Механизация крыла летательного аппарата
Механиза́ция крыла́ лета́тельного аппара́та, комплекс устройств в передней и/или задней части крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов механизации крыла основана на управлении пограничным слоем на поверхности крыла и/или изменении кривизны профиля. Механизация крыла позволяет улучшить взлётно-посадочные и манёвренные характеристики летательного аппарата, увеличить его полезную нагрузку и повысить безопасность полёта. Механизация крыла обеспечивает повышение общей подъёмной силы как за счёт повышения подъёмной силы основной части крыла, так и за счёт подъёмной силы элемента механизации. Подъёмная сила механизированного крыла на взлётно-посадочных углах атаки может быть в 2–3 раза выше подъёмной силы крыла без механизации. Элементами механизации передней части крыла (рис. 1) являются поворотные носки, предкрылки, носовые щитки, щитки Крюгера и их комбинации. Элементами механизации задней части крыла (рис. 2) являются поворотные закрылки, щелевые закрылки (без выдвижения, выдвижные одно-, двух-, трёхщелевые), закрылки Фаулера, поворотные и скользящие (выдвижные) щитки. Эффективность элементов механизации крыла зависит от относительных размеров, формы и положения относительно основной части крыла.
Элементы механизации передней части крыла обеспечивают ликвидацию срыва потока на крыле при больших углах атаки, т. е. повышают критические углы атаки летательного аппарата. Наиболее эффективными элементами механизации передней кромки являются предкрылки, автоматически отклоняющиеся при выходе самолёта на большие углы атаки. В 1939–1945 гг. на самолётах с прямыми крыльями использовались неуправляемые предкрылки, автоматически отклоняющиеся при выходе самолёта на большие углы атаки. Применялись также предкрылки, жёстко связанные с носком крыла и образующие с ним нерегулируемую в полёте щель. Позже на самолётах стали применяться предкрылки и щитки Крюгера, управление которыми синхронно связано с управлением закрылками.
Наиболее эффективными и распространёнными элементами механизации задней части крыла являются щелевые выдвижные закрылки (они увеличивают кривизну и площадь несущей поверхности). В 1939–1945 гг., ввиду простоты конструктивного исполнения, наибольшее распространение имели простые (поворотные) щитки, позже – одно-, двух- и трёхщелевые выдвижные закрылки.