Фибиг Клара
Фи́биг Кла́ра, Клара Фибих (Clara Viebig) (17.7.1860, Трир – 31.7.1952, Берлин), немецкая писательница.
Из прусской протестантской семьи. Отец, Эрнст Фибиг, – правительственный чиновник. Первые семь лет жизни провела в Трире. В 1868 г. семья переехала в Дюссельдорф, где К. Фибиг до 1876 г. училась в женской гимназии и брала частные уроки музыки. По окончании обучения не сдавала экзаменов на аттестат зрелости, поскольку в Пруссии такая возможность для девочек появилась только в 1899 г. В 1876 г., когда отец тяжело заболел, по настоянию родителей вернулась в Трир; в течение года жила в семье друга отца, судебного чиновника, которого иногда сопровождала в служебных поездках по горной местности Айфель, что впоследствии отразилось в творчестве Фибиг и принесло ей неофициальный титул «поэтессы Айфеля» (Eifeldichterin).
В 1883 г. вместе с матерью переехала в Берлин. Обучалась пению в Королевской высшей школе музыки (ныне в составе Берлинского университета искусств), давала частные уроки игры на фортепиано. Певческая карьера Фибиг не состоялась, и она обратилась к литературным занятиям. Первые публикации – короткие рассказы (частью подписанные настоящей фамилией, частью – псевдонимом К. Андерс) в периодической печати, в том числе в еженедельных литературных журналах Die Romanwelt («Мир романа») и Die Deutsche Romanbibliothek («Немецкая библиотека романа»), в журнале Neue Revue («Новое обозрение»). В конце 1895–1896 гг. в газете Berliner Volkszeitung («Берлинская народная газета») напечатан дебютный роман Фибиг «Дикий огонь» («Wildfeuer», отдельное издание 2022), действие которого происходит в среде немецких аристократов и землевладельцев и связано с любовным треугольником.
В 1896 г. вышла замуж за Ф. Т. Кона, совладельца берлинского издательства Verlag F. Fontane & Co., принявшего протестантизм.
Ключевым событием, сформировавшим писательскую манеру Фибиг, стало знакомство с романом Э. Золя «Жерминаль», который помог ей постичь «реальную жизнь» (Viebig. 2002. S. 59). Среди немецких писательниц Фибиг – одна из немногих последовательниц натурализма. В натуралистической новелле «Виновная» («Die Schuldige», написана в 1896, опубликована в 1927) представлена история батрачки, убившей отца своего незаконнорождённого ребёнка. На основе новеллы Фибиг создала драму «Барбара Хольцер» («Barbara Holzer»), поставленную в декабре 1896 г. в берлинском театре «Свободная народная сцена» и в мюнхенском Немецком драматическом театре.
Для творчества Фибиг характерна привязка произведения к конкретному географическому региону, обострённое внимание к проблеме взаимосвязи человека с окружающей природной и культурной средой. Точное описание места действия было важно для писательницы как подтверждение достоверности воссоздаваемого в тексте мира. Обилие исторических фактов Фибиг использовала для создания и детальной прорисовки исторического фона, на котором рельефно проступают частные судьбы литературных персонажей. Сборник новелл «Дети Айфеля» («Kinder der Eifel», 1897, русский перевод 1911 под названием «Дети Эйфеля») отразил знакомство Фибиг с местностью между реками Мозель и Рейн, жизнью и традициями региона, впечатления о его природе. В романе «Дочери рейнской земли» («Rheinlandstöchter», 1897, русский перевод 1912) дана панорама жизни немецкого буржуазного общества конца 19 в. и показаны молодые женщины, стремящиеся обрести независимость и счастье.
Значительный успех принёс роман «Бабья деревня» («Weiberdorf», русский перевод 1904 под названием «Бабье царство», 1907 – под названием «Бабья деревня»), который в 1899 г. публиковался в газете Frankfurter Zeitung («Франкфуртская газета»), а в 1900 г. вышел отдельной книгой. Действие происходит в деревне Айзеншмитт (регион Айфель). Главные темы произведения – семейные отношения и миграция рабочих, связанная с неравномерными темпами индустриализации в разных районах Германии.
