Слэп
Слэп (англ. slap, от slapping and popping, буквально – шлепки и хлопки), техника (приём) игры на струнных и духовых музыкальных инструментах. Её реализация зависит от класса инструмента и ожидаемого результата, задуманного композитором или исполнителем.
На оркестровых смычковых струнных инструментах – разновидность пиццикато; в академической музыке известна как «пиццикато Бартока». Струна сильно оттягивается от грифа, а затем отпускается; в результате звук сопровождается щелчком при ударе струны о гриф. Использована Г. Малером в III части Симфонии № 7 (1905; впервые исполнена в 1908) в партиях виолончелей и контрабасов (такт 401; ремарка «Дёргать с такой силой, чтобы струны ударялись о дерево [грифа]», нем. «So stark anreißen, daß die Saiten an das Holz anschlagen»), Б. Бартоком в IV части Струнного квартета № 4 (1928) в партиях всех инструментов.
На арфе выполняется на струне возле деки с последующим соскальзыванием пальца на деку (см., например, Секвенцию № 2 для арфы соло Л. Берио, 1963).
Применение техники слэпа на контрабасе (также слэп-бас, slap-bass) распространилось в 1920-е гг. в среде джазовых музыкантов; широко использовалось до эры свинга и в раннем рок-н-ролле (например, группой Bill Haley and His Comets). Поскольку контрабас был самым тихим инструментом в джаз-бэнде, исполнители применяли слэп для увеличения громкости звучания. Это позволяло басовым партиям звучать ярче на ранних записях (без усилителей), в особенности когда приём сопровождался дополнител ьным ударом по струне перед её подцепом. Известные исполнители в этой технике: Билл Джонсон (считается «отцом слэпа»), М. Хилтон, Стив Браун, Билл Блэк и др. В качестве перкуссионного эффекта слэп встречается в авангардном джазе (1950–1960-е гг.), рок-музыке (в частности в рокабилли и сайкобилли), современной академической музыке.
Такого рода звукоизвлечение на контрабасе предшествовало его использованию на бас-гитаре.
В основе техники слэпа на бас-гитаре – удар по струне боковой частью фаланги большого пальца правой руки с подцепом другой или той же струны указательным пальцем. Развитая техника слэпа включает: удар фалангой большого пальца по струне по касательной, с остановкой на соседней струне для её глушения; комбинацию удара «вниз» и подцепа «вверх» фалангой большого пальца, объединённых с подцепом той же или других струн подушечками указательного и среднего пальцев, и др. Струна, ударяясь о лады (или гриф безладового инструмента), вызывает характерный перкуссионный призвук.
Один из первых популяризаторов слэпа на бас-гитаре – Ларри Грэм, он начал использовать этот способ игры в 1960-е гг. в качестве основного. В творчестве таких виртуозов, как Стэнли Кларк, Маркус Миллер, Джон Патитуччи, Виктор Вутен, Стю Хэмм, слэп выступает как полноценная техника, определяющая специфику игры на бас-гитаре и в целом роль этого инструмента в ансамбле.
Слэп нередко сочетают с обычным пальцевым звукоизвлечением и с тэппингом, в том числе в рамках одной композиции. Как и в пальцевой технике, в слэпе широко используется такой приём игры, как мёртвые ноты. Особенности их извлечения и место в фактуре партий, характерных для техники игры слэпом, привнесли особенный колорит в игру ритм-секции, стали одной из характерных черт бас-гитарного грува в джазе, фьюжне и других родах и видах неакадемической музыки.
Курс слэпа как техники игры на бас-гитаре преподаётся в Музыкальном колледже Беркли (Бостон, США).
Слэп как артикуляционная техника игры на духовых инструментах используется преимущественно у язычковых с одинарной тростью (кларнет, саксофон и их разновидности), обозначается также как slap tonguing (буквально – шлепок языком). Характерный щелчок появляется в результате удара трости о мундштук после «цокающего» движения языком. Вначале исполнитель плотно прижимает трость к мундштуку языком, создавая таким образом вакуумную полость в пределах верхней части трости, а после слегка оттягивает трость вниз, опуская язык (в последний момент трость отделяется, издавая щелчок). Движение может сопровождаться выдыханием небольшого объёма воздуха, который, проходя через инструмент, придаёт щелчку дополнительную громкость и даёт возможность сопроводить его конкретной звуковысотностью. Также возможен слэп с открытым амбушюром (т. н. открытый слэп), при этом извлекаемый тон звучит выше обычного без изменения аппликатуры.
