Биополитика
Биополи́тика, концепт М. Фуко, используемый им для описания совокупности складывающихся в период 18–19 вв. в ряде европейских стран техник управления индивидами, основанных на рационализации свойств индивидов как живых существ (рождаемость, продолжительность жизни, смертность, здоровье, репродуктивные функции и т. д.).
История возникновения
Концепт биополитики возникает в начале 20 в. под влиянием философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). В этой интерпретации жизнь воспринимается в качестве основания политики: таковы, например, органицистские концепции государства, в которых двигателем активности государств становится борьба за физическое выживание, аналогичная борьбе среди индивидов (Р. Челлен). В течение 1960 – начале 1970-х гг., напротив, набирает силу интерпретация жизни как объекта регуляций со стороны политики, например в рамках экологической политики. В 1980-х гг. М. Фуко предлагает более комплексный исторический подход к генеалогии отношений жизни и политики, в которых обе стороны определяют друг друга в сложных, исторически разнообразных конфигурациях. Тема биополитики возникает в поздних лекциях «генеалогического» этапа творчества Фуко, в которых он уделяет наибольшее за всю историю своей работы внимание анализу властных отношений в 19–20 вв. Поворотным моментом становится лекционный курс «Il faut défendre la société» (1997). Фуко начинает его с суммирования итогов своих исследований дисциплинарной власти, а заканчивает понятием биовласти/биополитики, развитию которого посвящены лекционные курсы следующих лет – «Sécurité, territoire, population», «Naissance de la biopolitique» (2004).
Суть подхода
Если в работе «Surveiller et punir: Naissance de la prison» (1975) фиксируется переход от суверенной к дисциплинарной форме власти, теперь эта генеалогия дополняется биовластью (или биополитикой: Фуко использует эти термины синонимичным образом). Однако под «переходом» здесь подразумевается не процесс линейной смены разных форм власти, но «достраивание» более ранних форм власти более поздними: наличие более ранних форм власти служит обязательным условием для возникновения более поздних; в свою очередь, более поздние формы уже содержатся в зачаточном виде в более ранних. Определённые техники управления телами свойственны уже суверенной и особенно – дисциплинарной власти. Однако точка приложения дисциплинарной власти – конкретное человеческое тело: управление множественностью людей осуществляется как управление совокупностью индивидуальных тел – в этом смысле Фуко называет дисциплинарную власть анатомо-политикой. Напротив, биополитика конструирует принципиально новый объект своего приложения – население как единую субстанцию с общими характеристиками, фиксируемыми с помощью государственной статистики. Если дисциплина локализована в конкретных дисциплинарных институтах (школа, казарма, больница, тюрьма), то биополитика выступает технологией управления обществом в целом. К ней относятся социальная медицина, практики общественной гигиены, социальное страхование, обеспечение в случаях старости и получения увечий, контроль рождаемости, управление городской средой (контроль загрязнений и распространения болезней) и т. д.
Фуко демонстрирует разницу между тремя властными технологиями на ряде примеров. Первый из них касается проблемы обустройства города. Для суверенной власти принципиальна роль столицы как видимого центра власти и центра торгового оборота, инструмента политической и экономической капитализации территории. Идеал дисциплинарной власти – выстроенный на пустом месте по заранее расчерченному плану город в форме геометрической фигуры (квадрата или прямоугольника) – так происходит архитектуризация пространства. Наконец, задача биополитики состоит в том, чтобы урегулировать соотношение города с уже существующей вокруг него естественной средой, взять под контроль не столько расположение объектов (индивидов, товаров, болезнетворных миазмов) в пространстве, сколько правила их обращения в окружающей среде; поэтому биополитика также принимает во внимание динамику развития города и его населения, в отличие от «вневременных», идеальных проектов дисциплинарной власти.
Второй пример посвящён технологиям борьбы с заразными заболеваниями. Суверенная власть производит бинарное разделение общества на здоровых и больных с изгнанием последних во внешний мир (модель борьбы с проказой). Дисциплинарная власть включает заражённых в поле ежедневного индивидуального контроля, распространяющегося на каждого горожанина (модель борьбы с чумой). Биополитика оперирует данными на уровне не индивидуального человека, а населения в целом, практика жёсткого карантина сменяется практикой прививания населения (модель борьбы с оспой). В рамках биополитики понятие нормы конструируется с опорой на уже имеющийся опыт и описывает социально приемлемый уровень проявления негативных факторов (например, допустимый уровень заболеваемости от оспы). Признаётся, что издержки, связанные с попыткой полного уничтожения фактора риска (болезни, преступности и т. д.), превышают издержки от существования этого фактора на установленном уровне. В этом смысле нормализация биополитики противоположна нормации дисциплины, где норма определяется до анализа эмпирического опыта и, в идеальном случае, не терпит возможных отклонений.
Аналогичный тезис Фуко подчёркивает на третьем примере, связанном с проблемой голода. Для предшествующих форм власти – суверенной и дисциплинарной – голод представляет собой критическое событие (ассоциируемое с проявлением злого рока), которое необходимо предотвратить, например с помощью ограничения цен на зерно и запретов на его долгое хранение в ущерб продаже. Для биополитики нехватка продовольствия – не катастрофическое дискретное событие, а естественное следствие поведения участников торговли в заданной системе координат; исходя из этого, биополитическая технология снимает запреты на оборот зерна, воплощаясь в либеральном принципе laissez-faire. В результате определённое количество людей столкнётся с нехваткой продовольствия и возможностью голодной смерти, но на уровне населения голод как проблема будет преодолён.
Сферы применения
В прочтении Фуко биополитика выступает технологией управления, применимой ко многим аспектам социальной реальности. Благодаря работам Фуко концепт биополитики становится популярным среди широкого круга социальных исследователей. Он используется в современной критике капиталистической экономики (А. Негри и М. Хардт), феминистских исследованиях (С. Бартки и С. Бордо), исследованиях политической власти и проблемы управления мигрантами (Дж. Агамбен). Также возникают производные исследовательские концепты, такие как этополитика (Н. Роуз), «молекулярная политика» (М. Флауэр и Д. Хиз) и некрополитика (А. Мбембе).