Демократическая Республика Конго. Хозяйство
Хозя́йство Демократи́ческой Респу́блики Ко́нго. Демократическая Республика Конго (ДРК) – слаборазвитая страна с относительно диверсифицированной экономикой, в которой преобладает горнорудный сектор, ориентированный на экспорт. Несмотря на мощный экономический потенциал, начиная с середины 1970-х гг. экономика государства находится в состоянии глубокого кризиса, усугубляющегося хронической внутриполитической нестабильностью. Гражданские войны 1996–2002 гг. нанесли значительный ущерб экономике страны, привели к деградации горнодобывающей промышленности, торговли и финансовой сферы. Широкое распространение получили теневой бизнес, незаконные разработки природных ресурсов и их вывоз за границу. Внешняя задолженность ДРК на начало 2008 г. достигла 11,5 млрд долларов США. Инфляционный рост цен в 2006–2008 гг. составлял 18–20 % в год. Тенденции к выходу из затяжного кризиса наметились только к середине 2000-х гг. Приоритетными направлениями экономической деятельности были объявлены восстановление промышленных мощностей (в том числе объектов энергетики), сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, снижение уровня бедности.
В 2020 г. ДРК вступила в первую за последние 18 лет рецессию, ставшую результатом негативного воздействия ограничительных мер из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 г. снизился до 1,7 % (после роста на 4,4 % в 2019 и 5,8 % в 2018). Пострадали все отрасли экономики, особенно добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, сфера услуг.
Объём ВВП по паритету покупательной способности 102,3 млрд долл. (2020; в текущих ценах 48,7 млрд долл.); в расчёте на душу населения 1142 долл. В рейтинге лёгкости ведения бизнеса ДРК заняла 183-е место (2020); индекс экономической свободы 49,0 (2021; 165-е место). Индекс человеческого развития 0,480 (2019; 175-е место среди 189 стран мира). В 2021 г. по индексу восприятия коррупции страна заняла 169-е место среди 180 государств мира. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства приходится 19,4 %, сферы услуг – 35,5 %, промышленности – 45,1 % (2021). Внешняя задолженность составила 10,2 млрд долл., уровень инфляции – 13 % (2020). Низкая покупательная способность населения связана с инфляционным ростом цен и падением курса конголезского франка.
Государственный бюджет страны почти на 60 % формируется за счёт внешних источников – донорской помощи и кредитов, поступающих из стран – членов Европейского союза, США, Китая, международных организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Парижского и Лондонского клубов. Прямые иностранные инвестиции в 2020 г. составили почти 1,5 млрд долл. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 0,4 % ВВП (2015).
Промышленность
Ведущая отрасль конголезской экономики – горнодобывающая промышленность и первичная переработка минерального сырья – обеспечивает более 80 % экспортных доходов страны. Здесь формируется около 10 % ВВП. ДРК занимает 1-е место в мире по запасам кобальта, германия, тантала, технических алмазов и 1-е место в Африке по запасам меди, цинка и олова.
Разрабатываются месторождения (уровень добычи в 2019) меди [1461,1 тыс. т; провинции Танганьика, Верхнее Ломами, Луалаба, Верхняя Катанга; государственная компания La Générale des carrières et des mines (GECAMINES) является миноритарием ряда совместных с иностранными компаниями предприятий, таких как Tenké-Fungurume Mining (на 80 % принадлежит китайской компании China Molybdenum), Katanga Mining (на 75 % принадлежит швейцарской Glencore), Mutanda Mining (на 95 % принадлежит Glencore), Sicomines (на 68 % принадлежит китайским China Railway Group и Sinohydro) и т. д.], кобальта (78 тыс. т; провинции Танганьика, Верхнее Ломами, Луалаба, Верхняя Катанга; компании Tenké-Fungurume Mining, Katanga Mining, Mutanda Mining и др.), цинка (1,6 тыс. т), алмазов (12 929 тыс. карат; провинции Касаи, Центральное и Восточное Касаи, Ломами, Санкуру, Северное и Южное Убанги, Монгала, Экваториальная, Чуапа, Центральное Конго, Маниема, Итури, Чопо, Верхнее и Нижнее Уэле; бо́льшая часть добычи приходится на китайско-конголезскую компанию Société Anhui-Congo d'Investissment Minier), золота (34 657,4 кг; провинции Итури, Чопо, Верхнее и Нижнее Уэле; доминируют южноафриканская компания AngloGold Ashanti, канадские Barrick Gold и Banro), касситерита, бокситов, марганцевой и железной руд, редких металлов. Разработка месторождения урана на востоке страны временно заморожена. Действуют горноперерабатывающие предприятия (государственная компания GECAMINES – аффинажные заводы в Колвези, Ликаси, Лубумбаши, Луилу).
