Кабина летательного аппарата
Каби́на лета́тельного аппара́та, помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению.
Кабина экипажа
Кабина экипажа – помещение (отсек фюзеляжа) летательного аппарата, предназначенное для размещения экипажа, рычагов управления летательного аппарата и двигателями, приборных щитков и панелей, а также другого оборудования.
Размеры и компоновка кабины зависят от назначения и лётно-технических характеристик летательного аппарата, численности экипажа, степени автоматизации управления летательным аппаратом, двигателями и оборудованием, вида системы отображения информации.
У истребителей и штурмовиков в кабине имеются рабочие места для одного-двух членов экипажа: лётчика и оператора управления оружием. У бомбардировщиков – для двух-четырёх членов экипажа: 1-го и 2-го лётчиков, оператора системы наведения и оператора оборонительных систем. У тяжёлых военно-транспортных самолётов – для пяти членов экипажа: двух лётчиков, бортинженера, штурмана и специалиста по загрузке. У пассажирских самолётов, эксплуатирующихся на маршрутах средней и большой протяжённости, в кабине обычно предусматривается размещение трёх членов экипажа: двух пилотов и бортинженера, у самолётов, обслуживающих маршруты средней и малой протяжённости, число членов экипажа уменьшается до двух человек. Кроме того, в кабине пассажирских самолётов, как правило, имеются ещё одно-два дополнительных рабочих места для инструктора (инспектора), штурмана-лоцмана или стажёров.
На больших транспортных самолётах, выполняющих длительные полёты, предусматриваются кабины для сменного экипажа и лиц, сопровождающих перевозимые грузы и технику. Кабина экипажа отделяется от пассажирских салонов перегородкой, обеспечивающей осмотр пассажирской и грузовой кабин.
Компоновка систем отображения информации и пультов управления выполняется с учётом объединения групп приборов по функциональному назначению, степени значимости их для членов экипажа, хорошего обзора и т. п. Основные элементы кабины, определяющие её компоновку: приборные доски членов экипажа, бортовые и потолочные пульты, центральный пульт кабины. Одно- и двухместные кабины боевых и спортивных самолётов закрываются сдвижным или откидывающимся прозрачным фонарём. Кабины тяжёлых самолётов с бо́льшим числом членов экипажа имеют более сложные остекление, люки и двери.
Конструкция кабины экипажа должна обеспечивать хороший обзор внешней обстановки и приборного оборудования, рациональную компоновку рабочих мест, выполнение эргономических требований при минимальном объёме кабины, нормальные условия работы экипажа при выполнении полётов на больших высотах и скоростях, быстрое применение аварийных систем и средств спасения в случае повреждения летательного аппарата или отказа основного оборудования, а для военного летательного аппарата, кроме того, защиту от обстрела, поражающих факторов ядерного взрыва, химического и бактериологического оружия. Для улучшения обзора кабина часто выполняется с выступающим за обводы фюзеляжа фонарём. Летательные аппараты, выполняющие полёты на больших высотах и скоростях, оборудуются гермокабинами с системами кондиционирования воздуха. На боевых летательных аппаратах многих типов применяется бронирование кабины, устанавливаются катапультные кресла (для спасения экипажа может также использоваться отделяемая кабина).
На первых самолётах кабины не было, защита лётчика от внешних воздействий ограничивалась кожаным костюмом и шлемом. На самолётах, имевших скорость 80–100 км/ч и высоту полёта 1–2 км, кабины были открытыми. С ростом скорости полёта (до 500 км/ч) появились кабины полузакрытого типа с защитным козырьком спереди и обтекателем сзади. Увеличение скорости до 800 км/ч и высотности до 10 км привело к созданию негерметичных закрытых кабин с подогревом воздуха и кислородными приборами. Дальнейшее увеличение скорости и высоты полёта потребовало обязательной герметизации кабин, в которых обеспечивались заданные давление, температура, влажность и чистота воздуха. Повышение лётно-технических характеристик летательных аппаратов привело и к совершенствованию кабин – уменьшению их массы и объёма, что достигнуто сокращением числа членов экипажа при одновременном облегчении и улучшении условий их работы, заменой многочисленных приборов, требующих непрерывного контроля, многофункциональными экранными индикаторами, которые выдают для каждого режима полёта необходимый объём информации. На военных летательных аппаратах (истребителях) переносимость лётчиком больших перегрузок при маневрировании во время воздушного боя или уклонения при обстреле может быть повышена применением адаптивных (изменяемого положения) кресел и обеспечением управления самолётом посредством боковых ручек управления (side-stick) вместо традиционных ручек управления (или штурвала) и педалей.
