Ассоциация художников революционной России
Ассоциа́ция худо́жников революцио́нной Росси́и (АХРР; с 1928 Ассоциация художников революции, АХР), объединение российских художников, графиков, скульпторов. Существовало в 1922–1932 гг.
Основано в Москве. Первоначально именовалось Ассоциацией художников по изучению современного революционного быта. Филиалы создавались во всех союзных и автономных республиках и в крупных промышленных центрах (всего около 40). АХРР стала первой художественной организацией в советской России, призывавшей в своей декларации к «художественно-документальному» отображению действительности, т. е. к творчеству в русле реализма. Председателями были П. А. Радимов (1922, 1927–1932), А. В. Григорьев (1923–1927).
Идея создания ассоциации возникла во время диспута на открытии последней, 47-й, выставки Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) 1 марта 1922 г. в Доме работников просвещения, размещавшемся в доме Мещерских – Е. А. Волковой в Леонтьевском переулке. В обсуждении доклада председателя ТПХВ П. А. Радимова «О значении быта в искусстве» приняли участие представители «левых» течений Д. П. Штеренберг, О. М. Брик, В. В. Маяковский; взгляды «правых» защищали С. М. Городецкий, Н. А. Касаткин, Е. А. Кацман, А. В. Григорьев, занимавший должность инструктора ЦК РКП(б). В тот период реализм воспринимался, по словам Д. П. Штеренберга, как «ихтиозавр», к нему относились как к «почившему покойнику» (Кацман. 1962. С. 173). Е. А. Кацман предположил, что «реализм больше всего соответствует и марксизму, и коммунистической революции», и его опору следует искать в живописи передвижников (Кацман. 1962. С. 174).
Чтобы закрепить преемственность поколений, первое заседание ассоциации провели на квартире художника-передвижника и педагога С. В. Малютина. Было сформулировано название АХРР и решено открыть выставку в пользу голодающих 1 мая 1922 г. при финансировании Главполитпросвета. В состав выставочного комитета вошли С. В. Малютин, К. А. Коровин, заведующий отделом ИЗО Главполитпросвета А. Е. Скачко, А. В. Григорьев и Е. А. Кацман. В состав первого президиума АХРР были избраны: председатель П. А. Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман, члены президиума Н. Г. Котов, П. М. Шухмин, Б. Н. Яковлев, Я. С. Башилов, П. Ю. Киселис. Позднее в президиум были включены В. Н. Перельман, А. А. Вольтер, С. М. Карпов и Ф. К. Лехт.
Кацман, Радимов и Григорьев обратились в Центральный комитет партии с просьбой указать направление дальнейшей работы. В ответном письме ЦК РКП(б) рекомендовал художникам отправиться «в рабочую массу», изучать и изображать её (Кацман. 1962. С. 174). В инициативную группу вошли Радимов, Кацман, Котов, Малютин, Шухмин. Первой совместной поездкой стало посещение чугунолитейного завода «Борец» за Бутырской заставой, причём у многих не было денег даже на трамвай. Художников допустили в литейный цех, и в течение нескольких дней П. А. Радимов, Е. А. Кацман, Б. Н. Яковлев, В. В. Журавлёв, Д. А. Топорков и М. М. Зайцев работали над этюдами, жанровыми сюжетами и портретами рабочих. Практика выезда художников на производство вскоре была распространена по всей территории страны и стала обязательной.
Формально АХРР была основана при Российской академии художественных наук (РАХН; с 1925 Государственная Академия художественных наук, ГАХН), оплоте авангардных течений и методик. Деятельность АХРР соответствовала плану Главполитпросвета об использовании искусства в целях распространения коммунистических идей и их воздействия на широкие массы [Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2313. Оп. 4. Д. 11. План работы художественного отдела Главполитпросвета на 1922 г. С. 8]. АХРР чётко выполнила все пункты плана: 1) разработала методики всеобщего обучения элементарному умению рисовать; 2) управляла издательством, где выпускались каталоги, сборники, открытки, репродукции, а также журнал «Искусство в массы» (1929–1930; в 1931–1932 назывался «За пролетарское искусство!»); 3) организовывала передвижные выставки.
