Этнофутуризм
Этнофутури́зм (греч. ἔθνος – народ, племя; лат. futurum – будущее), направление в искусстве, литературе и философии, распространённое в культуре современных финно-угорских народов Европы (эстонцев, финнов, саамов, венгров, ливов) и России (коми, удмуртов, марийцев, мордвы), а также, в меньшей степени, некоторых тюркских народов России (чувашей, татар). Концептуально в творчестве этнофутуристов нашли отражение идеи этнической идентичности финно-угорских народов и противостояния их ассимиляции со стороны массовой культуры, а также стремление создать современную городскую культуру финно-угорских этнических общностей. Этнофутуристическое искусство вдохновлено образами мифического прошлого, в его основе лежат эпические и легендарные сюжеты (например, выставка художника П. Н. Микушева «Моя Биармия»). В рамках этнофутуристического искусства на основе «архаических» образов формируется «новая мифология» (Уколова. 2009. С. 18), объединяющая, по замыслам авторов, традиции современных финно-угорских народов. Художники и писатели, работающие в данном направлении, выражают современное и футуристическое осмысление традиционной культуры. Исследователь Э. М. Колчева определяет интерпретацию фольклора и мифа в этнофутуризме как «неомифологизм», т. е. «мифотворчество… по мотивам традиционной мифологии» (Колчева. 2019. С. 68).
Для стилистики творчества этнофутуристов характерны зооморфные и антропоморфные образы мифологии финно-угорских народов, изобразительные черты пермского звериного стиля. Используемые графические элементы, как правило, отличаются абстрактностью. Среди распространённых в живописи этнофутуристов образов чаще всего представлены фигуры животных (медведи, рыбы, утка), духов природы, людей. В творчестве этнофутуристов можно видеть мотивы взаимодействия человека с природой, репрезентацию загробного пространства, мифологической многоуровневой модели мира, шаманизма и тотемизма. Исследователи отмечают сочетание в этнофутуризме элементов различных течений в искусстве: постмодернизма, магического реализма (Шибанов. 2007. С. 165), примитивизма, космофутуризма (ориентация на создание «прекрасного нового мира») (Колчева. 2008. С. 48–49, 81).
Этнофутуризм зародился в рамках южноэстонской городской культуры в конце 1980-х гг. Термин «этнофутуризм» появился в СМИ в 1989 г. применительно к современному эстонскому искусству, вдохновлённому образами финно-угорской мифологии. Сообщество художников и писателей – этнофутуристов формировалось в рамках съездов. В 1994 г. прошёл 1-й съезд этнофутуристов в Тарту, в 1998 г. – 2-й съезд в Ижевске, в 1999 г. – 3-й съезд в Тарту. Итогами этих встреч стали концептуализация нового направления в культуре, постулирование его основных принципов. В 1994 г. на 1-м съезде был озвучен «Манифест этнофутуризма» авторов К. Юлле, С. Кивисильдника, А. Хейнапуу, М. Лохмус, в котором декларировались основные положения данного течения в искусстве и философии. В частности, создатели манифеста заявили о поддержке консолидации финно-угорских народов, совместном противостоянии культурной ассимиляции, интеграции традиционной сельской и современной городской культур финно-угров, сохранении их этнического своеобразия в условиях глобализации. C 1998 г. этнофутуристическое движение активно развивается в Удмуртии, налаживаются контакты между российскими и европейскими художниками-этнофутуристами. C 2006 г. в Пермском крае проводится этнофутуристический фестиваль KAMWA (последний состоялся в 2020), который объединяет художников, музыкантов, дизайнеров, интерпретирующих традиционную культуру в контексте современного искусства. Программа фестиваля позволяет ознакомиться с творениями авторов – представителей финно-угорских народов России и Европы. Проведением фестиваля занимается одноимённая общественная организация KAMWA, которая реализует программы, направленные на «сохранение и возрождение культурных и исторических традиций» (официальный сайт КАМВА).
Проводились отдельные съезды писателей-этнофутуристов. 1-й съезд этнофутуристических литераторов состоялся в Йошкар-Оле в 1989 г. Официально Ассоциация финно-угорских писателей (АФУП) оформилась в 1994 г. в венгерском городе Эгере. В литературе этнофутуризм проявляется в использовании мифологических и эпических сюжетов, фольклорных образов, освещении проблем сохранения этнической культуры. Черты этнофутуризма заметны в следующих работах: сборник стихов «Белые лебеди возвращаются»/«Тӧдьы юсьёс берто» (удм.) М. И. Федотова (1986), поэтический сборник «Возвращаюсь в полночь»/«Бертасько уйшоре» (удм.) В. Л. Шибанова (1991), сборник стихов «Тридцать три»/«Koumekümne koume» (вепсск.) Н. В. Абрамова (1994), роман «Лодка»/«Paat» (эст.) Ю. Каукси (1998), сборник стихов «Костёр сквозь снег» П. Е. Дмитриева (П. Эйзин) (2003), сборник стихов «Состояния души»/«Mielentilat» (фин.) Е. В. Богданова (Э. Якобсон) (2004), роман «От имени рыбы»/«Чорыглэсь лушкам кылбуранъёс» (удм.) С. В. Матвеева (2005) и др.
В изобразительном искусстве к направлению этнофутуризма относят картины: «Этнографический этюд» И. В. Ефимова (1990), «Дочь луны» Ю. А. Таныгина (1994), «Лунный бубен» Ю. Н. Лисовского (1997), «Волшебная музыка кантеле» В. Н. Фомина (1998), «Возвращение» П. Г. Микушева (2002), «Формула этнофутуризма» Г. Г. Фомирякова (2017), «Ганеша» Ю. А. Дырина (2022) и др.
Проблема дефиниции этнофутуристического направления в литературе и живописи до сих является дискуссионной, поэтому принадлежность конкретных авторов к нему условна.
Этнофутуризм как концепт и художественный метод нашёл отражение также в театральной сфере (марийский мюзикл «Юмынӱдыр» режиссёра Р. Алексеева на основе мифологической сказки, 2012), в кинематографе (фильм «Небесные жёны луговых мари» режиссёра А. Федорченко по мотивам марийского фольклора, 2012). Черты этнофутуризма проявляются в творчестве европейских и российских дизайнеров, которые используют в одежде мотивы традиционной вышивки, орнамент, стилизованные украшения и аксессуары в этническом стиле. Этнофутуристические образы используются в современных брендинге и рекламе, в мультипликации («Йиркап» режиссёра А. Попова, 2014) и компьютерных играх («The Mooseman» В. Белецкого и М. Швачко, 2017), основанных на сюжетах мифологии коми. Существует практика создания комиксов в стилистике этнофутуризма, например издание «Герои Красного города. Чоткар Патыр. Начало» А. Окольникова (2019), в котором отражены образы марийской мифологии. Отмечается влияние этнофутуризма на современную музыку, основанную на народных мелодиях, песнях и использовании традиционных музыкальных инструментов.