Роман «Стража на Рейне» («Die Wacht am Rhein», 1902, русский перевод 1906 под названием «Дюссельдорфские граждане»), первоначально опубликованный в 1901–1902 гг. в еженедельном журнале Über Land und Meer («По суше и по морю»), повествует о конфликте зажиточных горожан с расквартированными в Дюссельдорфе прусскими военными. События охватывают период с 1830 г. до окончания франко-германской войны 1870–1871 гг.; в центре повествования – жизнь трёх поколений семейства, по отцовской линии прусско-лютеранского, а по материнской – рейнско-католического.
В романе «Спящее войско» («Das Schlafende Heer», 1904) представлены сложные взаимоотношения между поляками и немцами в Познанской провинции в условиях проводимой прусскими властями политики в области колонизации, школьного образования и культуры.
Действие ряда произведений Фибиг происходит в Берлине. «Берлинские» тексты писательницы разнообразны по тематике. Романы 1899 г. «Дилетанты жизни» («Dilettanten des Lebens», русский перевод 1905) и «Да здравствует искусство!» («Es lebe die Kunst!») содержат автобиографические черты (стремление стать певицей и обучение пению в Берлине), отражают переживания и размышления их создательницы (например, о том, как сложно женщине совмещать творческую деятельность с повседневными делами и бытовыми заботами). Теме бедственного существования «маленьких людей» в большом городе посвящён роман «Хлеб насущный» («Das tägliche Brot», 1900, русский перевод 1905), где поднимаются проблемы влияния наследственности и социальной среды на формирование личности. Особое внимание Фибиг уделяла изображению исторического развития города. В романе «Люди из предместья» («Die vor den Toren», 1910) Берлин периода грюндерства предстаёт городом-молохом, поглощающим окрестные деревни. Роман «Железо в огне» («Das Eisen im Feuer», 1913, русский перевод 1924) воссоздаёт жизнь берлинских ремесленников, студентов, лавочников и рабочих на протяжении почти двух десятилетий – от т. н. картофельной революции (Kartoffelrevolution), голодного бунта в апреле 1847 г., до начала австро-прусской войны 1866 г.
Первую мировую войну 1914–1918 гг. Фибиг встретила с патриотическим воодушевлением, которое вскоре сменилось трагическим разочарованием и страхом, усилившимся после того, как её сын Э. Фибих ушёл на фронт добровольцем. В романе «Дочери Гекубы» («Töchter der Hekuba», 1917, русский перевод 1926) война осуждается как бессмысленная массовая гибель людей, приносящая бесчисленные страдания в том числе и гражданскому населению. Действие романа относится к концу первого года войны и происходит в предместье Берлина. Основные персонажи – женщины различных социальных слоёв, от супруги генерала до неимущей матери-одиночки, объединённые общим опытом мучительного ожидания и тревоги за близких.
В 1920-е гг., создавая произведения о современности (в их числе роман «Женщина с тысячей детей», «Die mit den Tausend Kindern», 1929, – об учительнице народной школы в нищенском квартале Берлина, которая во имя педагогического призвания отказывается от брака), Фибиг продолжала работать и в жанре исторического романа. Роман «Во времена французов» («Franzosenzeit», 1925) посвящён эпохе наполеоновского владычества в Германии. В основе романа «Шарлотта фон Вайс. Роман прекрасной женщины» («Charlotte von Weiß. Der Roman einer schönen Frau», 1929) лежит реальная история берлинской отравительницы начала 19 в. Роман «Принцы, прелаты и санкюлоты» («Prinzen, Prälaten und Sansculotten», 1931) – жизнеописание Клеменса Венцеслава Саксонского, последнего курфюрста Трира, лишившегося своих владений в 1797 г., после того как французские революционные войска захватили его резиденцию.
С приходом к власти в Германии нацистов в 1933 г. семья писательницы оказалась в опасном положении из-за еврейского происхождения Ф. Т. Кона. После смерти мужа (1936) Фибиг переехала к сыну, эмигрировавшему в Бразилию, но впоследствии вернулась в Германию. В 1939 г. вступила в Имперскую палату литературы, что позволило ей переиздать три романа, хотя и в цензурированном виде.
Последнее произведение – роман «Cамый любимый и самая ненавидимая» («Der Vielgeliebte und die Vielgehasste», 1935), в котором описана история взаимоотношений прусского короля Фридриха Вильгельма II и его фаворитки Вильгельмины Энке, пожалованной титулом графини Лихтенау.
После окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. писательница жила в Берлине. С 1949 г. до конца жизни получала от правительства Германской Демократической Республики почётную пенсию.