В мае 1922 г. была принята Декларация АХРР, которая провозглашала: «Наш гражданский долг перед человечеством – художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. <...> ...И мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания» (Борьба за реализм ... 1962. С. 120). Выступая против формализма и авангарда как ложного пути для искусства, АХРР выдвинула лозунги «художественного документализма» и «героического реализма», но их реализация часто приводила к натурализму и бытописательству. Деятельность АХРР во многом способствовала созданию мифа о «новой героической советской действительности». В разное время в АХРР входили: М. И. Авилов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. Е. Ефимов, Б. В. Иогансон, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, М. Г. Манизер, И. И. Машков, Ф. А. Модоров, А. М. Нюрнберг, С. В. Рянгина, Г. Г. Ряжский, В. С. Сварог, П. П. Соколов-Скаля, К. Ф. Юон и др.
Программа АХРР
Программа АХРР не только постулировала реализм как основу творчества и утверждала принцип преемственности по отношению к наследию мировой культуры, в частности достижениям передвижников, но и резко отвергала беспредметничество. АХРР стояла в непримиримой оппозиции к представителям «левых» течений.
Её члены работали во всех основных жанрах советской живописи. Основное место в их творчестве занимала историко-революционная тема, отражавшая государственную политику в искусстве; этот жанр способствовал определённой мифологизации истории. Проблема «художественного воспитания молодняка» была объявлена на первом съезде АХР «основной проблемой изо – искусства». «Это есть, наряду с перевоспитанием старых художественных кадров, вопрос "орабочивания", "пролетаризации" изо – фронта» (Очередные задачи АХР // Искусство в массы. 1929. № 1. С. 7). Для рубежа 1920 – 1930-х гг. характерно отношение к процессу художественной жизни как к линии фронта, арене борьбы разных – в первую очередь идеологических – течений.
Общественному признанию АХРР способствовала поддержка членов Революционного военного совета Республики Л. Д. Троцкого и С. М. Будённого, посещавших выставки ассоциации. По признанию первого секретаря АХРР Е. А. Кацмана, политическому росту АХРР помогло то, что её членам предоставили для работы мастерскую С. А. Уншлихт (художницы, жены государственного деятеля И. С. Уншлихта) в Московском Кремле (Ассоциация художников революционной России. 1973. С. 90). Члены АХРР имели постоянные пропуска в Кремль, чтобы работать над портретами руководителей партии и правительства. Художникам покровительствовал К. Е. Ворошилов, который также и консультировал их. Весной 1923 г. в АХРР была сформирована партийная фракция, в которую вошли А. В. Григорьев, Ф. К. Лехт, Е. А. Львов, Н. Н. Масленников, Г. Г. Ряжский и А. А. Вольтер.
К продукции АХРР предъявлялись требования не столько художественного мастерства, сколько «правильного» идейного содержания.
Государственные структуры начали вновь приобретать реалистические произведения (такие закупки не делались при первом руководителе отдела ИЗО Наркомпроса Д. П. Штеренберге в 1918–1921), что стало приметой поворота в культурной жизни страны и имело большое значение не только для АХРР: реалистическое искусство в целом оказалось необходимым для создания нового советского стиля. Картины ахрровцев поступали в разные государственные учреждения в Москве: Третьяковскую галерею (ГТГ), музей при Всесоюзном центральном совете профессиональных союзов (ВЦСПС), собрание картин при Московском губернском совете профессиональных союзов (МГСПС), Дом крестьянина, Музей Красной Армии и Флота (ныне Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации), Музей Революции (ныне Музей современной истории России), Институт Ленина (в дальнейшем Институт марксизма–ленинизма) и др. Закупки произведений ахрровцев положили начало системе государственного заказа в сфере изобразительного искусства.
