Брагарник Светлана Михайловна
Брага́рник Светла́на Миха́йловна (24.5.1944, Александровск-Сахалинский, Сахалинская область – 25.2.2023, Москва), российская актриса, народная артистка РФ (1992).
В 1968 г. окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС), курс И. М. Раевского.
В 1968–1971 гг. в Московском областном театре имени А. Н. Островского: Ириша («Проездом» Ю. Ф. Эдлиса), Инга («Я люблю тебя, Инга!» А. А. Делендика, оба – 1968) и др.
С 1972 г. актриса Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя (в 2013–2022 «Гоголь-центр»). Заняв ведущее положение в труппе, исполняла центральные роли в премьерных постановках, стала одной из самых популярных московских актрис. Среди ролей: Полинка («Солдатская вдова» Н. П. Анкилова), Юлия Тугина («Последняя жертва» А. Н. Островского, оба – 1972), Валерия («Одни, без ангелов» Л. А. Жуховицкого, 1973), Леотта («Рок-н-ролл на рассвете» Т. А. Колесниченко и В. Н. Некрасова, 1974), Эмма Герберт («Берег» по Ю. В. Бондареву, 1976), Вышневская («Доходное место» А. Н. Островского), Нина («Верхом на дельфине» Л. А. Жуховицкого, оба – 1977), Ханума («Проделки Ханумы» А. А. Цагарели), Лауретта, Соседка, Перонелла («Декамерон» Дж. Боккаччо, оба – 1979), Лизавета («Дом» по Ф. А. Абрамову, 1981), Крысчед («…А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана по роману К. Кизи «Полёт над гнездом кукушки», 1982), Лизика («Мебель и страсть» Т. Мазилу, 1983), Алиса Флоринская («Плюшевая обезьяна в детской кроватке» М. В. Яблонской, 1984), Рут Дени («Наци» А. Н. Мишарина, 1987), Тата («Трамвай "Аннушка"» А. С. Родионовой, 1988), Эби Брустер («Мышьяк и старинные кружева» Д. Кессельринга, 1989), Хольга («После грехопадения» А. Миллера, 1990), Зельда Фицджеральд («Костюм для летнего отеля» Т. Уильямса, 1993), Лола («Вернись, малютка Шеба» У. Инджа), Мэри Тайрон («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила, оба – 1995), Харита Огудалова («Бесприданница» А. Н. Островского, 1996), Сарра/Анна Петровна («Иванов» А. П. Чехова, 1997; премия мэрии Москвы, 1998), Констанс Мидлтон («Верная жена» С. Моэма, 1998), Аркадина («Записная книжка Тригорина» Т. Уильямса, 2001), Марлен Дитрих («Марлени» Т. Дорн, 2002), миссис Эрлин («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 2006), Софья («Последние» М. Горького, 2008).
Среди ролей в спектаклях «Гоголь-центра»: Лида («Страх/Без страха» Л. Стрижак по мотивам фильма Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу», 2013), Директор школы Людмила Ивановна Стукалина («(М)ученик» М. фон Майенбурга, 2014; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» за роль второго плана, 2015), мама Саши, мама Любецкой («Обыкновенная история» по И. А. Гончарову, 2015), Зима («Пастернак. Сестра моя – жизнь» М. В. Диденко, 2016), Донна Анна II, Мери («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 2017; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» за женскую роль второго плана, 2019), Татьяна («Красный крест» Саши Филиппенко, 2020).
Одна из немногих актрис своего поколения, всегда готовых к эксперименту, открытых всему новому и умело сочетавших школу русского психологического театра с театральными тенденциями 21 в.
С 1972 г. работала на телевидении (дебютировала эпизодической ролью соседки Чистодела в сериале «Следствие ведут знатоки» – «Дело шестое. Шантаж», 1972).
С 1979 г. на радио, сыграла в десятках радиоспектаклей (Рут Дени – «Наци» А. Н. Мишарина, 1987; Наталья Степановна – «Предложение» А. П. Чехова, Мария Стюарт – «Ваша сестра и пленница» Л. Н. Разумовской, оба – 1993; Княгиня – «Дух госпожи Жанлис» по Н. С. Лескову, 2010, и др.).
Первая крупная роль в кино – жена героя в фильме «Порох» (1985). Наиболее значительной работой стал трагический образ председателя горисполкома Алёны Павловны («Сатана», 1990; премия фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в конкурсе «Кино для всех», 1991). Роль женщины, у которой молодой любовник похитил и убил маленькую дочь, сыграна на пределе драматического накала. Героиня Брагарник вызывает сложные эмоции: от презрения к её неправедно проживаемой жизни до глубокого сочувствия. Сочетание внешней ожесточённости с постоянным внутренним напряжением и затаённой душевной болью стало доминантой неоднозначных образов, созданных актрисой в фильмах и сериалах «Мелочи жизни» (1992–1997; снималась в 1997), «Умирать легко» (1999), «Игры в подкидного» (2001), «По ту сторону волков-2» (2004), «Адъютанты любви» (2005), «Ученик» (2016, премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» за лучшую женскую роль второго плана, 2017), «Вторжение» (2020) и др.
В 1999–2003 гг. преподавала актёрское мастерство в Институте современного искусства (Москва).
Премия «Золотая Лира» (2008).
Награждена орденом Дружбы народов (2000).