Автобиографическая память
Автобиографи́ческая па́мять (англ. autobiographical memory), подсистема памяти человека, содержащая личный опыт в форме воспоминаний о событиях прошлого, истории жизни и знаний о себе. Автобиографическая память организована по смысловому принципу, в отличие от семантической (логический принцип) и эпизодической (хронологический принцип) подсистем долговременной декларативной памяти.
Уникальные функции автобиографической памяти состоят в фактологическом наполнении устойчивой Я-концепции (Nourkova. 2018) и переживании протяжённости личности в масштабе жизненного пути (Conway. 2004), что делает возможным автономное стратегическое планирование и воплощение многоэтапной деятельности, направленной на отдалённую в будущее цель, вопреки ситуативным факторам. Автобиографическая память обеспечивает мотивационную эффективность образов прошлого и будущего, выступает необходимым условием исключительно человеческих феноменов ответственности, благодарности, раскаяния и прощения. Функции автобиографической памяти проявляются в регуляции поведения, коммуникации и эмоций (Harris. 2014).
Автобиографическая память имеет культурный источник развития (Нуркова. 2019). На различных этапах жизни человека развитие автобиографической памяти соответствует возрастным задачам. В диалогах со взрослыми носителями культурного менталитета ребёнок осваивает форматы нарративов о единичных событиях, которые обусловливают последующее формирование системы самооценочно значимых качеств (Nelson. 2020). Следствием зависимости онтогенеза автобиографической памяти от стиля семейного взаимодействия, лингвистической компетентности и этапа формирования эпизодической памяти являются: 1) детская амнезия – отсутствие воспоминаний о раннем детстве (Fivush. 2011); 2) межкультурные и индивидуальные различия в структуре, содержании и функциях ранних воспоминаний (Wang. 2016). В ходе взросления воспоминания о детстве приобретают символический смысл метафоры-обобщения значимых ситуаций и отношений (Mayman. 1968).
Задачей подросткового возраста является овладение ценностно насыщенными культурными образцами проживания жизни – жизненными сценариями, которые описывают идеализированную жизнь человека, выполняя как информирующую, так и мотивирующую функцию. Жизненный сценарий задаёт рамки создания целостной истории жизни из совокупности воспоминаний и событийных проекций в будущее (Habermas. 2000), в результате чего наблюдается эффект универсального пика воспоминаний – высокая концентрация воспоминаний, относящихся к возрасту юности (Berntsen. 2004).
В пожилом возрасте автобиографическая память становится центром психической жизни человека, представляя собой важнейший ресурс смысловой интеграции личности и субъективного благополучия (Bluck. 2008; McLean. 2008).
Функциональность автобиографической памяти требует сочетания субъективной достоверности и адаптивной пластичности воспоминаний в форме позитивной конструктивности, которая проявляется в преимущественном воспроизведении положительных воспоминаний; угасании негативного эмоционального компонента; переоценке негативного опыта как жизненного урока; усилении оценки собственной активности в событиях прошлого (Нуркова. 2019).
К факторам, повышающими пластичность автобиографических воспоминаний вплоть до создания ложных воспоминаний, относятся: детальное воображение события; авторитетное суждение об истинности события; высокая субъективная вероятность события; создание образа события с помощью фотографий или иных визуальных средств; включение целевого материала в деятельность. Подверженность ложным воспоминаниям зависит от степени их согласованности с актуальной Я-концепцией и мотивационным состоянием личности (Loftus. 2005).
Связь автобиографической памяти и личности отражает концептуальная модель самореференционной системы памяти М. Конвея (Self-Memory System model, SMS; Conway. 2019). Модель предполагает динамичное взаимодействие двух структур личности – рабочего Я (working self), генерирующего текущие цели, и долговременного Я (long-term self), обеспечивающего постановку и реализацию глобальных целей личности в масштабе жизненного пути. Долговременное Я (автобиографическая память) объединяет базу автобиографических знаний (autobiographical knowledge base) и концептуальное Я (conceptual self), включающее в себя Я-концепцию, самооценку и личные ценности. База автобиографических знаний имеет иерархическую организацию, где высший уровень – это целостное представление о своей судьбе, которое конкретизируется в совокупности жизненных тем (этапов, «глав»). Жизненные темы служат вершинами кластеров обобщенных жизненных событий (general events), объединяющих воспоминания о конкретных, локализованных во времени и пространстве эпизодах.
Особым феноменом автобиографической памяти являются самоопределяющие воспоминания – эмоционально насыщенные, детальные, регулярно воспроизводимые воспоминания, которые представляют собой метафорическое выражение ядерной мотивации личности, её устойчивых черт и ведущих целей (Singer. 2005). Для зрелой личности характерно использование самоопределяющих воспоминаний в качестве средств самопознания и саморазвития (Нуркова. 2000; Нуркова. 2022).
Описаны случаи дисфункционального гипертрофированного развития конкретного уровня автобиографической памяти (Highly Superior Autobiographical Memory, HSAM) (A cognitive assessment ... 2017). Сверхобобщённость автобиографических воспоминаний, т. е. трудность доступа к конкретным воспоминаниям, является симптомом ряда психических расстройств и депрессии (Valentino. 2011). Катастрофическое поражение автобиографической памяти входит в синдром болезни Альцгеймера (Autobiographical memory ... 2015).