«Богатые тоже плачут» (сериал)
«Бога́тые то́же пла́чут» (исп. «Los ricos también lloran»), мексиканский сериал в жанре теленовеллы. Снят в 1979 г. режиссёрами Р. Банкельсом и Ф. Чаконом по заказу телекомпании Televisa. Состоит из 248 эпизодов. Продюсерами проекта выступили В. Пимштейн и Х. А. Кастро. В основу сюжета были положены две пьесы кубинской писательницы И. Родены – «Богатые тоже плачут» и «Когда сын приносится в дар» («Cuando se regala un hijo»), написанные для радио. Оригинальным произведениям соответствуют две части телесериала. Сценарий первой был адаптирован мексиканской писательницей М. Сараттини. После её отказа работать над продолжением сценарий второй части адаптировал испанский писатель К. Ромеро.
Оригинальная версия сериала состоит из 248 эпизодов продолжительностью 21–22 мин. В ноябре 1991 г. состоялась премьера на советском Центральном телевидении. «Богатые тоже плачут» стал вторым после «Рабыни Изауры» («Escrava Isaura», 1976–1977) зарубежным сериалом, показанным в СССР. Версия, показанная сперва по советскому, а затем, до ноября 1992 г., – российскому телевидению, не отличалась от оригинальной, однако в одном выпуске демонстрировались сразу две серии.
Сюжет
Действие происходит в Мексике конца 1970-х гг. В первой части, «Богатые тоже плачут», в сюжет вводится главная героиня – Мариана Вильяреаль (В. Кастро), дочь богатого землевладельца Леонардо (Ф. Мендоса). Её мать умерла, когда девочке было пять лет, а отец предается пьянству и вскоре женится на другой женщине, Ирме (Ф. Прокуна), которая не любит ни его, ни Мариану. Леонардо умирает, когда главной героине исполняется 18 лет. Несмотря на то что в тайном завещании он передал всё своё состояние дочери, мачехе удается убедить её, что Леонардо разорён, а его ранчо заложено.
Мариана, уверенная, что осталась без средств к существованию, отправляется в Мехико и обращается за помощью к другу отца, Альберто Сальватьерру (А. Бенедико). Тот устраивает её служанкой в своём доме, относясь к ней с заботой и вниманием. Постепенно симпатия разгорается между девушкой и сыном Альберто – Луисом Альберто (Р. Герра), однако племянница Альберто, Эстер (Р. Банкельс), не даёт этим отношениям развиться и вынуждает юношу жениться на ней, утверждая, что тот её изнасиловал и она ждёт от него ребёнка.
В это время в Мехико приезжает Диего (М. Пальмер, Ф. Лухан) – любовник Ирмы, которого та послала убить Мариану, когда узнала про завещание Леонардо. Диего знакомится с Луисом Альберто и пытается соблазнить Мариану, однако терпит неудачу. Тогда он начинает роман с Эстер, который заканчивается её беременностью. Общий знакомый Диего и Эстер, преступник Фернандо, совершает покушение на Мариану, однако по ошибке убивает её подругу.
Мариана находит нового жениха, Леонардо Мендисабаля (Л. Даниэль). Незадолго до намеченного дня их свадьбы Эстер крадет деньги Луиса Альберто и скрывается на съёмной квартире. Там она заболевает, её состояние ухудшается, и она попадает в больницу, где умирает. Через неделю умирает и её новорождённая дочь. Тем временем Фернандо, убивший подругу Марианы, вступает в конфликт с Диего. Тот в драке убивает соперника и бежит вместе с Ирмой на ранчо, но по пути их задерживает полиция. Мариана узнаёт о наследстве и выходит замуж за овдовевшего Луиса Альберто.
Вторая часть, «Когда сын приносится в дар», начинается с конфликта пары: когда Луис Альберто уезжает в командировку, Мариану навещает Леонардо Мендисабаль. Луис Альберто неожиданно возвращается домой и, решив, что жена ему изменяет, оставляет её, не отказавшись от намерения развестись даже когда узнаёт о беременности Марианы.
