Толстая Татьяна Никитична
Толста́я Татья́на Ники́тична (род. 3.5.1951, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), русская писательница, публицист, телеведущая.
Дед по материнской линии – М. Л. Лозинский, по отцовской – А. Н. Толстой.
Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета (1974, ныне Санкт-Петербургский государственный университет).
С 1974 г. в Москве. Работала корректором в Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». Дебютировала рассказом «На золотом крыльце сидели…» (журнал «Аврора», 1983, № 8). Рассказ представляет собой калейдоскоп детских впечатлений, в которых обыденные ситуации предстают событиями сказочного мира. Тогда же дебютировала как литературный критик статьёй «Клеем и ножницами…» (журнал «Вопросы литературы», 1983, № 9), в котором дала негативную оценку монографии литературоведа В. В. Петелина «Судьба художника. Жизнь, личность, творчество Алексея Николаевича Толстого» (1982). Публиковала рассказы в журналах «Октябрь», «Нева», «Знамя» и «Новый мир». Приняла участие в VIII Всесоюзном совещании молодых писателей (1984), посещала литературный семинар под руководством Г. Я. Бакланова. Член Союза писателей СССР (с 1988); постоянный член Русского ПЕН-центра (1989–2023).
В 1990–1998 гг. подолгу жила в США. Преподавала русскую литературу и творческое письмо, сотрудничала с изданиями New York Review of Books, The New Yorker, Wilson Quarterly. В начале 1990-х гг. периодически выступала колумнистом в газете «Московские новости» (Moscow news).
Писательница в основном работает в малых жанрах: рассказы, повести, эссе и очерки. Сборники «На золотом крыльце сидели...» (1987), «Любишь – не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999), «Ночь» (2001), «Женский день» (2006) и др.; книга для детей «Та самая Азбука Буратино» (2011, совместно с О. Прохоровой).
Для прозы Татьяны Толстой характерны игра со стилями и ассоциациями, предельная детализация, сочетание возвышенного и низменного, интерес к чудаковатым, нелепым героям, внимание к различным проявлениям иррациональности человека, смена точек зрения и жёсткость авторского взгляда. В центре творчества – столкновение жизни и смерти, реального и воображаемого, духовного и материального; особое место занимает тема детства. Большинство исследователей сходятся во мнении, что персонажи Толстой представляют собой мечтателей, находящихся в пограничном состоянии между реальностью и миром своих иллюзий: мечта противопоставляется грубой и вульгарной обыденности, но поскольку достижение божественной гармонии невозможно, героям приходится приспосабливаться к действительности. В произведениях Толстой можно наблюдать переосмысление фольклорных и мифологических мотивов, а также широкое использование приёмов, характерных для поэтической речи: синтаксических повторов, ассонансов, аллитераций.
Широкую известность писательнице принёс роман «Кысь» (2000), который создавался в течение 14 лет с перерывами. Роман представляет собой сложное жанровое образование: Толстая объединяет элементы антиутопии, памфлета, фантастики и философского рассуждения с русской фольклорной и сказочной традицией (сказочные образы: «Окаян-дерево», «Рыба – голубое перо», «Княжья Птица Паулин» и др.). Наряду со сказками и легендами в произведении встречаются пословицы, приметы, заговоры, стихи из «старопечатных книг», указы, стилизованные под документы эпохи Петра Великого и т. д. Сюжет сложился под впечатлением от Чернобыльской аварии: действие романа происходит после некой катастрофы – Взрыва, который можно рассматривать на различных смысловых уровнях: революционном, постперестроечном, апокалиптическом. В вымышленном пространстве (город Фёдор-Кузьмичск) живут мутанты и небольшое количество «прежних», которые ещё помнят некоторые слова из культурного обихода. Главный герой, Бенедикт, пытается приобщиться к старой культуре через чтение, но терпит неудачу. Сознание героя амбивалентно: возвышенное стремление получить книгу перечёркивается убийством человека и кражей, примитивные мысли и фразы перемешаны со строками русских поэтов, на которых он ссылается. Двойственность проявляется и в его отношении к книгам: Бенедикт использует правильные слова – пища духовная, жизнь возвышенная, сокровище, – но совершенно не понимает их смысла (подробнее см.: Ковалёва. 2022).
В рецензиях роман нередко называли «энциклопедией русской жизни» (Б. М. Парамонов, Л. С. Рубинштейн, Д. В. Ольшанский), хвалили язык и смелость исполнения. По мнению Н. И. Ивановой, Толстая создала не антиутопию, а пародию на неё, объединив массовую литературу с элитарной, изысканной прозой. Роман «кроме русской сказки, напоминает об уроках трёх великих: Рабле, Свифта и Салтыкова-Щедрина. <…> В свою чёрную книгу Толстая вместила печальную историю деградации общества. Моральной, интеллектуальной, духовной. <…> Ни слова – гладкого, нейтрально-описательного. Синтаксис возбуждённый, бегучий, певучий, – всякий, кроме упорядоченно-уныло-грамматически правильного. <…> Несмотря на то, что история очень невесёлая, книга получилась искусная, нарядная, артистичная» (подробнее см.: Иванова. 2001). Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий отмечают, что Толстая сознательно деконструирует центральный миф русской культурной традиции – ожидание от книги (шире – от культуры) высшего и спасительного знания о жизни. При этом писательница далека от циничного восторга разрушения: для неё (и её героя) то, что называют «литературоцентризмом», составляет смысл, радость и неотъемлемую красоту существования. Испытание этой идеи не может не быть мучительно драматичным (подробнее см.: Лейдерман. 2003. С. 472–473). Точку зрения оппонентов «Кыси» наиболее отчётливо выразил литературный критик А. С. Немзер, увидевший в романе не более чем коктейль из «мастеровитой имитации Ремизова и Замятина», перепевов Стругацких и средней руки фэнтези (см.: Немзер. 2000).
В 2003 г. роман издан на английском языке под названием «The Slynx» (перевод Джейми Гамбрелл).
Премия «Триумф» (2001), приз 14-й Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза» (2001), литературная премия Ивана Петровича Белкина (2014). Гран-при премии «Писатель года» (2020)
В 2002–2014 гг. совместно с А. А. Смирновой вела разговорное ток-шоу «Школа злословия». Лауреат телевизионной премии ТЭФИ (2003).
В 2020–2022 гг. совместно с писательницей Ксенией Александровной Буржской (род. 1985) вела YouTube-шоу «Белый шум».
Муж – филолог-классик Андрей Валентинович Лебедев (род. 1951), сын – Артемий Андреевич Лебедев (род. 1975), дизайнер.