Феофилакт (Лопатинский)
Феофила́кт (в миру Фёдор Леонтьевич Лопатинский) [начало 1670-х гг., Речь Посполита – 6(17).5.1741, Санкт-Петербург], русский церковный деятель, епископ (1723–1725) и архиепископ (1725–1738, 1741) Тверской и Кашинский, богослов, философ. Дворянин, происходил из волынской шляхты. Окончил Киево-Могилянскую академию.
В конце обучения предпринял путешествие во Львов, Священную Римскую империю, Итальянские государства. После возвращения принял монашеский постриг и стал наставником в Киевской академии.
Деятельность в Москве (1700-е гг. – 1722)
В 1702 г. вызван в Москву митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). В 1704–1722 гг. служил в Славяно-греко-латинской академии: преподаватель философии (до 1706) и богословия (1706–1710), префект (1706–1708), ректор (1708–1722); одновременно архимандрит московского Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1708–1722). Способствовал дальнейшему развитию академии, расширению состава учебных дисциплин (философия, богословие). В основу курсов философии и богословия были положены системы Аристотеля и Фомы Аквинского с элементами «второй» схоластики. Курс философии, подготовленный Феофилактом, назывался «Trivium Aristotelis, ab Alcide Roxolano biennio decurrendum, sive tres Philosophiae species: Logica, Phisica et Metaphisica <…> anno 1704» [Тривиум Аристотеля, Алкидом Россиянином в продолжение двух лет пробегаемые, три вида философии: логика, физика и метафизика … 1704 г. // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 173. 1. № 289, 290, 291, 318]. Двухлетний философский курс включал в себя диалектику, логику, натурфилософию, метафизику, пневматику (психологию), метеорологию (естествознание), математику. В разделе «Диалектика» поместил специальный словарь, в котором дал определения более 140 важнейших философских терминов и понятий. В философском курсе проявилась тенденция к объединению светских и религиозных представлений, стремление к синтезу вероучения и науки. Впервые в стенах академии прочёл отдельный курс богословия под названием «Scientia, sacra disputationibus theologicis <….> illustrata…, anno 1706–1710» (Наука священная в богословских состязаниях … изложенная … в 1706–1710 гг.» // ОР РГБ. Ф. 173. 1. № 255). По мнению А. В. Панибратцева, Феофилакт явился основателем профессионального философского образования в России: по его курсам философия и богословие преподавались в первой половине 18 в. во многих учебных заведениях России. (Панибратцев. 1997. С. 15–17).
27 июня (8 июля) 1710 г. в присутствии царя и войска произнёс проповедь после Литургии в день годовщины Полтавской битвы 1709 г. Начиная с 1712 г. состоял в полемике с Феофаном (Прокоповичем). В 1713 г. в присутствии царя и ряда высокопоставленных лиц вёл диспуты с «русским лютеранином» Д. Е. Тверитиновым о призывании святых и поклонении иконам. В 1714 г., по поручению митрополита Стефана (Яворского), провёл следствие по делу ученика академии Ивана Максимова, заподозренного в еретичестве и связанного с кружком Тверитинова. Следствие закончилось анафемой московским еретикам, провозглашённой архиерейским судом в патриаршей крестовой палате в том же году. Осенью 1717 г. в числе других представителей духовенства и архиереев [митрополит Рязанский Стефан (Яворский), епископ Сарский и Подонский Алексий (Титов), епископ Тверской Варлаам (Косовский), преподаватель академии Гедеон (Вишневский)] безуспешно пытался воспрепятствовать епископской хиротонии Феофана (Прокоповича). 1(12) января 1722 г. в присутствии императора произнёс проповедь о значении заключения Ништадтского мира 1721 г., по указу Петра I она была издана, переведена на немецкий язык и послана М. П. Бестужеву-Рюмину для публичного зачитывания в Стокгольме.
Член Святейшего Синода (1722–1730)
21 января (1 февраля) 1722 г. назначен советником Святейшего Синода, 9 марта (20 марта) того же года – архимандритом московского в честь праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря. В том же году ходатайствовал перед Синодом о назначении его на епископскую кафедру в Иркутск. Члены Синода сообщили Петру I о просьбе Феофилакта, однако отметили, что он нужнее в Синоде. В результате прошение было отклонено. 24 февраля (7 марта) 1723 г. хиротонисан в епископа Тверского и Кашинского. 22 октября (2 ноября) 1723 г. участвовал в отпевании царицы Прасковьи Фёдоровны.
9(20) марта 1725 г. возведён в сан архиепископа и назначен вторым вице-президентом Синода. В Синоде стал ответственным за ведение раскольничьих дел. Отказался возглавить назначенную ему по указу императрицы Екатерины I Алексеевны от 25 июня (6 июля) 1725 г. Псковскую епархию и попросил оставить его на тверской кафедре, что было одобрено императрицей.