История развития АХРР
В своей истории ассоциация прошла три этапа: 1) 1922–1923 гг. – формирование целей и задач; 2) 1924–1927 гг. – расширение и реорганизация; 3) 1928–1932 гг. – закрепление на позиции ведущего художественного объединения.
Первый этап
На первом этапе определяющее значение имела полемика по поводу творческих методов пролетарского искусства, которая развернулась в 1922–1923 гг. между ахрровцами и авангардистами. По словам В. Н. Перельмана, ахрровцы «хотели идти от натуры к окружающей... революционной героической действительности». Картина воспринималась ими как «социальный акт», в котором содержание должно превалировать над формой. Сторонники авангардных течений отстаивали важное значение формальных элементов и сохранение «живописной культуры». Они критиковали ахрровцев за чрезмерный натурализм и протоколизм (Перельман. 1973. С. 105–106).
Этот период характеризуется активной выставочной деятельностью: было организовано пять выставок. Фактически первой стала «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим» в салоне на улице Кузнецкий мост в мае 1922 г., но официальная история АХРР отсчитывалась с первой тематической выставки «Жизнь и быт Красной Армии», открывшейся в Музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) 23 июня 1922 г. Из-за отсутствия времени на подготовку выставка получилась скромной по размеру и содержанию: преобладали портретные зарисовки красноармейцев и командиров, жанровые этюды хроникального характера. Однако посещаемость была высокой, проводились многочисленные экскурсии для рабочих, красноармейцев, учащихся. Осенью того же года к V Всероссийскому съезду профсоюзов в Доме Союзов была организована вторая тематическая выставка – «Жизнь и быт рабочих». Центральное место занимала шахтёрская серия Н. А. Касаткина, созданная до Октябрьской революции 1917 г. Её дополнили этюды заводских цехов, портретные зарисовки рабочих, выполненные ахрровцами на московском металлургическом заводе «Серп и молот» и других предприятиях. Учитывая то, что это была первая выставка в России, посвящённая жизни рабочих, Президиум ВЦСПС вынес решение о закупке большей части произведений и создании на их основе постоянной художественной выставки при культотделе ВЦСПС – Музея труда. В 1923 г. Касаткину было присвоено звание народного художника Республики, что также укрепило позиции АХРР.
К 1 ноября 1922 г. АХРР насчитывала в своих рядах 150 членов, а в 1923–1924 гг., после распада ТПХВ, Союза русских художников, «Мира искусства», АХРР стала самым крупным объединением художников реалистического направления.
АХРР активно стремилась к доминированию среди художественных группировок. При подготовке выставки «Красная армия» в Музее Красной Армии и Флота (1923; в усадьбе Хрущёвых – Селезнёвых на улице Пречистенка) выставочный комитет через газету «Известия» обратился ко всем художникам СССР с приглашением принять участие в этом событии. На призыв откликнулись многие известные мастера: К. С. Петров-Водкин, Н. И. Фешин, А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, К. Ф. Юон, Е. Е. Лансере, Н. С. Самокиш, Д. С. Моор, Д. И. Митрохин, Д. Н. Кардовский, А. И. Кравченко, С. Т. Конёнков. В предисловии к каталогу отмечался разнородный состав экспонентов, но при этом подчёркивалось, что мастера разных направлений сплотились «вокруг идеи художественного отражения эпохи пролетарской революции» (Красная Армия. 1923. С. 1). Критики выделили работы М. Б. Грекова «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского в 1920 году», И. А. Владимирова «Высадка десанта с транспорта "Амур"», В. А. Кузнецова «Красная Армия. 1919 год», В. В. Мешкова «Москва в ноябре 1917 года. Кремль взят», С. М. Карпова «У агитпункта». В историю советской живописи вошли произведения Кустодиева «Большевик» (1920, ГТГ), Петрова-Водкина «После боя» (1923, Центральный музей Вооружённых Сил), «Портрет Д. А. Фурманова» кисти Малютина (1922, ГТГ). Многие произведения с выставки были приобретены для постоянной экспозиции Музея Красной Армии и Флота, который в то время создавался.
