Баккер-Грёндал Агата
Ба́ккер-Грёндал Ага́та, Агата Урсула Баккер-Грёндаль (Agathe Ursula Backer Grøndahl) (1.12.1847, Холместранн – 4.6.1907, Ормёйа, ныне муниципалитет Осло), норвежская пианистка, композитор.
Родилась в семье преуспевающего судовладельца, с раннего детства проявляла интерес к сочинению музыки и игре на фортепиано. Три её сестры также получили образование в области искусства. Х. Баккер (1845–1932) стала одной из первых профессиональных женщин-художниц в Норвегии; менее известны Инга Лунде (Inga Lunde, 1842–1915), певица и музыкальный педагог, и Маргрете Баккер-Вельхавен (Margrethe Backer Welhaven, 1851–1940), художница. Среди представителей фамилии Баккер также архитектор Л. Баккер и многие другие деятели искусства.
После переезда семьи в Христианию (ныне Осло) в 1857 г. А. Баккер-Грёндал училась игре на фортепиано у О. Винтер-Ельма, затем у Х. Хьерульфа, брала уроки по теории музыки у Л. М. Линнемана; глубокое впечатление на неё произвело исполнение произведений Л. ван Бетховена пианистом Э. Нойпертом. По совету Хьерульфа продолжила обучение в Берлине (1865–1869) в Новой музыкальной академии у Т. Куллака (фортепиано) и Рихарда Вюрста (композиция); в годы учёбы дала первые концерты.
Её первое крупное публичное выступление в Христиании состоялось в 1868 г. с оркестром Филармонического общества под управлением Э. Грига, в то время начинавшего дирижёрскую деятельность. Баккер-Грёндал исполнила Пятый концерт для фортепиано с оркестром Es-dur Л. ван Бетховена – одно из ключевых произведений её репертуара на протяжении всей жизни. В следующем году дала в Христиании первый сольный концерт, в программе – музыка Ф. Листа, К. М. фон Вебера, а также собственные сочинения.
В 1870 г. выступила в концерте знаменитого скрипача У. Булля, в том же году по его рекомендации отправилась вместе с сестрой Х. Баккер в поездку по Италии и Германии, где продолжила совершенствовать исполнительское мастерство. В Лейпциге выступила с оркестром «Гевандхауза». Во Флоренции училась у Х. фон Бюлова (1871), в Веймаре посещала мастер-классы Ф. Листа (1873). Затем концертировала в городах Скандинавии, в 1875 г. дала большой сольный концерт в Стокгольме; в этом же году избрана членом Шведской королевской музыкальной академии. В 1-й половине 1870-х гг. вошла в число наиболее востребованных скандинавских пианистов, имела большой успех у публики и музыкальных критиков. В основе репертуара – произведения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена; в последующие годы – признанный интерпретатор сочинений Э. Грига.
В 1875 г. вышла замуж за хормейстера, композитора и вокального педагога Улауса Андреаса Грёндала (Olaus Andreas Grøndahl; 1847–1932). С этого времени начала преподавать, стала первым учителем одного из троих сыновей, Ф. Баккер-Грёндала, в будущем – крупнейшего норвежского пианиста 1-й половины 20 в. Выступала преимущественно в Кристиании (ныне Осло), периодически совершая концертные поездки по Норвегии; стремилась знакомить публику с лучшими произведениями европейской фортепианной музыки. Регулярно выступала с мужем в качестве концертмейстера хора; играла в ансамбле с известной норвежской пианисткой Э. Ниссен, которая также училась у Х. Хьерульфа и затем в академии Т. Куллака (в одно время с А. Баккер-Грёндал; Х. фон Бюлов называл исполнительниц «фортепианными сёстрами»).
