#Институт психологии РАНИнститут психологии РАНИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИнститут психологии РАНИнститут психологии РАННайденo 10 статейПсихологиПсихологи Платонов Константин КонстантиновичПлато́нов Константи́н Константи́нович (1906–1984), советский психолог, биолог и врач. Внёс значительный вклад в разработку методологии психологии, психологии труда, авиационной и военной психологии, психологии личности, социальной психологии, медицинской психологии, психологии религии, истории психологии. Создатель концепции динамической функциональной структуры личности, метода обобщения независимых характеристик. Известный популяризатор психологической науки.Психологи Носуленко Валерий НиколаевичНосуле́нко Вале́рий Никола́евич (род. 1947), советский и российский психолог, специалист в области инженерной, организационной психологии. Доктор психологических наук, главный научный сотрудник Центра экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета и Института психологии РАН.Психологи Абульханова Ксения АлександровнаАбульха́нова Ксе́ния Алекса́ндровна (род. 1932), советский и российский философ, психолог, педагог; специалист в области истории и методологии психологии, психологии мышления, сознания, личности и социокультурных отношений. Доктор философских наук, профессор, академик РАО, председатель редакционного совета «Психологического журнала» РАН.Психологи Шорохова Екатерина ВасильевнаШо́рохова Екатери́на Васи́льевна (1922–2004), советский и российский философ, психолог, социолог, педагог; доктор философских наук, профессор, вице-президент Общества психологов СССР (с 1963), заместитель директора Института психологии АН СССР (1972–1988), заслуженный деятель науки РСФСР (1985), заместитель председателя Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР. Специалист в области философских основ психологии, истории и методологии психологии, социальной психологии, психологии личности.Термины Троянское обучениеТроя́нское обуче́ние, не явное для субъектов обучение их тому, что организатор (учитель) считает необходимым для достижения тех или иных целей. Понятие введено российским психологом А. Н. Поддьяковым; основано на метафоре троянского коня. Троянское обучение включает два типа: непреднамеренное и преднамеренное. Преднамеренное троянское обучение включает, в свою очередь, два вида в соответствии с целями организатора: с целью помощи (не декларируемое для субъекта обучение тому, что для него полезно с точки зрения организатора обучения) и с целью нанесения ущерба (это скрытое, манипулятивное обучение другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но отвечает интересам организатора обучения). Понятие «троянское обучение» используется сотрудниками официальных российских институтов при разъяснении мошеннических схем в сфере финансового обучения, исследователями и практиками при описании и анализе т. н. тёмной стороны наставничества в организациях, а также перспектив развития искусственного интеллекта.Психологи Анцыферова Людмила ИвановнаАнцы́ферова Людми́ла Ива́новна (1924–2013), советский, российский психолог и философ, специалист в области истории и методологии науки, психологии мышления и личности, психологии развития, геронтопсихологии, исторической психологии. Занималась изучением психологических механизмов наглядно-действенного и творческого мышления, проблем развития личности. Автор работ о психологических научных школах 20 в. (вюрцбургской школе, гештальтпсихологии, необихевиоризме), ведущих исследователях мышления (О. Кюльпе, О. Зельце, М. Вертгеймере, Ж. Пиаже, А. Валлоне, Ж. Политцере и др.) и личности (Л. Кольберге, К. Левине, А. Маслоу, П. Жане, Г. Уэллсе, Э. Эриксоне, К. Г. Юнге).Научные теории, концепции, гипотезы, модели Концепция мышления БрушлинскогоКонце́пция мышле́ния Брушли́нского, психологическая теория мышления, разработанная российским психологом А. В. Брушлинским во 2-й половине 20 в. Ключевые идеи, развиваемые им, – представление о мышлении как о прогнозировании, а также принцип недизъюнктивности мышления, на основе которого предложен континуально-генетический подход. Идеи Брушлинского рассматриваются как оригинальное развитие теории С. Л. Рубинштейна, учеником которого он был.Психологи Будилова Елена АлександровнаБуди́лова Еле́на Алекса́ндровна (1909–1991), советский психолог, библиограф, журналист, специалист в области истории, теории, методологии психологии. Автор трудов о развитии российской психологии, психофизиологии и социальной психологии 19–20 вв., о философских основаниях и методологии советской психологии.Психологи Брушлинский Андрей ВладимировичБрушли́нский Андре́й Влади́мирович (1933–2002), советский и российский психолог и организатор науки. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1990), член-корреспондент РАН (1991), академик РАО. Директор Института психологии РАН (1989–2002), главный редактор «Психологического журнала» (1988–2002). Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума РАН (1992) и премии Президента РФ (1999). Разработал теорию мышления как прогнозирования, разрабатывал принципы диалектической логики и методологии, проблемы личности и субъекта. Предложил континуально-генетический метод исследования человека, на основе которого была создана психология субъекта.Психологи Ломов Борис ФёдоровичЛо́мов Бори́с Фёдорович (1927–1989), российский (советский) психолог, организатор науки, один из создателей российской инженерной психологии. Ученик Б. Г. Ананьева. Один из создателей и первый декан (1966–1968) факультета психологии ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), организатор (1971) и директор Института психологии АН СССР, основатель (1980) и главный редактор «Психологического журнала». Автор работ в области инженерной психологии, психологии общения, психологии познавательных процессов, методологии психологии.