Инфантильная амнезия
Инфанти́льная амнези́я (англ. childhood amnesia), невозможность извлечь воспоминания о конкретных эпизодах раннего детства, наблюдающаяся в норме у всех людей. Чаще всего инфантильная амнезия распространяется на возраст до 4 лет, однако в некоторых случаях она может распространяться на возраст до 10 лет.
Происхождение понятия
На отсутствие личных воспоминаний в раннем возрасте впервые указывает американская исследовательница К. Майлз в статье 1895 г. (Miles. 1895). Она обнаружила, что первое воспоминание большинства участников её исследования датировалось возрастом около трёх лет. В течение нескольких последующих десятилетий феномен был также обнаружен и описан и другими учёными, в том числе пионером американской психологии Г. С. Холлом (Hall. 1904). З. Фрейд ввёл термин «инфантильная амнезия» в работе «Три очерка по теории сексуальности» (Freud. 1905).
Содержание понятия
Самые ранние доступные взрослым воспоминания обычно не содержат описание событий (в отличие от «взрослых» воспоминаний), а содержат эпизоды без контекста: отдельные ощущения, сцены, действия. При этом дети помнят некоторые события раннего детства, которые становятся впоследствии недоступными для припоминания. У детей 1–2 лет формируются долговременные воспоминания, которые затем исчезают с наступлением инфантильной амнезии (Parameters of remembering and forgetting … 2000). Дети младшего школьного возраста также лучше припоминают события раннего детства, чем взрослые (Van Abbema. 2005), однако такие воспоминания менее устойчивы, чем воспоминания взрослых. Инфантильная амнезия проявляется начиная с раннего подросткового возраста. Инфантильная амнезия находится под влиянием факторов социального взаимодействия, например общения с родителями: чем больше родители проговаривают события дня с детьми, тем лучше дети запоминают эти события.
История использования понятия и критика
Существует несколько методов определения самого раннего воспоминания. Самый простой метод: прямой вопрос о первом воспоминании со свободным припоминанием. Метод исчерпывающего припоминания предполагает извлечение испытуемым всех воспоминаний ранее определённого возраста. В методе припоминания с подсказкой испытуемому даётся слово, и тот должен извлечь самое раннее воспоминание, которое ассоциируется с этим словом. Кроме того, существуют методики извлечения воспоминаний, сформированных в довербальный период: дети могут демонстрировать особую физиологическую реакцию на предъявление фотографий людей, которых они видели в раннем детстве. Дети также лучше, чем взрослые, опознают фотографии людей, которых они видели раньше (Remembering early childhood … 2000).
Объяснения инфантильной амнезии
З. Фрейд предполагал, что инфантильная амнезия связана с развитием детской сексуальности, воспоминания о которой подавляются во взрослом возрасте. Он также отводил ключевую роль в инфантильной амнезии травмам детской сексуальности. Теория травмы находит частичное подтверждение в современных исследованиях (Joseph. 2003).
Одним из возможных факторов инфантильной амнезии является низкая эмоциональность детских воспоминаний. Эмоциональная окраска воспоминаний становится богаче с возрастом, соответственно, можно предположить, что неэмоциональные воспоминания раннего детства сохраняются хуже всего. Косвенным подтверждением этой теории является тот факт, что у многих людей самое раннее воспоминание связано с сильным эмоциональным событием, например смертью или рождением члена семьи (Usher. 1993).
Нейрофизиологические объяснения связывают инфантильную амнезию с незрелостью гиппокампа и префронтальной коры – отделов мозга, связанных с автобиографической памятью (Squire. 2004).
Нейрофизиологический подход, однако, не может объяснить, почему инфантильная амнезия не проявляется у маленьких детей.
Другое объяснение связывает инфантильную амнезию с динамикой автобиографической памяти. Автобиографическая память – отдельный вид эпизодической памяти, связанный с воспоминанием о своей личности. В автобиографической памяти могут не закрепиться воспоминания раннего детства, когда личность только начинает формироваться (Remembering early childhood … 2000).
Одна из доминирующих теорий связывает инфантильную амнезию с усвоением языка (Simcock. 2002). Память сильно зависит от вербальных способностей, и низкие вербальные ресурсы раннего детства не позволяют извлечь соответствующие воспоминания. Усвоение языка также связывают с формированием автобиографической памяти (Nelson. 2004).
Большинство авторов подчёркивают, что инфантильная амнезия, скорее всего, не объясняется одной теорией и требует многофакторного объяснения, учитывающего нейрофизиологическое, эмоциональное, личностное и вербальное развитие.