Второй этап
На втором этапе развития АХРР вступила в период реорганизации. После ряда проведённых в течение 1924 г. внутренних дискуссий, посвящённых анализу творчества ахрровцев и выяснению новых задач, общая численность ассоциации была сокращена с 300 до 80 участников (Князева. 1967. С. 31). В мае 1924 г. опубликованы «Очередные задачи АХРР» (Циркулярное письмо ко всем филиалам АХРР и обращение ко всем художникам СССР // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 5–6) о необходимости поиска нового стиля в советском искусстве на основе формальных достижений различных художественных направлений при тесной взаимосвязи содержания и формы. Было решено улучшать мастерство и «создать группу художников – первоклассных мастеров и сознательных граждан СССР» (Кацман. 1962. С. 180). С этого времени в культурной сфере начался период жёсткой идеологической борьбы, постепенно вводилась цензура.
Ассоциация стала активнее привлекать в свои ряды мастеров различных направлений. В интервью газете «Известия» А. В. Григорьев разъяснял новую позицию объединения: «Передвижники – ценны для АХРР, поскольку они в своей работе исходят из содержания, "Мир искусства" ценен для нас за умение воссоздать стиль-эпоху, "Союз русских художников" ценен по своему колориту, "Бубновый валет" – поскольку он выдвигает цветовое построение картины» (Князева. 1967. С. 33). Таким образом, в начале 1920-х гг. членами АХРР стали А. Е. Архипов и К. Ф. Юон из Союза русских художников, Б. М. Кустодиев из «Мира искусства», И. И. Бродский из «Общины художников», Г. Г. Ряжский из Нового общества живописцев, Ф. С. Богородский и П. П. Соколов-Скаля из объединения «Бытие».
Важное значение для развития АХРР имело вступление в её состав И. И. Машкова и художников объединения «Бубновый валет» в 1925 г. Е. А. Кацман так описывал этот процесс: «В Москве на пути ахрровского снежного кома попался "Бубновый валет", который сознательно покатился вместе с АХРР дальше. <...> Это чрезвычайное событие, крайне неприятное для критиков, перепутало их "модное эстетство" и схему суждений. Как теперь быть с "формальными достижениями" и что такое АХРР? Мы на дело смотрим просто: зритель ахрровских выставок, трудовой СССР, уже научился проходить мимо всяких интеллигентских пустяков в искусстве вроде абстрактного искусства. Зритель внесёт нужный корректив...» (Кацман. 1962. С. 184). Основное ядро «Бубнового валета», следовавшее традиции сезаннизма, полагало, что сможет внутри ассоциации отстаивать принципы «живописной культуры» (Перельман. 1973. С. 109). Машков возглавил Центральную художественную студию АХРР, организованную на базе его частной мастерской. Но уже во 2-й половине 1920-х гг. ведущие мастера дореволюционной живописи начали покидать ряды АХРР.
В 1925 г. разгорелась борьба за содержание станковой картины между АХРР и Обществом художников-станковистов (ОСТ). В. Н. Перельман вспоминал: «Остовцы, подхватив наш лозунг о станковой картине с советской тематикой, утверждали, что ахрровцы "опошляют" советскую тематику, что ахрровцы являются эпигонами передвижничества, что они игнорируют последние достижения западноевропейского искусства. <....> Мы действительно целиком отбрасывали формалистические выверты западноевропейского "искусства", какими бы громкими названиями "лабораторных поисков" они не прикрывались. Остовцы считали, что они не только за советскую станковую картину, но и за то, чтобы эта картина была сделана на основе "опыта", полученного так называемым "левым" искусством в области цвета, фактуры, объёма и т. д. Короче, остовцы делали ставку на последние этапы западного искусства, особенно на немецкий экспрессионизм. Преобладающими у них были – плакатная выразительность, плоскостная живопись с фактурными ухищрениями и т. д.» (Перельман. 1973. С. 109). Ахрровцам удалось не только выйти победителями в этом споре, но и укрепить свои позиции, что нашло подтверждение в выступлении А. В. Луначарского на V Всероссийском съезде работников искусств: нарком просвещения отметил, что «теперь АХРР является главным руслом для нашего изобразительного искусства, и последние его работы намечают тот тип искусства, который в ближайшем будущем явится, по-видимому, доминирующим…» (Борьба за реализм ... 1962. С. 299).
