Функциональная фиксированность
Функциона́льная фикси́рованность (функциональная закреплённость; англ. Functional fixedness, Functional fixity), феномен когнитивной установки, который состоит в том, что решатель рассматривает возможности использования предметов только в их наиболее явной функции, затрудняясь предложить нестандартные способы применения для решения возникшей проблемы.
Понятие функциональной фиксированности было введено немецким гештальтпсихологом К. Дункером как эффект негативного влияния прошлого опыта на решение текущей проблемы (Дункер. 1965). Прошлый опыт фиксирует решателя на отдельных функциях предметов, скрывая другие (латентные) функции, которые могут понадобиться при решении новой задачи. Функциональная фиксированность может быть обусловлена как зрительно воспринимаемыми факторами, так и опытом предварительного использования. Примером зрительно воспринимаемой фиксированности является шимпанзе, которому необходима палка для притягивания банана и который не может воспользоваться веткой, поскольку ветка выступает в качестве части дерева. Таким образом, ветка на дереве оказывается менее «доступной», чем палка, лежащая на земле (Кёлер. 1930). Фиксированность, обусловленная опытом предварительного использования, проявляется в том, что предварительное использование предмета в одной из своих функций закрепляет эту функцию и не позволяет обнаружить латентные функции.
Визуальные факторы функциональной фиксированности
Влияние визуальных факторов на функциональную фиксированность было показано К. Дункером на примере задачи со свечой.
В этой задаче испытуемым необходимо прикрепить свечу к деревянной стене, используя любое сочетание следующих предметов: свеча, спички, канцелярские кнопки, коробка. Задача предъявлялась в двух возможных условиях: а) с предварительной фиксацией (кнопки лежат внутри коробки, фиксируя основную функцию коробки – быть контейнером); б) без предварительной фиксации (кнопки высыпаны на стол, коробка лежит отдельно). Для правильного решения необходимо поставить свечу внутрь пустой коробки, а саму коробку прикрепить кнопками к стене. В условии с предварительной фиксацией, когда кнопки лежат внутри коробки, задача оказывается сложнее. Визуально воспринимаемая ситуация может затруднять или облегчать решение задачи, подчёркивая отдельные функции предметов. В данном случае наличие кнопок внутри подчёркивает функцию коробки, как контейнера. Р. Адамсон (Adamson. 1952) подтвердил данные Дункера, показав, что способ предъявления задачи (объекты либо находятся в функциональной связи друг с другом, либо предъявляются отдельно друг от друга) играет решающую роль в появлении феномена функциональной фиксированности.
Функциональная фиксированность и опыт предварительного использования
К. Дункер также предположил, что использование предмета в его основной функции в одной задаче затруднит использование этого предмета в несвойственной для этого предмета функции. Наиболее ярко наличие фиксированности, обусловленной опытом предварительного использования, было показано в работе Г. Берча и Г. Рабиновича (Birch. 1951) на материале классической задачи Н. Майера с двумя верёвками (Майер. 1965).
В этой задаче необходимо соединить две свободно висящие верёвки, прикреплённые к потолку, но расположенные на таком расстоянии, что, взяв в руки конец одной верёвки, невозможно дотянуться до другой. Решение задачи состоит в том, что необходимо превратить одну из верёвок в маятник (Майер. 1965). В предварительной серии испытуемые решали задачи на соединение и включение электрической цепи, одна группа – с использованием реле, а другая – с использованием переключателя. Было показано, что обе группы, имея предварительный опыт использования определённого предмета, исключали его из рассмотрения при поиске решения в задаче на раскачивание. Функциональная фиксированность не позволяла им видеть возможность использования реле и переключателя в качестве тяжёлого предмета, который можно подвесить и сделать маятник.
Мыслительная установка
Функциональная фиксированность может рассматриваться как разновидность мыслительной установки (англ. mental set), т. е. неосознаваемой тенденции использовать наиболее знакомые и очевидные способы решения задач. В экспериментах Абрахама и Эдит Лачинс (Лачинс. 2008; Luchins. 1950) на материале задач на переливание показано, что последовательная серия однотипных задач препятствует обнаружению нетипичного, но более простого решения. В эксперименте Лачинсов испытуемому давались сосуды различной ёмкости и неограниченное количество воды. Задачей испытуемого было отмерить необходимое количество воды. В предъявленной испытуемому серии задачи решались по одинаковой схеме (последовательности переливаний из сосуда в сосуд), но в конце давались контрольные задачи, которые могли быть решены как типичным образом, так и имели более простые решения. Итоговая задача имела только простое решение. Результаты экспериментальной группы, в которой испытуемые решали все задачи по порядку, и контрольной группы, в которой предлагалось решить только последние пять задач, существенно различались. Испытуемые в группе, решавшей всю серию задач, выбирали более сложный способ вычисления для контрольных задач и не могли справиться с итоговой задачей, в то время как в группе, в которой предлагалось решить только последние задачи, их решение не вызывало затруднения.
Эффект мыслительной установки может быть связан с процессом процедурализации – формирования автоматических неосознаваемых процедур решения задачи (Андерсон. 2002). Преодоление мыслительной установки можно рассматривать в качестве механизма появления инсайта (Öllinger. 2008; Владимиров. 2015).
Эффект «длинной серии»
Затруднения в решении могут быть связаны не только с влиянием недавно актуализированной информации в виде короткой серии задач или способа предъявления задачи, актуализирующего более заметные свойства предметов. Трудность может быть обусловлена «эффектом длинной серии» (Владимиров. 2015), которая связана с многолетним опытом решения некоторых типовых задач, т. е. с экспертностью. Например, Дж. Уайли показала, что экспертность студентов в области бейсбола препятствует в поиске альтернативных значений слов и выражений в тесте на отдалённые ассоциации (Wiley. 1998). Опыт игры в шахматы и высокая экспертность в этой сфере не позволяют увидеть более простые и изящные решения при доступности стандартного способа (Билалич. 2014; Bilalić. 2008).
Снятие фиксированности
Ряд более современных исследований в основном посвящён анализу факторов снятия функциональной фиксированности. В частности, выявлено влияние формы инструкции на функциональную фиксированность (Frank. 2003; Chrysikou. 2005) и описана возможность создания дефиксирующих инструкций. Снять эффект установки можно и за счёт варьирования второстепенных признаков, делающих задачи в серии менее похожими (Тухтиева. 2014), а также путём перегрузки рабочей памяти, в рамках которой удерживается процедура решения в серии задач (Владимиров. Роль управляющего контроля … 2018; Владимиров. Снижение фиксированности … 2018). Получены данные о том, что предварительное решение более простой задачи с функциональной фиксированностью позволяет совершить перенос решения на более сложную задачу (Solomon. 1994; Dusink. 1996).
Иммунитет к функциональной фиксированности
Некоторые исследования когнитивного развития показывают существование феномена иммунитета к функциональной фиксированности. Так, при проведении экспериментов на детях в возрасте 5 лет не было обнаружено признаков наличия у них данного феномена, в то время как его первые признаки появляются в возрасте около 6 лет (German. 2000). Этот феномен может быть связан как с созреванием управляющих функций, таких как контроль, так и с освоением культурно-специфического знания о свойствах предметов. Попытки воспроизвести данный эффект на российской выборке детей была неуспешной (Лебедь. 2012; Пелевина. 2016).
Культурная специфичность
Кросскультурные исследования (German. 2005) подтверждают культурную обусловленность функциональной фиксированности: представители технологически обеднённых культур, у которых нет культурно заданных свойств используемых в эксперименте предметов, не проявляют эффекта функциональной фиксированности при актуализации основного свойства предмета.