Авиационная конструкция
Авиацио́нная констру́кция (от лат. constructio – построение), совокупность образующих внутреннюю структуру и поверхность летательного аппарата простых технологически законченных изделий – конструктивных элементов, соединённых между собой. Авиационную конструкцию отличают аэродинамически совершенные формы поверхности, тонкостенность оболочки и каркасированность (оболочки подкреплены дискретно расположенными продольными и поперечными силовыми элементами). Тонкостенность, каркасированность, применение лёгких и высокопрочных конструкционных материалов (главным образом сплавов на основе алюминия, а также титановых сплавов и композиционных материалов) обеспечивают главные свойства авиационной конструкции – высокую удельную прочность и жёсткость.
Несущая способность авиационной конструкции определяется её конструктивно-силовой схемой. Основными полуфабрикатами для авиационной конструкции служат листы и специальные профили (стрингеры, пояса), которые присоединяются к листам при помощи болтов, заклёпок, сварки, склеивания, образуя продольный (силовые панели, балки, лонжероны, бимсы) и поперечный (нервюры, шпангоуты) силовой набор (см. рис.).
Из элементарных частей собираются основные части конструкции летательного аппарата: фюзеляж (корпус), крыло, оперение, а также органы управления и средства механизации крыла.
Можно выделить конструкции:
монококовые, состоящие из набора однородных элементов;
моноблочные, у которых наличие усиленных элементов (поясов, бимсов) нарушает однородность;
балочные (лонжеронные), общая прочность которых в основном обеспечивается балками (лонжеронами).
Обособленное место среди авиационных конструкций занимает конструкция шасси, которая имеет высокую удельную прочность главным образом за счёт применения в ней высокопрочных легированных сталей.
Соединяются основные части авиационной конструкции при помощи узлов и деталей, посредством которых стыкуются усиленные силовые элементы. С помощью узлов и переходных конструкций (пилонов, ферм, держателей и т. п.) к основным частям авиационной конструкции крепятся двигатели и различные подвесные элементы (дополнительные топливные баки, контейнеры и т. п.).
Значительное место в авиационной конструкции занимают второстепенные (с точки зрения прочности), т. н. несиловые части (носки и хвостики крыла и оперения, зализы, обтекатели и т. п.), которые, однако, имеют большое значение для обеспечения необходимых аэродинамических характеристик.
Некоторые элементы авиационной конструкции по своему назначению должны быть прозрачными для оптических или радиоизлучений (остекление кабин, обтекатели антенн). Эти элементы изготовляют из стекла (оргстекла) или радиопрозрачных материалов.
К авиационным конструкциям предъявляются высокие и часто противоречивые требования аэродинамики, прочности и жёсткости, ресурса, живучести, минимальной массы, технологичности, простоты эксплуатационного обслуживания и т. п. При создании авиационной конструкции выбираются оптимальные решения с учётом всех предъявляемых к ней требований.