После 7-й выставки АХРР «Революция, быт и труд» (Исторический музей), где экспонировалось масштабное полотно И. И. Бродского «II конгресс Коминтерна» [«Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (бывшем Таврическом)»; 1924, Исторический музей], вызвавшее большой резонанс у публики, было принято решение «пустить в массы» репродукции этой картины. За несколько месяцев до того было организовано издательство АХРР, которое начало работу под руководством секретаря и члена президиума АХРР В. Н. Перельмана с подготовки альбома «Война войне» (Москва, 1925) и книги Н. М. Щёкотова «Искусство СССР. Новая Россия в искусстве» (Москва, 1926). Репродукции крупного формата печатались в Германии. В этом издательстве тысячными тиражами выпускались открытки, на которых воспроизводились произведения ахрровцев и картины самодеятельных художников, членов Объединения художников-самоучек (ОХС). Издательство и собственный производственный отдел АХРР были важными компонентами ассоциации, способствовавшими «продвижению» реалистического направления среди рабочих, служащих, крестьян. Отдел возглавлял член президиума АХРР А. А. Вольтер, в те годы – директор Кустарного музея в Леонтьевском переулке (в 1999 вошёл в состав Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства). Кроме Вольтера активное участие в работе производственного бюро принимали Ф. А. Модоров, Ф. К. Лехт, А. Н. Тихомиров и С. М. Карпов. В издательстве АХРР работали А. А. Антонов, В. Б. Урицкий и Е. А. Львов, много сделавшие для его превращения в солидное предприятие. Оно печатало произведения с выставок в журналах, некоторые картины и портреты распространялись в отдельных оттисках, газетах, книгах в течение нескольких десятилетий. По словам А. А. Вольтера, успех изданий АХРР говорил прежде всего о том, какую нужду испытывало в них население страны, особенно деревни (Вольтер. 1973. С. 121). Выпускаемые ахрровским производственным бюро лубки на политические темы и репродукции картин художников вызывали большой интерес и охотно приобретались, благодаря им широкие слои населения приобщались к новому реалистическому искусству. АХРР издавала свой печатный орган – упомянутый выше журнал «Искусство в массы». Он практиковал типичное для той поры приклеивание ярлыков, критиковал «формалистов» и «разоблачал левацкие загибы» (Перельман. 1973. С. 117).
В 1924 г. начали образовываться первые филиалы АХРР в других городах страны, первым из них при участии Е. А. Кацмана было сформировано отделение в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). К маю 1926 г. их было уже 34. Декларацию АХРР приняла Ассоциация художников Червонной Украины (АХЧУ), переняв также и её методику работы: открывать тематические выставки, проводить встречи со зрителями, создавать студии для художников и изокружки для рабочих, устанавливать связи с музеями революции. В мае 1925 г. при АХРР создано объединение молодёжи – ОМАХРР, которое рассматривалось как творческая смена. Количество филиалов АХРР варьировалось в разные годы. Наибольшего расцвета они достигли к 1 мая 1926 г., когда были организованы 34 филиала, куда вошли свыше 650 человек в следующих городах СССР (не считая Москвы): Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Сталинграде (ныне Волгоград), Астрахани, Ярославле, Костроме, Сергиеве (ныне Сергиев Посад), Ростове-на-Дону, Рязани, Вятке (ныне Киров), Уфе, Омске, Томске, Новосибирске, Великом Устюге, Владивостоке, Свердловске (ныне Екатеринбург), Калуге, Тамбове, Ташкенте, Оренбурге, Иваново-Вознесенске (ныне Иваново), Баку, Батуми, Тифлисе (ныне Тбилиси), Пятигорске, Кисловодске, Смоленске, Воронеже, Пензе, Чебоксарах. В тот же период в стадии организации филиалы находились в Перми, Твери, Пскове, Минске, Витебске, Иркутске, Якутске, Ставрополе, Севастополе, Чернигове, Житомире, Полторацке (ныне Ашхабад), Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола), Орле, Армавире, Орше.