В 1889 и 1890 гг. гастролировала в Великобритании (Лондон, Бирмингем). В марте 1889 г. в лондонском Сент-Джеймс-холле с большим успехом исполнила Концерт для фортепиано с оркестром a-moll Э. Грига под его управлением (с оркестром Лондонского филармонического общества). Б. Шоу взял у неё интервью для газеты The Star (опубликовано в выпуске от 13 июля 1889), где с восхищением отзывался о её исполнении Пятого концерта Л. ван Бетховена и писал, что она наделена «столь же изысканным и редким даром», как и К. Шуман (Шоу Б. О музыке. Москва, 2000. С. 255). Летом того же года А. Баккер-Грёндал исполнила Фортепианный концерт Грига на Всемирной выставке в Париже. В 1898 г. на музыкальном фестивале, организованном Григом в Бергене, вновь исполнила концерт под управлением автора, а также несколько собственных произведений; в том же году совершила большой тур по Швеции, затем гастролировала в Финляндии. В последние годы жизни после долгой болезни почти полностью потеряла слух, однако продолжала писать музыку и преподавать.
До конца жизни А. Баккер-Грёндал дружила с Э. Григом и его женой Н. Григ. Григ высоко ценил её как пианистку и композитора, способствовал изданию её произведений, гастрольным выступлениям; посвятил ей 12 песен на стихи О. У. Винье ор. 33 (1873–1880). После смерти Баккер-Грёндал композитор написал в своём дневнике (от 4 июня 1907): «Ни одна другая душа художника не странствовала более чистыми путями. Я любил ее идеализм, исполненный глубокой серьезности. В этом идеализме был какой-то своеобразный шарм. Если бы мимоза умела петь, то ее песнь была бы похожа на звучание прекраснейших, интимнейших струн этой души» (цит. по: Бенестад Ф. Эдвард Григ – человек и художник. Москва, 1986).
Среди обширного композиторского наследия А. Баккер-Грёндал наибольшее признание получила камерно-вокальная музыка. Автор около 250 песен и романсов на стихи скандинавских, немецких, английских поэтов. Её сочинения входили в репертуар известной норвежской певицы Д. Мёллер; исполнительницей первых песен стала Н. Григ. Для фортепиано написала около 150 произведений; основную часть составляют небольшие пьесы в разных жанрах, также ею созданы виртуозные концертные этюды, пьесы для детей и др.
Ещё во время учёбы в Берлине написала два оркестровых сочинения (1869): Скерцо для деревянных духовых, двух валторн и оркестра и Andante quasi allegretto для фортепиано с оркестром (в сонатной форме); они были исполнены и получили хорошие отзывы, однако в её творчестве остались единственными произведениями для оркестра. Участие Баккер-Грёндал в суфражистском движении отразилось в кантате для женского хора «Заря новой эры» (1901), написанной на текст Гины Крог (одной из основательниц Норвежской ассоциации за права женщин, 1884) и исполненной под управлением автора в 1902 г. на съезде женщин Скандинавии в Королевском университете Фредерика (ныне Университет Осло).
Произведения А. Баккер-Грёндал ориентированы преимущественно на стилистику немецкой романтической музыки 1-й половины 19 в., в особенности Ф. Мендельсона и Р. Шумана; в поздних сочинениях появляется хроматика, колористические эффекты, характерные для позднего романтизма. В отличие от Э. Грига не тяготела к использованию элементов фольклора в своих сочинениях, однако среди её пьес есть немало обработок традиционных норвежских мелодий и танцев. При жизни Баккер-Грёндал её произведения широко издавались в Норвегии и за рубежом; поныне популярны вокальные циклы «Весенний день из жизни ребёнка» op. 42 («Barnets vaardag»; на стихи А. Йюнге, 1899) и «Агасфер» op. 56 (на стихи Б. Ингемана, 1900), песня «Королеве моего сердца» ор. 1 № 3 (англ. «To the Queen of my Heart», на стихи П. Б. Шелли, 1860-е гг.; опус посвящён Н. Григ); фортепианная сюита «На голубой горе» op. 44 («I Blaafjellet»; 1897).
Старший сын Нильс Баккер-Грёндал (Nils Backer-Grøndahl, 1877–1975) – норвежский врач.
Племянник (сын сестры, И. Лунде) и ученик – Йохан Баккер-Лунде (Johan Backer Lunde, 1874–1958), норвежский пианист и композитор. Учился также у Ивера Холтера (1850–1941). Автор около 200 песен.