Дисциплинарная власть
Дисциплина́рная власть, концепция М. Фуко, описывающая совокупность техник управления индивидами, нацеленных на максимизацию их экономической полезности и минимизацию возможностей к политическому сопротивлению. Обеспечивается путём организации территориального размещения людей, распорядка их времени и правил взаимодействия между собой.
Понятие дисциплинарной власти возникло в исследованиях «генеалогического» периода творчества М. Фуко (Foucault. 1975, 1999; Фуко. 1999, 2005). Он раскрывает специфику дисциплинарной власти, которая складывалась в конце 18 – начале 19 вв. в ряде европейских стран, на контрасте с предшествующей ей моделью суверенной власти, сформированной в Средние века и просуществовавшей до конца раннего Нового времени. Суверенная власть проявляется в отдельных актах устрашения, основным из которых выступает смертная казнь. Казнь воспринимается как личный поединок между преступником и государем, честь которого оскорблена нарушением закона, поскольку государь – его источник и защитник. Вследствие этого наказание преступника всегда асимметрично, оно призвано подчеркнуть дисбаланс в отношениях подданного и суверена. С другой стороны, казнь может закончиться поражением государя – например, если восставший народ примет сторону преступника и освободит его. Дисциплинарная власть, напротив, делает акцент на непрерывности и неизбежности властного воздействия, процесс которого становится важнее, чем результат, – изменяется модальность контроля. Вместо тела как неразделимой единицы под контроль подпадают тщательно выделяемые жесты и движения тела (например, правильное положение ноги при строевом шаге) – изменяется масштаб контроля. Наконец, становятся важными не столько отдельные, символически значимые акты поведения, сколько общая эффективность и организация движений тела в социальном и физическом пространстве – изменяется объект контроля. Дисциплинарная власть воплощает логику «экономии власти»: воздействие на индивида должно быть минимально необходимым, а не чрезмерным.
Другая концептуальная оппозиция, через которую М. Фуко стремится показать специфику дисциплинарной власти, – противопоставление выработанных в Средние века моделей борьбы с проказой и чумой. В первом случае общество бинарно разделяется на «здоровых» и «прокажённых», в результате чего последние изгоняются во внешний мир и де-юре объявляются умершими. Напротив, в случае чумы вместо бинарного разделения имеет место градуированная шкала ранжирования индивидов, формирующаяся в ходе постоянного наблюдения за ними (что впоследствии, по его мнению, отчётливо проявляется в практиках работы с ментально больными людьми). Регламенты средневековых городов предусматривают постоянный контроль за перемещениями и состоянием здоровья горожан, таким образом, происходит не исключение, а включение индивидов в поле действия властных практик. Модель борьбы с чумой и соответствующие ей практики дисциплинарной власти иллюстрируют важный для М. Фуко тезис о том, что современная власть – не репрессивная, но позитивная сила, которая способствует эффективному экономическому производству, защите населения от смертельной опасности и т. д. Аккумулирование знаний о субъекте даёт возможность лучше управлять им, а это, в свою очередь, расширяет возможность дальнейшего наблюдения и накопления знаний.
В качестве идеального примера дисциплинарной власти М. Фуко рассматривается паноптикон – проект тюрьмы И. Бентама, в которой один надзиратель, находящийся в центральной точке, может наблюдать за многими заключёнными, расположенными в камерах по периметру круглого здания. В реальности примерами дисциплинарных пространств выступает широкий ряд институций: тюрьмы, казармы, фабрики, больницы, школы – что объясняет, с его точки зрения, структурное сходство этих учреждений между собой. Каждый дисциплинарный институт устанавливает чёткую границу между «внутренним» и «внешним» миром (пропускной пункт военной части или забор тюрьмы), определяет расположение индивидов во внутреннем пространстве (рассадку школьников за партами), регулирует их время (график работников завода), создаёт иерархии между ними (рейтинг учащихся) и определяет правила их взаимодействия (синхронное движение солдат в строю). Важным элементом дисциплинарных практик является экзамен, позволяющий накапливать знание о субъекте и встраивать его в принятые системы ранжирования (повышение в звании, перевод в другой класс или, наоборот, отчисление). Таким образом, каждый дисциплинарный институт чётко локализован, однако в совокупности они формируют то, что Фуко предлагает называть «дисциплинарным обществом».