«Бриджертоны» (сериал)
«Бри́джертоны» («Bridgerton»), американский сериал стриминговой платформы Netflix в жанре мелодрамы и альтернативной истории. Шоураннером выступил К. Ван Дьюсен, продюсером – Ш. Раймс, известная по сериалу «Анатомия страсти» («Grey’s Anatomy», с 2005). В основу сюжета легла серия романов Дж. Куинн, действие которых разворачивается в эпоху Регентства в Великобритании (1811–1820). Как и книги, каждый сезон фокусируется на любовных похождениях отдельного члена благородного семейства. Сериал вызвал широкую дискуссию вокруг темы слепого кастинга и использования этнически пёстрого актёрского состава в исторических декорациях Европы начала 19 в. Премьера 1-го сезона состоялась 25 декабря 2020 г., 2-го сезона – 25 марта 2022 г. На 2023 г. было выпущено 2 сезона, по 8 эпизодов в каждом. Один из самых успешных проектов Netflix, уступавший по популярности лишь сериалу «Игра в кальмара» (кор. 오징어게임, англ. «Squid Game», с 2021). Популярность сериала в Великобритании привела к всплеску спроса на ювелирные украшения, стилизованные под начало 19 в., и на кружевное бельё, похожее на то, которое носила главная героиня. В апреле 2021 г. Netflix принял решение о продлении проекта сразу на 2 сезона. В 2023 г. на платформе Netflix вышел спин-офф – мини-сериал «Королева Шарлотта: История Бриджертонов» («Queen Charlotte: A Bridgerton Story», 2023).
Сюжет
Действие 1-го сезона «Бриджертонов» разворачивается в Лондоне начала 19 в. В центре сюжета – богатое и уважаемое аристократическое семейство Бриджертонов: четверо братьев, четыре сестры и их мать. Семья готовится вывести старшую дочь Дафну (Ф. Дайневор) в свет и найти ей выгодную партию (Анистратова. 2021). События, разворачивающиеся на экране, комментирует закадровый голос загадочной леди Уислдаун (Дж. Эндрюс) – скандальной сплетницы, владеющей всей информацией в Лондоне и своими интригами привлекающей общий интерес, включая королеву Шарлотту. Несмотря на красоту, образованность и богатство Дафны, претендентов на брак с ней немного. В это же время в Лондон приезжает молодой герцог Гастингс (Р.-Ж. Пейдж), спасающийся от матерей юных девиц, что мечтают выдать за него своих дочерей. В конечном счёте Дафна выходит замуж за Гастингса (Анистратова. 2021). Во 2-м сезоне главной героиней становится следующая по возрасту сестра – Элоиза (К. Джесси). Но сюжет быстро смещается на отношения старшего сына Бриджертонов – Энтони, виконта Бриджертона (Дж. Бейли), и сестёр Шарма – Кейт (С. Эшли), Мэри (Ш. Конн) и Эдвины (Ч. Чандран). Виконт хочет жениться на младшей Эдвине, но влюбляется в старшую Кейт.
На символическом уровне в сюжете использована метафора пчелиного улья. В его центре – леди Уислдаун в роли пчелиной матки, под властью которой находятся все герои. Эта истинная королева семьи Бриджертон благодаря своему влиянию способна подчинить или уничтожить любого в своём окружении. В книгах Дж. Куинн поясняет пчелиную метафорику через укус пчелы, от которого скончался отец титулованного семейства. Эта пасхалка даёт ключ к пониманию поведения Энтони на протяжении всего сезона, которое продиктовано страхом – не столько перед самими пчёлами, сколько перед смертностью как таковой, который усилился после смерти отца (Gallagher. 2021).
Критика
Использованный создателями принцип слепого кастинга вызвал неоднозначную реакцию у аудитории и критиков. Очевидно, что темнокожей британской знати в 19 в. быть не могло (Что нужно знать о сериале «Бриджертоны». 2021; Ефимов. 2021). Тем более не могла быть темнокожей супруга короля Великобритании Георга III – королева Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая. И хотя многие отдавали должное оригинальности сериала и поддержке идей разнообразия, другие усматривали в этом «бессовестные попытки переписать историю» (Что нужно знать о сериале «Бриджертоны». 2021). С осуждением такого подхода выступила русская писательница Т. Н. Толстая: «Дамы высшего общества – чернокожие, фрейлины тоже. Можно подумать, они все от Отелло народились» (Алёшичева. 2021; Ефимов. 2021). Вместе с тем вопрос происхождения королевы Шарлотты [в сериале её играет мулатка (Г. Рошевель)] не столь однозначен. По версии одного из историков, она могла выглядеть как мулатка, будучи потомком португальского короля Афонсу III и его фаворитки – Мадраганы, в жилах которой текла мавританская кровь (Jeffries. 2009). Впрочем, эта теория остаётся достаточно спекулятивной и не нашла научного подтверждения.
Другим предметом дискуссий вокруг сериала стал выбор музыкального сопровождения. Фоном действию выступают оркестровые аранжировки современных исполнителей, таких как Билли Айлиш, Ариана Гранде, Гарри Стайлз и Мадонна. Герои общаются друг с другом на придуманном ими английском языке, стилизованном под 19 в., но в действительности не имеющем почти никакого отношения к реальной исторической фонетике (Филиппов. 2021). Вместе с тем создатели сериала никогда не претендовали на историческую достоверность, а жанр сериала имеет отчётливые черты альтернативной истории. Экранный мир «Бриджертонов» – не скрупулёзно воссозданная Англия начала 19 в., а современный мир, «опрокинутый» в прошлое двухвековой давности.
Наконец, светское общество узнаёт сплетни из газеты, которую ведёт рассказчица, леди Уислдаун. Она же поясняет не только важные для сюжета детали, но и подробно знакомит зрителя с правилами и устройством сериального мира. Это сближает «Бриджертонов» с сериалом «Отчаянные домохозяйки» («Desperate Housewives», 2004–2012) – не только ехидным закадровым комментатором, но и цветовой палитрой и, особенно, ироничным отношением к героям и повествованию в целом (Филиппов. 2021).
Хотя фокус общественного обсуждения оказался смещён в сторону актёрского состава, в сериале поднимаются важные для 19 в. и актуальные до сих пор темы, такие как проблема полового воспитания. По сюжету, Дафну готовят к замужеству по всем канонам эпохи: учат вышивать, собирать букеты, быть хозяйкой дома, – со всем этим героиня справляется безупречно. Но когда дело доходит до сексуальной жизни, девушка не знает не только об основах близости мужчины и женщины, но и о том, как появляются дети. Дафна пытается выяснить подробности у матери, но та отвечает странными метафорами, что ещё больше запутывает героиню (Анистратова. 2021). Тем самым создатели критикуют архаичный романтический подход к сексуальному просвещению, при котором либо половые вопросы окутаны завесой тайны, либо персонажи предстают заведомо опытными любовниками. Отсутствие полового воспитания даже порождает в сериале некоторые конфликты.
Сериал критикуют также за сценарные промахи. Создателей упрекали за «очевидность, отсутствие логики и темперамент "местной сплетницы" Леди Уислдаун» и остающееся после просмотра впечатление, что авторы «пытались усидеть сразу на всех стульях, а в итоге не попали ни на один» (Маценко Е. Смог ли сериал «Бриджертоны» повторить успех культовой «Сплетницы»?).