Бер Николай Дмитриевич
Бер Никола́й Дми́триевич, Николай Дмитриевич Бер-Глинка [27.12.1860 (8.1.1861), имение Починок Стригинской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии, ныне деревня Стригино, Починковский район, Смоленская область – 17.3.1926, Ельня Смоленской губернии, ныне Смоленская область], российский хормейстер, собиратель народных песен, общественный деятель.
Внучатый племянник М. И. Глинки. Сын сенатора, действительного тайного советника Дмитрия Борисовича Бера (1832–1903) и Юлии Дмитриевны Стунеевой (1833–1909), племянницы Глинки.
Детство и юность прошли в имении родителей Починок. Летом 1875 г. в Починке учителем Н. Д. Бера и его братьев был М. А. Врубель, на попечение которого детей оставили уехавшие в Петербург родители. В 1881 г. окончил Санкт-Петербургскую Ларинскую гимназию, затем учился на юридическом (1881–1883) и историко-филологическом (1883–1885) факультетах Императорского Санкт-Петербургского университета. Из воспоминаний о Н. Д. Бере его двоюродного брата Михаила Алексеевича Бера: «Он кончил не очень блестяще гимназию и поступил в университет. Он недурно играл на рояле, и у него был отличный слух. Он сочинил и напечатал имевшую некоторый успех польку "Тра-ла-ла". Родители его, в особенности мать, стали считать его чуть ли не музыкальным гением, предполагая, что он унаследовал свои способности от Глинки. Университет был оставлен, и он поступил в консерваторию» (цит. по: Бер-Глинка. 2022. С. 207).
В 1883–1890 гг. учился в Санкт-Петербургской консерватории: в 1883–1885 гг. был вольнослушателем («сверхкомплектным» учеником) в классе гармонии Ю. И. Иогансена, в 1885 г. принят учеником теоретического отдела в его класс теории композиции. Игре на фортепиано обучался у А. Л. Гензельта и А. Г. Рубинштейна. В качестве выпускной работы представил кантату «Пир Валтасара» [впервые исполнена под управлением автора 19 (31) мая 1890 в Михайловском дворце на Публичном акте 25-го выпуска учеников Санкт-Петербургской консерватории].
В 1880–1900-е гг. почти каждое лето жил в родовом имении Починок. Дружил с В. Н. Добровольским, неоднократно гостил в его имении Даньково (ныне деревня в Починковском районе Смоленской области). С 1884 г. предпринял несколько поездок по Смоленской губернии для записи народных песен; записал на слух около 500 песен: тексты многих из них опубликованы В. Н. Добровольским в «Смоленском этнографическом сборнике» в четырёх частях (1891–1903, в серии «Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии»); большинство нотных записей утрачено.
О музыкальных способностях Бера имеется свидетельство П. В. Шейна 1886 г.: «С Н. Д. Бером я познакомился в прошлую зиму, в течение которой я виделся с ним несколько раз и подолгу имел случай выслушивать от него не один десяток мотивов народных песен, которые он превосходно передаёт на фортепиано и гармонике. И тем, и другим инструментом он владеет в совершенстве. Одаренный от природы выдающимися музыкальными способностями, он отлично приготовлен к своему делу, как теоретически, так и практически и душой предан русской народной музыке. Он чрезвычайно быстро записывает с голоса всякую песню, чему я сам неоднократно был свидетелем, так как он с моего голоса вздумал записать несколько напевов во время моего пения» (цит. по: Шейн П. В. Записка о деятельности В. Н. Добровольского и Н. Д. Бера по собиранию памятников народного творчества в Смоленской губернии // РГО. Разряд 38. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 2).
С 1886 г. член-сотрудник Императорского Русского географического общества. Член музейной комиссии Ельнинского общества изучения местного края. Читал лекции по истории и этнографии для учителей.
В 1892 г. прикомандирован хормейстером к режиссёрскому управлению Императорского московского Большого театра, в 1896–1916 гг. хормейстер оперной труппы. Как хормейстер и дирижёр участвовал в постановках опер «Риголетто» (1901) и «Трубадур» (1902) Дж. Верди, «Галька» С. Монюшко (1902) и др.
После Октябрьской революции 1917 г. переехал в Ельню. С 1918 г. директор организованной им музыкальной школы имени М. И. Глинки, самой крупной в Смоленской губернии по числу учеников (197). В 1920 г. школой совместно с Ельнинским горполитпросветом было организовано около 90 бесплатных концертов. В 1918–1924 гг. в Ельнинском музее местного края принимал участие в создании первой на Смоленщине экспозиции, посвящённой Глинке (совместно с руководителем музея В. А. Меландером, хранителем художественного отдела музея, заведующим Ельнинской секцией по делам музеев и охране памятников М. И. Погодиным и внучатой племянницей композитора, руководителем секции изобразительных искусств, художницей В. Н. Глинкой).
С 1918 г. руководитель народной капеллы на базе Ельнинского любительского хора. Летом 1919 г. состоял в «культпросвете» расквартированного в Ельне 13-го Запасного стрелкового полка Западного фронта Красной Армии и принимал активное участие в постановке еженедельных концертов при Красноармейском клубе и полковом театре.
Автор романсов (названия и даты создания не выяснены), симфонии «На смерть Ленина» (1924), обработок смоленских народных песен для хора и для голоса в сопровождении фортепиано.
Уцелевшие оригиналы нотных записей, сделанных Бером (185 народных песен), хранятся в фольклорном архиве отдела рукописных фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея) в Москве в составе Сборника смоленских народных песен.
Награждён орденом Анны 3-й степени (1897), орденом Станислава 2-й степени (1912).
Первая жена – Антонина Петровна Межуева (1881–1943), артистка оперы и оперетты. Их дети: Дмитрий Николаевич Бер (с 1946 Бер-Глинка) (1902–1957) – пианист, концертмейстер, дирижёр оперной студии Театра Красной Армии и Московской филармонии; Юлия Николаевна Бер (1908–1990) – певица, артистка оперетты, хореограф.
Вторая жена – Лидия Николаевна Чурская (1886 – не ранее 1975) – артистка оперетты.
Племянник – композитор Б. Б. Бер.