Добыча нефти ведётся на прибрежном шельфе провинции Центральное Конго (1,1 млн т в 2019; британско-французская компания Perenco); природного газа – в районе озера Киву (около 233,5 млн м3).
ДРК занимает ведущие позиции в Тропической Африке по энергетическому потенциалу (около 100 тыс. МВт). Производство электроэнергии – 11,5 млрд кВт· ч, потребление – 8,6 млрд кВт· ч (2019). Основная часть электроэнергии вырабатывается на гидроэнергетическом комплексе «Инга» на реке Конго (установленная мощность 1774 МВт; находится в управлении государственной компании SNEL – Société nationale d’électricité), включающем гидроэлектростанции (ГЭС) «Инга 1» (1972; 350 МВт) и «Инга 2» (1982; 1424 МВт); планируется завершение строительства ГЭС «Инга 3», однако сроки постоянно переносятся.
Леса занимают 53 % территории страны (около 3 % лесов планеты). Лесные ресурсы ДРК используются слабо, темпы увеличения объёмов лесозаготовок медленные. Особое значение имеют ценные породы древесины – тик и чёрное дерево, идущие на экспорт. Объём заготовок в 2020 г.: круглого леса 92 412 тыс. м3, деловой древесины 4611 тыс. м3, пиловочника 329 тыс. м3, пиломатериалов 101 тыс. м3. В разработках лесных ресурсов ведущие позиции занимают SODEFOR (лесопилки в Киншасе и Ниоки, Маи-Ндомбе), Booming Green, Forabola. Деревообработка развита в городах Бома, Матади, Лемба, Кинду, Луколела, Нколо, Ниоки, Мушие.
Обрабатывающая промышленность представлена металлообработкой (в Киншасе), машиностроением (сборка автомобилей, судостроение, судоремонт в Киншасе), химической (производство удобрений, пластмасс, серной кислоты, лакокрасочных изделий и др. в Киншасе, Колвези, Калемие, Ликаси, Лубумбаши), лёгкой (текстильная – Киншаса, Кисангани, Лубумбаши, Калемие, Букаву; кожевенно-обувная), пищевой (в том числе мукомольной, маслобойной, пивоваренной) отраслями промышленности. Действуют предприятия по производству строительных материалов (Лубуди, Лукала, Кимпесе, Кабемба, Шинколобве), переработке сельскохозяйственного сырья.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство – традиционная отрасль конголезской экономики. Сельскохозяйственные угодья занимают 31,5 млн га (2019; 13,4 % территории страны), из них пахотные земли – 11,8 млн га (5 %), многолетние насаждения – 1,5 млн га (0,6 %), пастбища – 18,2 млн га (7,8 %). Крупные плантационные хозяйства производят в основном экспортную продукцию, мелкие крестьянские хозяйства с низким уровнем агротехники и механизации (обеспечивают занятость 60 % населения, носят натуральный характер) – продукцию для внутреннего потребления. Важнейшие культуры (сбор, тыс. т, 2020): масличная пальма (для производства пальмового масла; 2149), сахарный тростник (2136), кофе (30), хлопчатник (29), гевея (12,5), какао-бобы (12), чай (2,7). Для внутреннего потребления выращивают (сбор, тыс. т, 2020): маниок (41 014), плантейн (4892), кукурузу (2112), рис (1379), арахис (315), манго (299), папайю (210), ананасы (191), апельсины (166), картофель (104), авокадо (63), просо (45), сорго (5,5).
Скотоводство ограничено из-за широкого распространения трипаносомозов. Поголовье (тыс. голов, 2020): коз 4113, крупного рогатого скота 1268, свиней 998, овец 914; домашней птицы 18,7 тыс. Производство мяса 242,9 тыс. т, молока 8,2 тыс. т, яиц 276,9 млн штук (2020).