Резкое увеличение числа членов АХРР породило в 1926 г. организационный кризис. Из-за роста ассоциации потребовались учёт новых кадров и отлаживание связей с филиалами. Среди ахрровцев с новой силой разгорелись дискуссии о творческом методе и необходимости уточнения понятия «героический реализм». Слабые работы художников из регионов снижали общий уровень выставок АХРР. С. В. Малютин и Н. А. Касаткин, несогласные с установкой на широкое приобщение к ассоциации художников из других городов, подали заявление о выходе из АХРР. Группа «бубновалетцев» демонстративно вышла из АХРР, впоследствии присоединившись к Обществу московских художников (ОМХ). В. Н. Перельман вспоминал, что «конфликт протекал бурно. Враги АХРР ликовали. Кое-кто иронизировал: дескать, "Бубновый валет" оказался "гвоздём, проткнувшим кишки АХРР"» (Перельман. 1973. С. 112). Для разрешения кризиса ЦК ВКП(б) была сформирована специальная комиссия, которая разработала новую структуру ассоциации к весне 1927 г. В качестве высшего органа был утверждён Всесоюзный съезд художников, между съездами – центральный совет, исполнительным органом стал центральный секретариат. Центральный совет установил связи с филиалами и подготовил X выставку АХРР и съезд.
Третий этап
Заключительный этап деятельности ассоциации пришёлся на 1928–1932 гг. 24 февраля 1928 г. в здании Центрального телеграфа открылась Х выставка АХРР «10 лет Красной Армии», состоявшая из четырёх разделов: исторического, бытового, портретов и «советского строительства». Помимо художников АХРР здесь показали свои работы и члены ОСТ: экспонировались «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки (1928, Центральный музей Вооружённых Сил), «Демонстрация французских моряков в Севастополе в 1919 г.» П. В. Вильямса (1928), «На северном фронте (Взятие английского блокгауза)» Ю. И. Пименова (1928, Львовская национальная галерея искусств имени Б. Г. Возницкого). Политбюро ЦК ВКП(б) в полном составе, во главе с И. В. Сталиным, посетило выставку и дало самую высокую оценку достижениям АХРР. Ассоциация рассматривала визит представителей власти как свой триумф, ибо никогда, ни до, ни после, ни одна советская художественная выставка не удостаивалась чести посещения самим Сталиным (Голомшток. 1994. С. 713). Е. А. Кацман зафиксировал подробности этого знаменательного визита: «После парада Красной Армии с Красной площади пешком к нам на выставку пришли члены Политбюро и правительства. Раздеться было уже негде. Мы руководителей партии и правительства провели в наш "закуток" позади картин, где мы устроили помещение для членов выставочного комитета. Там наши высокие и дорогие гости сняли пальто и шапки. Когда они вошли в зал и стали осматривать картины и скульптуры, то зрители громко кричали: "Да здравствует Советское правительство!" И так повторялось несколько раз. Выставка пользовалась колоссальным успехом, была масса экскурсий, приходили целыми частями красноармейцы со своими командирами» (Кацман. 1962. С. 188). Привлечение новых категорий зрителей, таких как военные, рабочие, школьники, значительно увеличило посещаемость выставок АХРР, а известие о посещении вернисажа руководителями партии и военачальниками ещё больше добавило ей популярности.
