Бас-кларнет
Бас-кларне́т (итал. clarinetto basso, clarone; нем. Bassklarinette, Baß-Klarinette, франц. clarinette basse), деревянный духовой инструмент, разновидность кларнета.
Ранние модели инструмента появились около 1770-х гг. (в одно время с бассетгорном и бассет-кларнетом) и на протяжении полувека были предметом для экспериментов мастеров-изготовителей в Германии, Франции и Италии. Один из первых образцов инструмента создан французским мастером Ж. Лотом в 1772 г. под названием basse-tube; сохранились также инструменты 1770-х гг. работы баварских мастеров А. и М. Майрхоферов. Бас-кларнет, изготовленный в 1808 г. во Франции М. Дюма де Сомьером (назван им basse guerrière, т. е. «военный бас»), предназначался для расширения состава военного оркестра.
Вне области военной музыки инструмент впервые использован в оперном жанре – в операх «Эмма Антиохийская» С. Меркаданте (впервые поставлена в 1835, «Сан-Карло», Неаполь) и «Гугеноты» Дж. Мейербера (1836, Королевская академия музыки и танца, Париж) после усовершенствования его технических возможностей кларнетистом Ф. Дакостой и мастером Л. О. Бюффе. В оперном и симфоническом оркестре закрепился в новой версии А. Сакса (1837) с улучшенными акустическими характеристиками и системой клапанов (данную модель Мейербер включил в оркестр оперы «Пророк», 1849). Позднее вошёл в состав духовых ансамблей и джазовых биг-бэндов.
Внешне отличается наличием эса (изогнутой соединительной трубки между мундштуком и корпусом) и загнутого вверх раструба. Транспонирующий инструмент, чаще всего – в строе «си-бемоль» (in B); нотируется в скрипичном (большой ноной выше реального звучания) или басовом ключе (большой секундой выше). Реже встречаются бас-кларнеты в строе «ля» (in A) и «до» (in С).
Диапазон современного бас-кларнета in B начинается с Des (в нотной записи – Es); большинство инструментов благодаря дополнительным клапанам имеют возможность расширения диапазона до B1 (в нотной записи – C). Верхняя граница диапазона достигает b2 (в нотной записи – c3); в оркестровых партиях обычно не используется выше es2.
Бас-кларнет имеет благородную и таинственную звучность, широкую динамическую амплитуду. Образцы мастерского использования этого инструмента – в партитурах П. И. Чайковского (3-й такт финальной сцены в опере «Пиковая дама» – в динамике пианиссимо, в исполнительской практике обозначаемого как «четыре пиано» – pppp; симфония «Манфред»; балет «Щелкунчик»), Р. Вагнера (оперы «Валькирия», «Тристан и Изольда»), Р. Штрауса (оперы «Кавалер розы», «Дон Кихот»), И. Ф. Стравинского (балет «Весна священная»), С. С. Прокофьева (балет «Ромео и Джульетта»), Д. Д. Шостаковича (опера «Катерина Измайлова», Симфония № 7) и др.
Долгое время не использовался вне оркестра, в связи с чем большая часть камерного и сольного репертуара была заимствована у кларнета, аппликатура и техника игры на котором практически идентичны (для расширения репертуара исполнители также делают транскрипции произведений для фагота и виолончели). В составе камерных ансамблей получил широкое распространение в творчестве композиторов нововенской школы. Специальная нотная литература для бас-кларнета стала появляться в 20 в., к ранним образцам относится Соната для бас-кларнета и фортепиано О. Шёка (1927–1928, опубликована в 1931). Композиторская практика 20–21 вв. предполагает включение в нотный текст современных исполнительских приёмов (к примеру, техники слэп для создания особого «перкуссионного» эффекта), использование микрохроматики, мультифоник. Популярны сочинения для бас-кларнета и электроники, т. е. электронных музыкальных устройств для записи и воспроизведения звука («Libra» К. Штокхаузена, 1977; «Spasm» М. Лоуэнстерна, 1993; «ISM» Н. Хруста, 2021). Среди произведений для бас-кларнета соло – «Die еwige Wiederkunft» («Вечное возвращение») В. А. Екимовского (1980), «Sonata-сontinuo» С. В. Павленко (1980), «Black moon» Й. М. Штауда (1998), «Steep Steps» Э. Картера (2001).
Среди виртуозов игры на бас-кларнете – чешский кларнетист Й. Горак (1931–2005).