Межполушарная асимметрия мозга
Межполуша́рная асимметри́я мо́зга, распределение определённых психических функций и функций организации поведения между отдельными структурами правого и левого полушарий коры головного мозга человека.
Первые представления о межполушарной асимметрии мозга сложились в середине 19 в. на основе неврологических исследований, показавших, что повреждение височной доли левого полушария приводит к нарушению речи и её восприятия, тогда как при повреждении теменных отделов правого полушария нарушается ориентация в пространстве, включая пространство собственного тела. Решающим шагом в развитии представлений о межполушарной асимметрии мозга стали исследования Р. У. Сперри и его сотрудников, которые в целях предотвращения генерализованных эпилептических припадков провели у нескольких пациентов рассечение межполушарных нервных связей (мозолистого тела и передней спайки) и изучили функции разделённых левого и правого полушарий. Другим методологическим подходом было временное раздельное выключение полушарий в процессе электросудорожной терапии аффективных расстройств. Ныне исследования межполушарной асимметрии мозга проводятся в основном на целом мозге здоровых и больных людей с помощью методов томографии и функционального магнитного резонанса.
Общим свойством структур правого полушария является целостное восприятие реальности как интегрального образа (гештальта) и организация адекватных ему целостных поведенческих реакций, тогда как левое полушарие выделяет и анализирует отдельные составные элементы картины мира и организует последовательную целенаправленную деятельность. Так, фонематическая, синтаксическая и грамматическая организация речи, побуквенный анализ вербального материала является функцией левой височной доли, а правая обеспечивает восприятие слова как целого. Правая также ответственна за различение интонаций и восприятие мелодий, левая – за восприятие музыкальных ритмов.
Высокодифференцированные моторные функции контролируются теменной и лобной долями левого полушария, а правая теменная доля отвечает за гармоничные, координированные движения, ориентацию в пространстве. Переднетеменные отделы левого полушария обеспечивают направленное внимание и выделение фигуры из фона, а симметричные им отделы правого полушария ответственны за широту поля внимания. Задние и центральные отделы правого полушария превосходят соответствующие структуры левого в способности к восприятию сложной зрительно-пространственной информации. Правая височная доля ответственна за восприятие и опознание целых объектов, правая теменная – за восприятие их комбинаций, а соответствующие отделы левого полушария – за восприятие их фрагментов. Правое полушарие воспринимает любую информацию быстрее левого, что обеспечивает гибкость и динамизм невербального поведения, особенно в стрессовых ситуациях. Функцией правого полушария являются восприятие и регуляция эмоций.
Функцией левых фронтоорбитальных (лобных) отделов мозга являются логическое мышление, вероятностный прогноз, обобщения, представления о «стреле времени» от прошлого к будущему, формирование Я-концепции (осознанного представления человека о себе), когнитивный контроль поведения. Правые фронтоорбитальные отделы мозга обеспечивают чувство эмпатии, понимание представлений других людей (теории психического), метафор, юмора. Левые лобные отделы мозга из всех связей между предметами и явлениями выбирают немногие, позволяющие построить внутренне непротиворечивую модель реальности, однозначно понимаемый контекст, лежащий в основе анализа причинно-следственных отношений и осознанного целенаправленного поведения. Правые лобные отделы охватывают связи между предметами и явлениями в гораздо более полном объёме и создают многозначный контекст, необходимый для полноценной интеграции в мире, межличностных отношений и творчества.
В первые 2 года у ребёнка доминирует правое полушарие, обеспечивая целостную оценку ситуации и эмоциональный контакт с матерью, под влиянием которого формируются связи в правом полушарии. Позднее начинает доминировать левое полушарие, обеспечивающее развитие речи, логического мышления и рефлексии. Последними, уже в подростковом возрасте, развиваются фронтоорбитальные отделы правого полушария. При раннем повреждении левого полушария правое может взять на себя выполнение вербальных функций, но при поражении правого левое не берёт на себя функцию ориентации в пространстве.