Ежегодный улов рыбы 238 тыс. т (2019). Рыболовный флот насчитывает 66,8 тыс. судов (2019; из них моторные 15,9 тыс.). В рыболовстве занято 440 тыс. человек (2019).
Сфера услуг
Кредитно-банковская система Конго включает Центральный банк Конго (1964; государственный; проведение валютной политики, эмиссия национальной валюты, хранение и управление государственными резервами) и коммерческие банки: EquityBCDC (основан в 1909 как Banque du Congo belge; с 1960 Banque du Congo, в 1971–1997 Banque commerciale zaïroise, в 1997–2020 Banque commerciale du Congo, в 2020 приобретён кенийской группой Equity Group Holdings), Banque internationale de crédit (BIC), Banque internationale pour l'Afrique au Congo (BIAC), Citigroup Congo (1971), Rawbank (2002), Société financière de développement (1970), Stanbic bank Congo.
Из-за хронической внутриполитической нестабильности туризм не получил должного развития. В 2016 г. страну посетили 351 тыс. иностранных туристов, доходы от туризма в 2018 г. составили 60,5 млн долл.
Получила развитие внутренняя – оптовая и розничная – торговля. Широко распространены уличные, фермерские рынки. В крупных городах действуют торговые центры, например Le Premier Shopping Mall и Congo Trade Centre (CTC) в Киншасе.
В системе связи и телекоммуникаций активно внедряются современные технологии. В стране работают около 30 интернет-провайдеров (особой популярностью пользуются Microcom, Viasat), 7 операторов мобильной связи (наиболее крупные – Orange, Vodacom, Africell). 46 из 100 конголезцев имеют мобильные телефоны (2020).
Транспорт
Транспортная система страны не развита и не соответствует потребностям экономики. За годы вооружённых конфликтов дорожная сеть пришла в негодность и требует восстановления и реконструкции. Протяжённость автодорог – 152,4 тыс. км (2015; с твёрдым покрытием 3 тыс. км). Основные автомобильные трассы: Банана – Киншаса, Матади – Киншаса, Киншаса – Киквит, Колвези – Лубумбаши, Кисангани – Букаву – Гома.
Протяжённость железнодорожных путей – 3,6 тыс. км (ширина колеи 1067 м, 858 км электрифицировано). В стране отсутствует единая сеть железных дорог. Основные железнодорожные линии сосредоточены в провинциях Танганьика, Верхнее Ломами, Луалаба и Верхняя Катанга и ориентированы на обслуживание горнодобывающей промышленности. Одна из главных железных дорог Лубумбаши – Илебо. Железнодорожным транспортом ДРК связана с Танзанией, Анголой, Замбией, Зимбабве, Мозамбиком и Южно-Африканской Республикой (ЮАР). В 1997 г. железные дороги ДРК национализированы.
Водный транспорт является ведущим на ⅔ территории Конго. Протяжённость водных путей – 15 тыс. км. Крупные порты (общий грузооборот 1251,7 тыс. т, 2019) – морской Банана, речные Бома (11,1 тыс. т), Бумба, Матади (1150,3 тыс. т), Киншаса (90,3 тыс. т), Мбандака, Кисангани, Кинду, озёрные Букаву, Гома (озеро Киву), Калемие (озеро Танганьика).
Всего в ДРК действуют 198 аэропортов (из них 5 – международные: в Киншасе, Лубумбаши, Букаву, Гома, Кисангани; 26 с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы). Трубопроводный транспорт представлен газопроводом (62 км), нефтепроводом (77 км) и нефтепродуктопроводом (756 км).
Внешняя торговля
Внешнеторговый баланс характеризуется отрицательным сальдо. Внешнеторговый оборот 28,5 млрд долл. (2020); экспорт 13,9 млрд долл., импорт 14,6 млрд долл. Основные статьи экспорта – медь, кобальт, алмазы, сырая нефть, древесина, продукция сельского хозяйства. Главные торговые партнёры (2020): Китай (51 % стоимости), ЮАР (14 %), страны ЕС (2 %). Ввозятся лекарственные средства, топливо, химические продукты, машины и оборудование (в том числе горно-шахтное) и транспортные средства, в основном из Китая (17 % стоимости), ЮАР (13 %), стран ЕС (10 %).