3 мая 1928 г. начал работу 1-й Всесоюзный съезд АХРР, на который прибыли более 150 делегатов из разных городов СССР и представители Ассоциации революционных художников Германии (Assoziation revolutionärer bildender Künstler Deutschlands, ARBKD). Было официально заявлено, что АХРР стала не только выставочной организацией, но и общественным художественным движением с сетью филиалов по всему СССР, с ОМАХРР и ОХС (Объединение художников-самоучек). Было утверждено новое название – Ассоциация художников революции (АХР), поскольку деятельность АХР распространялась на всю территорию СССР, а также ставилась задача создания международной организации ИНТЕРНАХР. Съезд принял Обращение к революционным художникам всех стран. Но главным было принятие новой декларации. А. В. Луначарский и Е. М. Ярославский отметили правильность установок ассоциации на массовость и реализм. При определении понятия «героический реализм» было снято требование художественного документализма, закреплён принцип партийности и народности искусства. Помимо живописной и скульптурной были созданы декоративная, монументальная, полиграфическая и текстильная секции.
Реалистическое искусство стало окончательно мыслиться не как отжившая альтернатива авангарду, а как новое направление, наиболее чётко отвечающее поставленным перед ним государством идеологическим задачам.
В декабре 1929 г. был созван 3-й пленум центрального совета АХР, на котором деятельность старой АХРР была оценена как мелкобуржуазная, и была проведена полная смена руководства – «чистка». Во время этой процедуры художники-реалисты А. В. Григорьев, П. И. Котов, Н. Г. Котов, Г. К. Савицкий, М. Б. Греков, Н. Б. Терпсихоров, М. М. Черемных и другие заявили о выходе из АХР. Новое руководство совместно с представителями ОМАХР и ОХС составили Проект платформы для консолидации пролетарских сил на изо-фронте. 10 мая 1931 г. на основе этой платформы оформилась Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), в которую в том же году влилась группировка художников-производственников «Октябрь». Основой идеологии нового объединения был «диалектико-материалистический творческий метод».
11-я выставка АХР «Искусство в массы» (стадион МГСПС, ныне место расположения здания ГТГ на Крымском Валу), открывшаяся в 1929 г., стала последней. Она задумывалась как генеральный смотр всего ахровского движения. «Смотр этот нами мыслился, как показ большой художественной выставки АХР, ОМАХР и ОХС с филиалами. <…> Все ахровское движение было мобилизовано на подготовку к ней» (Перельман. 1973. С. 115). На выставке были представлены работы всех секций: живописной, скульптурной, монументальной, декоративной, полиграфической, текстильной. Наибольшую известность получили картины «Председательница» Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), «Советский суд» Б. В. Иогансона (1928, ГТГ), «В волостном загсе» А. В. Моравова (1928, ГТГ), «Калязинские кружевницы» Е. А. Кацмана (пастель, сангина; 1928, ГТГ).
Выставка «Искусство в массы» открылась грандиозным митингом, на котором выступил А. В. Луначарский. Современники отмечали, что открытия выставок АХР – АХРР всегда «устраивались по образцу народных празднеств» (Перельман В. Н. Евгений Александрович Кацман. Москва, 1935. С. 30). Приглашался оркестр, произносились торжественные речи – открытие больше напоминало политический митинг, чем событие художественной жизни. «Впечатляющим было посещение выставки массами зрителей и целыми экскурсиями. Но в самой выставке, даже в её экспозиции ощущалось нечто, указывающее на то, что в нашей живописи, в первую очередь в АХР, назревает столкновение различных течений…» (Перельман. 1973. С. 116). Здесь также экспонировалось монументальное (фрески) и прикладное искусство (текстиль, фарфор). Картины-рассказы на актуальные сюжеты представили 116 самодеятельных художников.
Произведения художников АХРР – АХР показывались также на крупных международных выставках: на Венецианской биеннале (1928) и в Кёльне (1929). Так реализовывалась на практике задача по формированию международного отделения АХР – ИНТЕРНАХР. В зарубежные собрания были приобретены картины «Стихийная демобилизация царской армии» Г. К. Савицкого, «Рабочий, крестьянин и красноармеец» П. П. Соколова-Скаля, три полотна Е. А. Кацмана («После трудового дня», «Горбун-скрипач» и авторское повторение работы «Ходоки у Калинина»). Произведения ахрровцев регулярно приобретались в Третьяковскую галерею, Русский музей, во все другие музеи СССР, где составлялась основа отделов советского искусства.
