Эхо-камера
Э́хо-ка́мера (эпистемологический пузырь; англ. echo chamber – эхо-комната), коммуникативная ситуация, в которой пользователи Интернета предпочитают получать информацию из идеологически близких источников и распространять её в ограниченных группах сторонников схожих с ними взглядов. Следствием эффекта эхо-камеры становится исключительно положительное подкрепление циркулирующих в этой среде сообщений, которые воспринимаются как истинные вне зависимости от фактической достоверности. Сообщения из альтернативных источников при этом активно блокируются как ложные, а сами эти источники либо игнорируются, либо критикуются и дискредитируются.
Эффект эхо-камеры предполагает активные и чаще коллективные усилия в исключении из медиапотребления той информации, которую пользователь и его окружение склонны считать нерелевантной. В отличие от «эхо-камеры», такое сходное понятие, как «пузырь фильтров», выступает следствием работы поисковых машин и социальных платформ. На основе пользовательских данных (истории поисковых запросов, лайков, репостов и т. д.) они автоматически отфильтровывают из выдачи и новостных лент информацию, которая, по мнению алгоритма, является нерелевантной.
История понятия «эхо-камера» как медийной метафоры связана с распространением технологий Web 2.0 в начале 2000-х гг. и расцветом порождённых ими социальных платформ. Пользователи Интернета получили возможность не только составлять свой «медиарацион» из множества источников информации, отражающих большое количество тем и идей, но и активно высказывать своё мнение.
Американский учёный-юрист К. Р. Санстейн начал свою книгу 2007 г. «Республика.com» с фразы: «В условиях демократии люди не живут в эхо-камерах и информационных коконах» (Sunstein. 2007. P. xi). Санстейн имел в виду, что, даже если человек не хочет слышать альтернативное мнение, он всё равно будет получать его из СМИ, что заставляет задаться вопросом о том, способствует ли распространение интернет-технологий развитию демократии. Среди угроз эпохи блогов, онлайн-видео и подкастов исследователь выделяет фрагментацию интернет-пространства, создающую сообщества, участники которых говорят исключительно сами и слушают по большей части только друг друга. Такие сообщества имеют тенденцию к поляризации. Интернет «существенно повысил способность людей слышать эхо их собственных голосов и огораживаться от других» (Sunstein. 2007. P. 44).
Другое раннее упоминание понятия «эхо-камера», применённого в отношении медийных искажений, встречается в книге К. Х. Джеймисон и Дж. Н. Каппеллы «Эхо-камера: Раш Лимбо и консервативный медиа истеблишмент», опубликованной в 2008 г. Авторы используют это понятие как метафору коммуникативной ситуации, которую в США на протяжении многих лет создавали такие медиаплощадки консервативного истеблишмента, как телеканал Fox News, радио-ток-шоу Раша Лимбо и редакционная полоса газеты The Wall Street Journal. Эхо-камера, согласно Джеймисон и Каппелле, – это «ограниченное, замкнутое медиапространство, способное как усиливать передаваемые в нём сообщения, так и изолировать их от опровержения» (Jamieson. 2008. P. 76). Авторы, комментаторы и спикеры в газетах, на радио и телевидении легитимизируют друг друга, позитивно подкрепляя мнения коллег по партийным предпочтениям и не встречая серьёзную критику со стороны демократов.
В 2010-х гг. термин «эхо-камера» стал популярной метафорой непонимания между политическими группами в разных странах и ярлыком для обозначения широкого спектра социальных и политических проблем, источники которых находили в основном в социальных сетях. В связи с этим одни исследователи ставят под сомнение состоятельность термина «эхо-камера» как упрощённого технологического объяснения сложной реальности, в которой мы живём (Bruns. 2019). Другие отмечают слабую эмпирическую верифицируемость термина, противоречивость и недостаточность данных исследований, на описание которых он претендует: «В то время как некоторые исследователи нашли свидетельство наличия эхо-камер в Twitter, другие показали, что эта тенденция не сохраняется в Facebook» (Dubois. 2018. P. 730) (Facebook принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации).
Термин «эхо-камера» используется либеральными СМИ США для критики групп сторонников бывшего президента Д. Трампа, а также сообществ последователей различных теорий заговора. В России упоминание эхо-камер можно встретить в публикациях СМИ и исследованиях, посвящённых политической поляризации Рунета, в частности при анализе политизированных страниц (пабликов) «ВКонтакте» или сообществ в Telegram.