Мариана рожает сына Бето (А. Алькасар, Г. Капетильо), однако, впав в депрессию, отдаёт его незнакомой женщине – продавщице лотерейных билетов по имени Чоле (А. Клавель). Та принимает ребёнка как собственного сына, зная лишь его имя. Мариана примиряется с Луисом Альберто. Осознав, что совершила, она отчаянно пытается найти сына, но тщетно. Мариана и Луис Альберто удочеряют девочку по имени Мария Исабель (М. Ребека, Э. Гонсалес). Проходит время, и повзрослевший Бето проникает в дом Марианы и Луиса Альберто, чтобы их ограбить. После разговора с ним Мариана проникается к нему симпатией и решает ему помочь. Она навещает Чоле в больнице, где понимает, что Бето – её сын. Не раскрывая ему этой тайны, она занимается его воспитанием, обеспечивает деньгами и даёт ему квартиру.
Частые визиты Марианы к Бето вызывают у Луиса Альберто подозрения в том, что тот её любовник. В действительности же Бето испытывает взаимную симпатию к Марии Исабель. Чоле беспокоится, что Мариана раскроёт секрет Бето, и он оставит приёмную мать. Вместе с подругой Фелипой (А. Карраско) она увозит Бето из Мехико в Монтеррей. Мариана успевает прибыть туда на самолёте раньше поезда и встречает их на вокзале, где признаётся Бето, что она его мать. Тут же появляется Луис Альберто, пришедший убить Бето из ревности. Луис Альберто узнаёт, что перед ним его сын, и раскаивается. Мариана предлагает Чоле и Фелипе жить вместе, и они соглашаются.
Рецепция и адаптация
Телесериал обрёл успех как на мексиканском рынке, так и среди иностранной публики, став «флагманским» проектом мексиканской телеиндустрии в завоевании новых рынков (Fernández. 2000; Slade. 2003). «Богатые тоже плачут» оказались первой мексиканской теленовеллой, экспортированной в Бразилию и Испанию (Quispe-Agnoli. 2009; Zarza Rondón. 2019). В целом сериал был переведён на 25 языков и транслировался более чем в 120 странах.
Особенную популярность теленовелла приобрела в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Так, общая аудитория сериала во время первого показа на территории СССР и затем независимых постсоветских государств оценивается в 100–150 млн человек (Baldwin. 1995). Рекорд по количеству ретрансляций сериала принадлежит Аргентине (10 показов), за ней следуют Италия (6) и Россия (3) («Los ricos también lloran» ...).
Успех теленовеллы принёс известность исполнителям главных ролей. Впоследствии В. Кастро и Р. Герра сыграли ведущие роли в большинстве важнейших мексиканских мелодраматических сериалов своего времени (Abarca Torres. 2016).
Популярность сериала отразилась и на судьбе его саундтрека. Главная музыкальная тема – песня «Aprendí a llorar» («Я научилась плакать») в исполнении Кастро – занимала ведущие места в радиочартах Мексики и других стран, где показывалась теленовелла.
Сюжет сериала «Богатые тоже плачут» был воспроизведён в нескольких ремейках. Первым из них стала теленовелла «Мария из предместья» («María, la del Barrio»), снятая, как и оригинальное произведение, компанией Televisa и впервые показанная в 1995–1996 гг. Сериал, также ставший одним из наиболее популярных телепроектов Мексики, показывался более чем в 180 странах мира и был признан теленовеллой с самым высоким рейтингом по версии Premios TVyNovelas – 1996. Права на сюжет «Марии из предместья» были выкуплены филиппинской компанией ABS-CBN, которая показала одноимённый филиппинский вариант в 2011–2012 гг.
В 2005–2006 гг. бразильская телесеть SBT показала собственную адаптацию сериала. В теленовелле, также получившей название «Богатые тоже плачут» («Os Ricos Também Choram»), действие перенесено в Бразилию 1930-х гг., тяжело переживающую Великую депрессию. Сериал не пользовался большим успехом, из-за чего создатели сократили планировавшиеся 181 эпизодов до 153.
В 2006–2007 гг. американская испаноязычная медиакомпания Telemundo демонстрировала другую адаптацию сюжета И. Родены – сериал «Марина» («Marina»), действие которого разворачивалось в Акапулько.
В 2022 г. Televisa начала показ очередного ремейка, сохранившего название оригинала. Хотя сюжет и сеттинг в целом остались прежними (за исключением перенесения событий в наши дни), критики отмечают ряд отличий. Так, появился новый персонаж – Сантьяго, младший брат Луиса Альберто, введение в историю разворачивается динамичнее, чем в сериале 1979 г., что отчасти обусловлено сокращением числа эпизодов в ремейке до 60 (Eligio. 2022).