Этрускология
Этрусколо́гия, комплексная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю, язык и культуру этрусков.
Интерес к этрускам отмечался ещё в эпоху Античности. Одним из первых «этрускологов» был император Клавдий, написавший по-гречески двадцатитомную историю этрусков, не сохранившуюся до наших дней.
После падения Западной Римской империи память об этрусках продолжала жить. Подлинные или приписываемые им древности обычно были частью пейзажа или периодически появлялись в результате земляных и строительных работ в Тоскане, Лации и других областях Италии. Об этрусках упоминали латинские авторы. Новые попытки осмыслить доступные сведения, вписать их в общий контекст знаний о древности начались в эпоху Возрождения.
Значительную, хотя противоречивую роль в развитии этрускологии сыграл Аннио да Витербо (1432–1502), в чьих трудах причудливо перемешивались заведомо ложные утверждения и некоторые правильные наблюдения. Просвещённые круги Тосканы и власти Флоренции (чей правитель Козимо I Медичи принял титул Великий герцог Этрурии) хотели возвеличить своих земляков, в то же время закладывая основу политической и культурной гегемонии в Центральной Италии. В этот период начали формироваться первые коллекции, в 16 в. были найдены и отреставрированы такие шедевры этрусского бронзового литья, как Химера, Минерва и Оратор.
В 17 в. Козимо II Медичи заказал шотландскому учёному Томасу Демпстеру обобщающий труд по этрусской истории и культуре. «Семь книг о царской Этрурии» были написаны в 1616–1619 гг., а изданы только в 1723–1724 гг. Труд Демпстера являлся первой попыткой синтеза сведений античных авторов и археологических находок, он стал своеобразной точкой отсчёта для зарождающейся науки этрускологии. В целом 17 в. – время смещения интереса к этрускам в региональные центры (Вольтерра, Перуджа и др.).
Этрускологами 18 в. были преимущественно тосканские эрудиты и антиквары. Этот период большого увлечения этрусками и энтузиазма в их изучении известен как время «этрускерии» (от итальянских слов «этруски» и «истерия»). Тем не менее этрусколог Массимо Паллотино оценил эту стадию развития весьма благосклонно. По его мнению, если 16-е столетие было веком открытия Рима, 19-е столетие – Греции, то 18-е столетие стало веком открытия Этрурии. Этрускерии современные учёные обязаны энергичным сбором и публикацией археологического материала, созданием центров научной активности и формированием учёного сообщества. В 1727 г. была учреждена Этрусская академия и одновременно музей в Кортоне. В 1761 г. основан археологический музей в Вольтерре (Museo Etrusco Guarnacci, Музей этрусков Гварначчи), его основу заложила коллекция аббата Марио Гварначчи.
Из трудов эрудитов 18 в. наибольший интерес представляют сочинения Джованни Баттисты Пассери, Шипионе Маффеи и Антонио Франческо Гори. Искусство этрусков привлекло внимание Иоганна Иоахима Винкельмана и Джамбаттисты Пиранези, попытавшихся осмыслить его истоки, специфику и степень влияния на искусство Древнего Рима. Важнейшую роль сыграли труды Луиджи Ланци – по сути «сумма знаний» 18 в. о языке, истории, материальной и духовной культуре этрусков. Ланци доказал, что большинство расписных ваз, найденных в этрусских погребениях, изготовлено в Греции. Считается, что именно Ланци стоял у истоков этрускологии как научной дисциплины.
В 1-й половине 19 в. этрускология продолжила своё становление. Этому способствовало накопление археологического материала: энергично раскапывались города, храмовые комплексы и некрополи (Тарквинии, Вульчи, Черветери, Перуджа, Кьюзи и др.), формировались коллекции великих герцогов Тосканских (впоследствии часть Национального археологического музея Флоренции), римских пап (Григорианский этрусский музей), частных лиц (принца Канино Люсьена Бонапарта, банкира Джампьетро Кампана и др.), Меторополитен-музея (США). 19 в. мы обязаны находками статуи Марса из Тоди, вазы Франсуа, саркофагов супругов в Лувре и музее Вилла Джулия, сокровищ могилы Реголини – Галласси и др.
Событием стал выход двухтомного сочинения немецкого филолога Карла Отфрида Мюллера «Этруски» (1828). Были опубликованы записки путешественников; в частности, увидел свет труд Джорджа Денниса «Города и кладбища Этрурии» (1848), сыгравший большую роль в информировании европейских образованных кругов. В 1829 г. как частная ассоциация немецких учёных был создан Институт археологической корреспонденции (ныне Германский археологический институт).
Новый импульс изучение этрусков получило после объединения Италии (1861), когда расширилась география раскопок (добавились исследования Вейи, Цере, Спины, Марцаботто, памятников культуры Вилланова). Стали регулярно публиковаться отчёты о проведении археологических исследований (в 1876 впервые издан ежегодный бюллетень «Известия о раскопках древностей»). Совершенствовалась методика: в 1870-х гг. некоторые раскопки проводились со строгой фиксацией находок и стратиграфии.
