (вошли в сборник «Тетрадь Халюка», «Halûkün Defteri», 1911). Разочаровавшись в младотурках, Тевфик Фикрет отказался от предложенного ему поста министра просвещения, но вступил в должность ректора Галатасарайского лицея в Стамбуле (1908–1909), выдвинув условие невмешательства властей в его деятельность. 31 марта 1909 г., когда в городе произошло восстание под лозунгом восстановления шариата, толпа двинулась к лицею, чтобы снести «гнездо безбожников». Тевфик Фикрет вышел к погромщикам и остановил их, заявив, что, чтобы разрушить лицей, надо сначала убить его ректора. Вскоре мятеж был подавлен.
В 1914 г. у поэта парализовало правую половину тела, но, быстро научившись писать левой рукой, он создал проникнутый радостью бытия сборник стихотворений для детей «Шермин» («Şermin», 1914); планировал приступить к изданию детского журнала.
Реформировал турецкую лирику: ввёл фонетическую (звуковую) систему рифмовки взамен повторения опорных букв, ступенчатую строку, позволившую развивать одну мысль в нескольких бейтах, разработал и внедрил новые ритмические схемы стиха.
Тевфик Фикрет был похоронен в саду близ дома в пригороде Стамбула (ныне в черте города), где жил в 1906–1915 гг. (с 1945 в доме действует литературный музей); впоследствии (когда именно, неизвестно) останки поэта были перенесены на кладбище Эюп; 24 декабря 1961 г. возвращены в сад, где находятся и поныне.
Существует легенда, что М. К. Ататюрк, готовясь к отъезду в Анатолию, чтобы возглавить национально-освободительное движение 1919–1922 гг., ночью посетил место захоронения Тевфика Фикрета. На вопрос сторожа о причине столь позднего визита он ответил, что пришёл поклониться человеку, который в жизни руководствовался только собственной совестью.