В 1728 г. подготовил к изданию трактат «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского). В предисловии к книге поместил его биографию и портрет со стихотворной подписью, а также отметил, что находит книгу полезной и необходимой для православных людей для укрепления их в догматах православной христианской церкви.
Деятельность в 1730–1735 гг.
21 июня (2 июля) 1730 г. был выведен из Синода в связи с тем, что его идейный противник архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) заручился поддержкой вступившей на престол императрицы Анны Ивановны. Удалился в Тверь. По его благословению в 1731 г. в тверском во имя великомученика Феодора Стратилата мужском монастыре был построен семинарский дом, в котором расположилась славяно-русская школа для детей священников. В том же году реформировал школу и ввёл новые предметы (греческая грамматика, русское и греческое письмо, арифметика и др.).
В конце 1730 – начале 1731 гг. по совету архимандрита Киево-Печерского монастыря Платона (Малиновского) и князя Д. М. Голицына написал полемический трактат «Апокрисис, или Возражение на письмо Буддея». Трактат был направлен против сочинения И. Ф. Буддея «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви» (Buddeus J. F. Epistola apologetica pro ecclesia Lutherana contra columnias et obtrectationes Stephano Javorsskii ad amicum. Jenae, 1729), в котором содержалось развёрнутое опровержение на «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского). Феофилакт был убеждён, что настоящим автором сочинения был Феофан (Прокопович) (авторство точно не установлено до настоящего времени). В 1731 г. Феофилакт собирался печатать свой трактат в латинской типографии в Риге. Однако издать её без разрешения императрицы было нельзя, поскольку именно она должны была позволить само написание книги. В связи с этим Феофилакт поручил архимандриту калязинского во имя Святой Троицы и преподобного Макария Калязинского мужского монастыря Иоасафу (Маевскому) отвезти рукопись духовнику императрицы, архимандриту Троице-Сергиева монастыря Варлааму (Высоцкому), чтобы испросить у Анны Ивановны разрешения «писать» книгу (хотя она была уже написана). Однако архимандрит Варлаам выдал Иоасафа (Маевского) главе Канцелярии тайных розыскных дел А. И. Ушакову и сотруднику Канцелярии князю А. М. Черкасскому, а Иоасаф, оказавшись в Канцелярии, в свою очередь, выдал им Феофилакта (по всей видимости, о написании Феофилактом книги там не знали). Вероятно, тогда же Иоасаф передал Феофану (Прокоповичу) сделанную втайне от Феофилакта копию сочинения.
Во время Великого поста 1731 г. Ушаков и князь А. М. Черкасский вызвали Феофилакта в Москву. Во время первой встречи с Анной Ивановной он получил Высочайшее разрешение писать книгу, однако буквально на следующий день последовал вызов в Тайную канцелярию, во время которого от него потребовали дать подписку в том, чтобы не писать книгу против Буддея и никому об этом запрете не разглашать: «1731 апреля 12 Ея Императорское Величество указала Тверскому архиерею Феофилакту [объ]явить, чтоб он книги, которую [хочет] сочинять в ответ на книжицу [Буддея], о чем явно по делу в Тайной ка[нцеля]рии, то бы ответствовано, книги он[ой] <…> не сочинял, понеже не токмо оною [Буд]деевою книжицею, но и другими никакими <…> книгами благочестивые веры Греч[ескаго] исповедания никто повреди(л), понеже в Российской Империи <…> вера благодатию Божиею со[держится]…» [Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. VII. Оп. 1. № 221. Ч. 6. Л. 189а, 193].
19(30) августа 1732 г. указом императрицы Анны Ивановны была запрещена изданная Феофилактом книга Стефана (Яворского) «Камень веры», все напечатанные экземпляры должны были быть изъяты, а лица, причастные к её изданию, подверглись преследованию. Однако непосредственным поводом для гонений на архиепископа стало «Решиловское дело» – расследование, связанное с поисками автора анонимного подмётного письма 1732 г., обличавшего как самого Феофана, так и правительство Анны Ивановны (Чистович. 1861). К этому делу Феофан (Прокопович) привлёк Феофилакта как свидетеля. В составлении пасквиля был заподозрен игумен кашинского Клобукова во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Иосиф (Решилов), близкий к Феофилакту. В августе 1732 г. Феофилакт был привезён для допроса в Санкт-Петербург, где содержался с 27 августа (7 сентября) по 6(17) октября на Тверском подворье, у храма Святого Николая на Мокрушах на Большой Никольской улице в Татарской слободе, а затем был отпущен в Тверь.
