Элуа д'Амерваль
Элуа́ д'Амерва́ль (Eloy d'Amerval) (годы жизни неизвестны, годы творческой деятельности 1455–1508), французский композитор, поэт.
Биографические сведения обрывочны. Родился предположительно в деревне Амерваль близ Бетюна (ныне департамент Па-де-Кале). В 1455–1457 гг. служил певчим в капелле герцога Савойского, которой в те годы руководил Г. Дюфаи. В 1464–1465 гг. певчий в капелле Карла I Орлеанского, где с большой вероятностью встречался с И. Тинкторисом. После смерти герцога руководил хорами в разных церквах Орлеана и его окрестностей. Последний известный документ (королевская лицензия на публикацию) датирован 1508 г.
Элуа принадлежит 5-голосная месса «Dixerunt discipuli», примечательная тем, что в её cantus firmus (в теноре) используются все длительности тогдашней ритмической системы – от минимы до максимы.
Cantus firmus мессы подвергается изобретательным «мензуральным» преобразованиям (излагается в разных темпусах и пролациях, на что указывают знаки мензуры и паузы), в полном соответствии с инструкциями И. Тинкториса, изложенными в его «Трактате о правильной длительности нот» («Tractatus de regulari valore notarum», между 1472 и 1475).
В 1508 г. в Париже Элуа напечатал большую поэму «Le livre de la deablerie» («Книга о проделках дьявола»). Она представляет собой диалог Сатаны и Люцифера (трактуются как два разных персонажа в аду), в который вклиниваются обширные вставки-сентенции автора. В одной из таких авторских вставок (глава 193) говорится о «радостной и ангельской музыке» («musique joyeuse et anqelique») композиторов, обитающих в раю:
La sont les grans musiciens, Qui composent tousjours liens, Comme j'apercoy en maint lieu, A la grant louenge de Dieu Quelque chanterie nouvelle, Doulce, plaisant, devoste et belle, Hympnes, proses, messes, motez… A trois, a quatre, a cinq, a six… Comme Dompstaple et du Fay… Et plusieurs aultres gens de bien: Robinet de la Magdalaine, Binchoiz, Fede, Jorges et Hayne, Le Rouge, Alixandre, Okeghem, Bunoiz, Basiron, Barbingham, Louyset, Mureau, Prioris, Jossequin, Brumel, Tintoris Et beaucoup d'aultres, je t'asseure, Dont n'ay pas memoire a ceste heure. | Есть великие музыканты, которые постоянно сочиняют, как я вижу во многих местах, во славу Бога всё новые песнопения – милые, приятные, благостные и красивые гимны, прозы, мессы, мотеты… на 3, 4, 5, 6 голосов… как Данстейбл и Дюфаи… и многие другие добрые люди: Робине де ла Магдален, Беншуа, Феде, Жорж (?) и Хайне [ван Гизегем], Леруж, Александр [Агрикола], Окегем, Бюнуа, Базирон, Барбиньян, Луазе [Компер], Мюро, Приорис, Жоскен, Брюмель, Тинкторис и многие другие, уверяю тебя, которых я сейчас не вспомню. |
| Перевод С. Н. Лебедева |
В список Элуа попали как знаменитые (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Окегем, А. Бюнуа, Жоскен Депре), так и малоизвестные композиторы (Ф. Базирон, Й. Феде, Г. Леруж, Ж. Мюро) – последние, возможно, удостоились упоминания лишь потому, что автор поэмы встречался с ними в годы своей работы в городах, расположенных в долине Луары (Higgins. 2009. P. 177). Тем не менее список Элуа ныне рассматривается как ценный документ истории западноевропейской музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения.
Мастерство автора мессы «Dixerunt discipuli» признавали Тинкторис (в трактате «Музыкальные пропорции», «Proportionale musices», около 1472–1475) и Ф. Гафури (в трактате «Музыкальная практика», «Practica musice», 1496). О славе Элуа свидетельствовал П. Мулю, упомянув его в своём первом списке выдающихся композиторов (в одном ряду с Я. Обрехтом, Л. Компером, Хайне ван Гизегемом и П. де ла Рю) в мотете «Mater floreat» (1517).