Первые аудиозаписи техники слэпа на духовых – в композиции «Nobody But My Baby is Getting My Love» в исполнении кларнетиста Фесса Уильямса и биг-бэнда Royal Flush (запись 1926) и композиции «Wild Man Blues» в исполнении саксофониста Стампа Эванса в составе джаз-бэнда Red Hot Peppers под руководством Джелли Ролла Мортона (1927). Известные музыканты, использовавшие эту технику: Руди Видофт, Лорен Макмаррей (саксофон); Коулмен Хокинз (кларнет).
Приём используется в современной академической музыке: в партии кларнета в пьесе А. А. Светличного «Половина собаки» (2015); в партии бас-кларнета в пьесах «... als...II» М. Адре (2001), «Shivers on speed» Б. Мунтендорф (2013), «Hauntology» Д. Ю. Мазурова (2020), в произведении «Sax of One» для альт-саксофона соло А. М. Хубеева (2012) и др. Среди современных исполнителей – Сэм Ньюсом (альт-саксофон).
Постепенно использование техники слэпа распространилось в практике игры на других духовых инструментах; из-за их конструктивных особенностей характерный звук воспроизводится разными способами.
При игре на деревянных духовых инструментах с двойной тростью (гобое, фаготе и их разновидностях) исполнение слэпа может быть тихим (на трости, способ звукоизвлечения подобен кларнетовому) и громким (без трости), при котором отверстие для вхождения трости закрывается и открывается (или «ударяется») языком (см., например, «Calypso» А. Ю. Сысоева для гобоя и ансамбля солистов, 2008). Последний вариант приближает слэп к технике tongue ram (буквально – языковой таран; звуковой эффект достигается за счёт быстрого введения языка в отверстие для подачи воздуха во время выдоха), которая выполняется с закрытым дульцем на флейте, со снятым мундштуком на кларнете, без трости на гобое и фаготе, а также на медных духовых без предварительной подготовки инструмента (извлекаемый звук при этом меняет высоту).
На флейте техника слэпа (то же, что флейтовое пиццикато, flute pizzicato) может быть выполнена разными способами: а) при помощи языка (tongue pizzicato), который либо располагается между губ в положении буквы «у» и затем быстро втягивается внутрь (от tongue ram отличается отсутствием перекрытия дульца инструмента), либо издаёт щелчок, с силой ударяясь о верхние зубы (подобно тому, когда с аспирацией произносится звук «т»; возможно чередование со звуком «к»); б) при помощи губ (lip pizzicato; с аспирацией произносится звук «п»). Способ выполнения зависит от композитора, который может сопроводить нотированное произведение комментариями, и от конкретного исполнителя; см. «Cassandra’s Dream Song» Б. Фернихоу (1970), «Voice» Тору Такэмицу (1971), «Echoes from the Past» А. Перту (1999).
На амбушюрных инструментах техника слэпа выполняется при помощи быстрого произношения слога «фт» в мундштук. В композиторской практике используется редко (чаще встречается техника tongue ram, которая на амбушюрных инструментах более напоминает слэп на язычковых однотростевых духовых).
По звучанию на слэп похожи техники флэп (англ. flap), или языковой удар (итал. colpo di lingua), а также различные ударные техники клапанами и вентилями (англ. key slap, key click, key clap и др.), которые либо создают перкуссионный эффект самостоятельно, либо усиливают его при сочетании с прочими техниками; см. «Плотность 21.5» для флейты соло Э. Вареза (в редакции 1946), «Чужая грация» Н. Хруста (2008) для ансамбля и электроники, «Три танца теней» для кларнета соло Й. Видмана (2013) и др.
Слэп на струнных и духовых нотируют разными способами: нотной головкой в виде горизонтальной галочки; круглой нотой, на штиле которой располагается треугольник; нотной головкой в виде крестика (обычно сопровождается словесным комментарием); кружком с небольшой вертикальной линией над нотой (так же, как «пиццикато Бартока»).