Синодальный суд и последние годы жизни (1735–1741)
12(23) июня 1735 г. был вторично привезён в Санкт-Петербург вместе со своей библиотекой и скарбом. Допрашивался членами Синода 30 мая (10 июня), 26 июня (7 июля) и 29 июня (10 июля). 10(21) июля того же года состоялся суд Святейшего Синода (на нём присутствовал также А. И. Ушаков), во время которого Феофилакт под клятвой подтвердил правдивость своих прежних показаний и был приведён к присяге, составленной Феофаном (Прокоповичем).
Однако архиепископу не поверили и продолжили держать под арестом на Тверском подворье. В декабре 1736 г. дело было передано в Тайную канцелярию, после чего его перевели в Петропавловскую крепость. В декабре 1738 г., в связи с делом А. П. Волынского и князей Долгоруких, следствие над Феофилактом возобновилось, и он был обвинён в том, что переписывался с Иосифом (Решиловым) (к тому моменту расстрижен), вёл с ним «неприличные речи» против императрицы, но скрыл это и на суде не повинился. За эти и другие «вины» Феофилакт был лишён архиерейского и монашеского чина и бит плетьми в Тайной канцелярии. Вероятно, тогда же, после пыток, был разбит параличом. Определением Кабинета министров в 1738 г. приговорён к заключению под стражу в замке в Выборге (РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 221. Ч. 10. Л. 240).
Согласно указу правительницы Анны Леопольдовны от 13(24) ноября 1740 г. о возвращении всех невинно осуждённых в прошлое царствование был освобождён из заключения 31 декабря 1740 г. (11 января 1741) и восстановлен в прежнем сане.
Работа по исправлению текста славянской Библии
В 1712 г. возглавил вместе с братьями Лихудами по указу Петра I комиссию по исправлению текста славянской Библии (издания 1663) по греческим и латинским текстам путём сличения её с Септуагинтой и Вульгатой. Тщательная работа по сверке всех книг Ветхого Завета (за исключением Псалтири) была закончена к 1723 г. Святейший Синод одобрил исправления. Указом от 5(16) февраля 1724 г. Пётр I распорядился внести исправления в текст, а старые чтения вынести на поля; Псалтирь, напротив, следовало оставить в старой редакции, но сверить с оригиналом и исправления вынести на поля. Эта работа (за исключением исправления Псалтири) была выполнена под руководством Феофилакта и архимандрита ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря Афанасия (Паисиос-Кондоиди); образцы текста, отпечатанные разными шрифтами, были переданы Синоду. (Пичхадзе А. А. Переводы Библии на церковнославянский язык // Православная энциклопедия. Москва, 2002. Т. 5. С. 146–147). После смерти императора работа приостановилась, но Феофилакт продолжал работать над переводом, сверяя его с еврейским текстом. Его трудами славянская Библия в 1735 г. была вновь подготовлена к печати, но в 1735 г. архиепископ Феофан (Прокопович) представил в Синод критический доклад о труде Феофилакта и добился проверки исправленного текста. В дальнейшем перевод Феофилакта пересматривался и дорабатывался; т. н. «Елизаветинская» Библия была напечатана только 18(29) декабря 1751 г.
Литературные и богословские труды
В 1709 г. вместе с архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Иосифом (Туробойским) и преподавателями академии сочинил книгу приветствий царю Петру I в честь победы в Полтавской битве 1709 г. «Политиколепная апофеосис достохвальныя храбрости всероссийскаго Геркулеса … Петра Алексиевича …» (1709). В том же году по поручению Петра I составил последование благодарственной службы в честь победы в битве (Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над свейским королем Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой в лето 1709 месяца иуния в 27 день. Москва, 1710), в которой победа русского оружия символизировала торжество православия над лютеранством.
В 1712 г. написал обширный полемический трактат «Иго Господне благо, и бремя Его легко…» (не опубликовано). В трактате впервые в русской богословско-полемической литературе было подвергнуто критике учение ректора Киево-Могилянской академии Феофана (Прокоповича), в частности его сочинение «Книжица, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими <…> о неудобьносимом законном иге» (1712), где было представлено протестантское учение о единой оправдывающей вере, согласно которому человек оправдывается перед Богом не добрыми делами, но лишь верой в Иисуса Христа. Феофилакт определил учение архимандрита Феофана как лютерано-кальвинистское, вносившее «в мир Российский мудрования оная Реформатская, доселе в церкви православной не слышанная, о законе Божии и оправдании» (ОР РГБ. Ф. 173. 3. № 196. Л. 5). Трактат Феофилакта состоял из 19 глав (по числу глав сочинения Феофана), где автор изложил православное учение о законе и заповедях Божиих (глава 3), отверг ложное понимание христианской свободы как свободы от соблюдения закона Божьего (глава 4), сформулировал истинное понимание христианской свободы как освобождения от грехов, освобождения от обрядов ветхозаветной церкви и свободного (не рабского) исполнения евангельских заповедей.
