Дальский Мамонт Викторович
Да́льский Ма́монт Ви́кторович [настоящие имя, отчество и фамилия Мамонт (Мамант) Викторович Неёлов] [2(14).9.1865, Кантемировка, Харьковская губерния, ныне Украина – 8(21).6.1918, Москва], российский актёр.
Учился в Харьковском университете (ушёл со 2-го курса), с 1885 г. в течение 4 лет играл в театрах Вильны, Ростова, Новочеркасска. После триумфального выступления в роли Дон Карлоса («Дон Карлос» Ф. Шиллера) в Москве (1889, Театр Е. Н. Горевой) в 1890 г. был зачислен в петербургский Александринский театр в виде исключения без дебюта. Уволенный в 1900 г. вследствие конфликта с труппой, перешёл на положение гастролёра; выступал в различных провинциальных и столичных театрах, иногда организовывал собственные гастрольные антрепризы. Противопоставлял своё искусство сценическому ансамблю, не признавал режиссёрского руководства. Обладая идеальными внешними данными (стройная гибкая фигура, красивый сильный голос, властный жест), объединил традиционное амплуа «героя» и черты «неврастеника» нового времени. Игра Дальского отличалась стихийным темпераментом и в то же время простотой, естественностью, задушевностью тона. Особенно близки дарованию Дальского были герои, исполненные сильных, необузданных страстей, гонимые обществом и вступающие с ним в непримиримый конфликт. Среди лучших ролей: Гамлет, Отелло («Гамлет», «Отелло» У. Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Шиллера), Самозванец («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Рогожин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Жадов, Незнамов («Доходное место», «Без вины виноватые» А. Н. Островского), Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова), Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца). Дальский сыграл значительную роль в развитии сценического мастерства Ф. И. Шаляпина, занимаясь с начинающим певцом драматическим искусством.