Были открыты новые музеи (в Болонье, Тарквиниях, Кьюзи, Фьезоле и др.); особое значение имело создание Национального археологического музея Флоренции (1870) и Национального этрусского музея Вилла Джулия (1889). Тем не менее из-за дефектов законодательства многие археологические находки покинули пределы Италии, обогатив зарубежные музеи и частные собрания. Разворачивается работа по систематизированному изданию памятников этрусского языка и культуры. Следует особо отметить «Корпус италийских надписей…» (1867). Его издатель – Ариоданте Фабретти – отвёл бо́льшую часть места этрусским текстам. Событием стал выход книги французского учёного Жюля-Жозефа Марта «Искусство этрусков» (1889) – первой обобщающей монографии по данной тематике, выполненной на высоком научном уровне.
Во 2-й половине 19 в. шла активная дискуссия о происхождении этрусского языка и методологии его изучения, об этногенезе этрусков. Этот вопрос теперь решали с учётом недавно открытых памятников культуры Вилланова. В конце 19 в. филологи получили в распоряжение такие объёмные тексты, как Льняная книга и черепица из Капуи; при изучении древних языков средиземноморских народов были накоплены ценные знания, что позволило проводить сопоставления с этрусским.
В 20 в. интерес археологов в большей степени сместился на раскопки поселений; при этом исследовалась не только территория Центральной Италии, но и север и юг Апеннинского полуострова. Некоторые экспедиции принесли сенсационные результаты: был обнаружен городской центр Спины (1957), статуя Аполлона из Вей (1916), золотые таблички из Пирги с надписью на этрусском и финикийском языках (1964). Проводилась и до сих пор проводится титаническая работа по составлению археологических атласов Италии, Тосканы и отдельных районов с фиксацией всех находок и научным комментарием. Периодически выходили новые тома «Корпуса этрусских надписей» (издаётся с 1893), в 1978 г. увидел свет «Тезаурус этрусского языка», включавший всю известную к тому времени лексику, а в 1954 г. – «Свидетельства этрусского языка» (подборка наиболее важных с точки зрения истории и филологии надписей).
Ведущую роль в организации изучения этрусков играет Национальный институт этрусских и италийских исследований (Флоренция), преемник Постоянного комитета по изучению Этрурии (1925). Этот орган ежегодно публикует журнал «Этрусские исследования», организует конференции (1-й международный конгресс состоялся в 1928), осуществляет широкую международную деятельность. У института есть зарубежные секции (австрийская, немецкая, французская, США). Изучение этрусков ведётся в неразрывной связи с изучением других народов, живших в 1-м тыс. до н. э. на Апеннинском п-ове. Вместе с комплексным подходом к исследованию этрусской цивилизации это является характерной чертой этрускологии 2-й половины 20 в.
Итальянские учёные внесли большой вклад в изучение этрусков. Сохраняют научную ценность труды таких исследователей, как Луиза Банти, Джакомо Девото, Перикле Дукати, Мауро Кристофани, Марио Торелли и др. Особое место в этрускологии принадлежит учёному Массимо Паллотино, который выдвинул и обосновал теорию, что этногенез этрусков состоялся на территории Апеннинского п-ова. Концепция Паллотино опирается на богатый археологический и лингвистический материал; формирование этрусского народа рассматривается на широком историческом фоне.
Давние традиции изучения этрусков имеет ряд европейских стран (Германия, Франция, Великобритания, Швеция и др.), Соединённые Штаты Америки. Центрами этрускологии являются научно-исследовательские учреждения, музеи, университеты. Для лучшего понимания этрусской цивилизации много сделали немецкий историк Франц Альтхайм, французские исследователи Реймон Блок, Жак Эргон, Доминик Брикель, немецкий лингвист Хельмут Рикс, нидерландский классицист Ламмер Буке ван дер Мер, британский этрусколог Сибил Хайнс, бельгийский учёный-археолог Франц де Рёйт, немецкие этрускологи Фридхельм Прайон, Штефан Штайнгребер и др. В Италии на постоянной основе присутствуют иностранные научные центры или их филиалы, проводящие раскопки в Этрурии (Шведский институт в Риме, Королевский нидерландский институт в Риме, Британская школа в Риме, Американская академия в Риме, Германский археологический институт и др.).
В России изучение этрусков велось историками А. Д. Чертковым, В. И. Модестовым, А. Г. Бекштремом, Л. А. Ельницким, А. И. Немировским, Е. В. Мавлеевым, Н. К. Тимофеевой, историком искусства Г. А. Соколовым. Вопросы происхождения этого народа поднимались в работах Н. Я. Марра, выделявшего яфетическую стадию этногенеза Италии. Этрусский язык исследовали филологи А. И. Харсекин, Вяч. Вс. Иванов, Е. Д. Савенкова, С. А. Яцемирский. История и культура Этрурии изучается на исторических факультетах университетов в рамках курсов по истории и культуре Древнего Рима.