В 1718–1720 гг. по указу царя перевёл с латинского языка труд итальянского историка Полидора Вергилия «De inventoribus rerum» («Об изобретателях», 1499) – энциклопедическое издание по истории изобретений, открытий и различных социально-культурных явлений [перевод напечатан под названием «Полидора Вергилия Урбинского осмь книг о изобретателях вещей» (Москва, 1720)].
Автор приложения «Рассмотрение сея повести» к переведённой в сокращённом виде книге монаха-бенедиктинца Мауро Орбини (1550–1614) «Il Regno degli Slavi hoggi corottamente detti Schiavoni» (1601) [издана на русском языке в переводе графа С. Л. Владиславича-Рагузинского с предисловием Феофана (Прокоповича): «Книга историография початия имене, славы и разширения народа славянского, и их цареи и владетелеи под многими имянами, и со многими царствиями, королевствами, и провинциами» (Санкт-Петербург, 1722)]. Документально опровергнул мнение Орбини о том, что равноапостольные Кирилл и Мефодий были посланы в Моравию из Рима.
В 1719 г. написал латинскую оду в честь князя Д. К. Кантемира «Ode in laudem operis serenissimi principis Demetrii Kantemiri systema», опубликованную в 1722 г. (Кантемир Д. К. Книга систима или Состояние мухаммеданския религии. Санкт-Петербург, 1722. С. 17–19).
В опровержение положений «Поморских ответов» в 1723 г. написал «Обличение неправды раскольническия, показанныя во ответах выгоцких пустосвятов, на вопросы честнаго иеромонаха Неофита, ко увещанию и призыванию их к святей церкви, от Святейшаго Правительствующего Синода, к ним посланного» [опубликовано в 1745 митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением (Мацеевичем)]. Из 106 ответов поморцев избрал 50-й, наиболее важный в содержательном плане, в котором были перечислены 38 спорных пунктов между расколом и православием. В таком же порядке предложил опровержение всех 38 пунктов, указав, что перечисленные спорные вопросы касались внешней, обрядовой стороны богослужения и не затрагивали догматической стороны православного вероучения: «Ни едина бо от сих статей, ни вси купно, доволны суть к раздору церковному: не суть бо сия догматы апостольския православныя веры, но внешныя чины и обряды церковного моления» [Обличение неправды раскольническия ... 1745. Л. 1об.].
В 1725 г. написал «Пастырское увещание к православным Христианам противу лжеучителей и распространителей раскола и суеверия», изданное тогда же в виде указа (Полное собрание законов Российской империи. Т. 7. Санкт-Петербург, 1830. № 4635).
Вероятно, в начале 1730-х гг. составил «Зерцало горячайшаго ко Господу Богу духа» (оригинал на латинском языке) – молитвы, написанные от лица христианина, готовящегося к Причащению.
В трактате «Апокрисис, или Возражение на письмо Буддея» (1730–1731; написан на латинском языке с русским переводом) Феофилакт привёл аргументы в защиту шести догматов православного вероучения, подвергшихся критике в сочинении И. Ф. Буддея: о постах, почитании икон и святых, о предании, добрых делах и покаянии, о вере оправдывающей. Впервые в русской богословской литературе предпринял попытку защитить митрополита Стефана (Яворского) от критики протестантских богословов, опроверг утверждение о его мнимом тайном католичестве и засвидетельствовал его верность православию. Развернул ответную критику протестантизма и личности М. Лютера как отступника и мятежника против Католической Церкви. «Апокрисис» стал одним из наиболее авторитетных и значительных памятников антипротестантской полемики в России в 18 в. Историк литературы Д. Г. Извеков отмечал, что «"Апокризис" – плод усердной и основательной работы многосторонне-образованного и очень учёного автора» (Извеков. 1871. С. 170).
Похоронен в церкви праведного Лазаря Александро-Невского монастыря.
Современники высоко оценивали нравственный облик Феофилакта. Врач на российской службе, доктор медицины Падуанского университета и член Бранденбургского общества наук (с 1726) М. Шендо ван дер Бех (М. Схендо ван дер Бек) писал в 1725 г.: «Наш учёный круг ещё уважает Феофилакта Лопатинского, епископа Тверского <…>. Этот человек самого многостороннего образования, знаток греческой литературы <…>. Его непоколебимая честность во всех обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, "если бы добродетель можно было бы нарисовать, то он был бы её портретом"» [Фандербек М. Ш. (Критодемус). О состоянии просвещения в России в 1725 году // Сын Отечества. 1842. Ч. 1, № 1. С. 14].