Пассажирская кабина
Пассажирская кабина – помещение в летательном аппарате, предназначенное для безопасной и комфортабельной перевозки пассажиров. В состав кабины входят: один или несколько пассажирских салонов, бытовые и вспомогательные помещения (буфет-кухня, туалеты, вестибюли, гардеробы, багажное помещение и др.).
Пассажирская кабина обслуживается системами, обеспечивающими жизнедеятельность пассажиров в условиях полёта. На полу пассажирских кабин имеются продольные рельсы специального профиля для крепления кресел. Конструкция рельсов стандартизована и позволяет изменить шаг расположения кресел. На некоторых самолётах предусматривается конвертируемость пассажирских кабин в грузовые (полностью или частично). При конвертируемости кабин эти рельсы используются для швартовки грузов.
В пассажирской кабине имеются аварийные выходы (люки, двери) и необходимое при экстренной эвакуации аварийно-спасательное оборудование.
Грузовая кабина
Грузовая кабина – помещение в летательном аппарате для размещения техники и грузов. Грузовые кабины имеются в военно-транспортных, транспортных, иногда грузо-пассажирских летательных аппаратах и занимают бо́льшую часть объёма фюзеляжа. Для обеспечения центровки грузовые кабины располагаются симметрично относительно центра тяжести летательного аппарата.
Габариты кабины зависят от размеров и грузоподъёмности летательного аппарата. Длина кабины достигает 43,3 м, ширина – 6,4 м и высота – 4,4 м (Ан-225). Грузовые люки обычно располагаются в задней или в передней части кабины. Пол кабины состоит из каркаса и настила. Прочность пола должна обеспечивать восприятие равномерно распределённой нагрузки и местных сосредоточенных нагрузок (например, от колёс перевозимой техники). Настил пола обычно выполняется из металлических листов, снабжённых специальными шипами или другими покрытиями, устраняющими проскальзывание колёс техники. Для удобства погрузки-выгрузки пол кабины на стоянке стараются располагать как можно ближе к земле (обычно на уровне грузовой платформы автомобиля). Иногда этой цели достигают, снабжая шасси самолёта системой «приседания». В полу кабины устанавливают стационарные швартовочные узлы (кольца) или гнёзда для вворачивания швартовочных узлов. В боковых частях кабины при необходимости располагаются входные двери, окна, аварийные выходы и грузовые люки (при отсутствии заднего или переднего грузового люка).
Для перевозок грузов широкой номенклатуры (колёсная и гусеничная техника, стандартные грузовые контейнеры, поддоны, платформенные парашютно-десантные средства и т. п.) грузовые кабины оснащаются десантно-транспортным оборудованием. Роликовые дорожки, замковые балки, направляющие рельсы могут быть как встроенными в пол, так и накладными, т. е. установленными на специальные узлы в полу. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ в полевых условиях кабины иногда оснащаются верхним погрузочным оборудованием (таль или кран-балка, передвигающиеся по силовым рельсам, установленным в потолочной части кабины).
При создании транспортных летательных аппаратов обычно предусматривается санитарный вариант и вариант для перевозки людей в грузовой кабине. С этой целью на полу, в бортовых и верхней частях кабины имеются устройства местного усиления и узлы крепления стоек и лент под санитарные носилки, а также бортовых и центральных сидений для людей.
На некоторых пассажирских самолётах имеются большие боковые двери и люки для погрузки-выгрузки крупногабаритных грузов, контейнеров, если такие самолёты переоборудуются в грузо-пассажирские или грузовые.
В СССР до появления в 1950-х гг. специализированных транспортных самолётов (типа Ан-8, Ан-12) под грузовые кабины приспосабливались внутренние объёмы пассажирских самолётов (Ли-2, Ил-12, Ил-14 и др.). Специальными грузовыми кабинами оснащены транспортные самолёты Ан-8, АН-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ил-76, АН-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия» (СССР), а также Lockheed C-130, С-141, С-5 (США), С-160 «Transall» (ФРГ – Франция).