Челлен Рудольф
Че́ллен Ру́дольф, Юхан Рудольф Челлен (Johan Rudolf Kjellén) (13.6.1864, Торсё, ныне муниципалитет Мариестад, лен Вестра-Гёталанд – 14.11.1922, Уппсала), шведский географ, социолог и политический деятель.
Родился в семье священника. После окончания гимназии в г. Скара в 1880 г. поступил в Уппсальский университет, где получил учёную степень в 1890 г. и преподавал науку о государстве в 1890–1893 гг. Одновременно преподавал в Высшей школе Гётеборга (ныне Гётеборгский университет) с 1891 г., профессор политических наук и статистики (1901–1916). В 1916–1922 гг. профессор красноречия и государственного управления Уппсальского университета. В 1905–1908 гг. член второй палаты, в 1911–1917 гг. член первой палаты риксдага Швеции.
Разделял консервативные взгляды, сторонник гегемонии Германии в европейской политике. Некоторые идеи Челлена были развиты К. Хаусхофером, а также использовались в теоретическом обосновании внешнеполитической доктрины Третьего рейха.
Последователь Ф. Ратцеля, представитель географического направления в социальной мысли. Развил геополитические принципы Ратцеля применительно к конкретной исторической ситуации в современной ему Европе, в том числе идеи Ратцеля о «континентальном государстве» применительно к Германии. Утверждал, что в контексте Европы Германия является пространством, которое обладает осевым динамизмом и которое призвано структурировать вокруг себя остальные европейские державы. С его точки зрения, геополитическое отождествление Германии с Европой неизбежно и неотвратимо, несмотря на временное поражение в Первой мировой войне. Ввёл понятие «геополитика». Геополитику определял как учение «о государстве как о географическом организме или явлении в пространстве, о государстве как о земле, территории, области или, точнее всего, – как о территориальном господстве [rike]. Как и политическая наука, геополитика держит в поле своего зрения целостность государства, помогая тем самым пониманию его сущности» (Челлен. 2008. С. 94). Помимо термина «геополитика» предложил ещё 4 термина: «экополитика» (изучение государства как экономической силы); «демополитика» (исследование динамических импульсов, передаваемых народом государству, некий аналог антропогеографии Ратцеля); «социополитика» (изучение социального аспекта государства); «кратополитика» (изучение форм правления и власти в соотношении с проблемами права и социально-экономическими факторами). Государство рассматривал как особого рода социальный «организм», стремящийся к освоению и расширению «жизненного пространства» (природных ресурсов, территории и т. п.), к доминированию в своём естественном окружении, вступающий при этом в конфликтно-конкурентные отношения с другими подобными «организмами» (см. Органицизм в социологии, Социальный дарвинизм). Разработал концепцию государства как экономически и геополитически защищённого «народного дома» (швед. Folkhemmet). Геополитические концепции Челлена воплотились в т. н. шведской модели. Выделил 3 дополнительные категории для анализа государства как феномена в пространстве: 1) географическое положение по отношению к другим государствам; 2) форма территории государства (идеальной формой считал концентрическую); 3) размер государства (будущее, по мнению Челлена, принадлежит территориально большим государствам).
Считал неизбежными и оправданными экспансионистские стратегии (например, завоевания, колониализм), используемые «мировыми державами», к которым относил Германию, Великобританию, США и Россию. После 1-й мировой войны пришёл к выводу, что мир движется к власти нового мирового гегемона в лице США, которому, как он считал, суждено подчинить себе Великобританию и стать мировым властелином. Мировую гегемонию США он назвал «пан-американизмом».
Челлен был решительным противником экономического либерализма, который, по его убеждению, неминуемо приводит к дегенерации государства. Экономический либерализм и эгоистический индивидуализм – исконные враги народной общности и концепции государства как «народного дома». Главные идеи государственности, по Челлену, – это порядок, национальная солидарность, экономическая автаркия, социализм.