В начале 1930-х гг. метод советского искусства был чётко сформулирован как социалистический реализм. Партийным руководством было принято решение устранить разобщённость деятелей культуры и ликвидировать многочисленные творческие группировки. На основании постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. АХР была распущена, а её мастера вошли в единый Союз советских художников (ССХ), возглавляемый А. В. Григорьевым.
Критика и искусствознание об АХРР
На протяжении существования АХРР её члены много и активно выступали в печати, участвовали в публичных дискуссиях, отстаивая свои взгляды. Художественная критика поначалу категорически не принимала ассоциацию. Принципы «героического реализма» (термин предложен Е. А. Кацманом) подразумевали возврат к художественному языку 19 в., поэтому молодые ахрровцы стремились приобрести как можно больше сторонников среди старшего поколения передвижников. «Леваки могли только разрушать, а надо было восстанавливать и строить», – писал В. Н. Перельман в своих воспоминаниях в 1963 г. (Перельман. 1973. С. 104). По словам Перельмана, наиболее активную поддержку оказывали искусствоведы Ф. С. Рогинская и Н. М. Щёкотов (упомянутая выше его книга «Искусство СССР. Новая Россия в искусстве» вышла в издательстве АХРР). Известный революционный поэт Демьян Бедный положительно высказывался об АХРР, назвал ахрровцев «художниками новыми, ударившимися со всех четырёх копыт в революционно-советский быт» (Цит. по: Перельман. 1973. С. 222).
Документы, критические отзывы и воспоминания очевидцев событий были опубликованы в сборнике «4 года АХРР. 1922–1926 г. Сборник 1» (М., 1926), а позднее перепечатаны и дополнены в издании «Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов» (Москва, 1962).
Переосмысление деятельности АХРР началось в 1990-х гг., в частности в монографии А. И. Морозова «Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг.» (Москва, 1995). И. Н. Голомшток обратил внимание на близость АХРР к политическому истеблишменту страны. По его словам, члены АХРР, руководствуясь принципами «партийности», «правдивости» и «массовости», разъезжались по заводам и стройкам, проникали в кабинеты членов правительства, партийных вождей, военных командиров, писали портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, С. М. Будённого, М. И. Калинина, В. Р. Менжинского, изображали их на прогулках и на трибунах, на фоне гигантских строек и восторженных масс трудящихся, беседующими с писателями или произносящими пламенные речи; создавали огромные полотна на темы революции, гражданской войны, социалистического строительства в стиле передвижников или салонного искусства начала 20 в. и выдавали их за творения нового – «революционного» и «героического» – реализма (Голомшток. 1994. С. 712).
По воспоминаниям Е. А. Кацмана, художники АХРР не отделяли политику партии от искусства, а рассматривали своё искусство в единстве с политикой партии (Кацман. 1962. С. 181). Но сама по себе тесная связь с партийными органами не обеспечивала популярности произведений АХРР. Значительный рост влияния ассоциации обеспечивался рекордной посещаемостью её выставок. Так, 7-ю выставку АХРР «Революция, быт и труд» в марте 1925 г. посетили 65 тыс. человек. Ни одно другое художественное объединение не могло привлечь столько зрителей. А. В. Луначарский признавал: «Тут видишь и верхние, в смысле культурности своей, слои рабочих и работниц и вузовцев, рабфаковцев, всякого рода школьников вперемежку с трудовой интеллигенцией, – и вся эта толпа, как убедился я, находится в повышенном настроении, волнуется, ловит каждое слово руководителей, толкует, спорит, объясняется, критикует. Ток замкнулся, художник находит явно своего зрителя, зритель явно начинает признавать в художнике своего художника. В этом явлении, несомненно, велика заслуга всей АХРР» (Цит. по: Кацман. 1962. С. 181). Кацман вспоминал: «Изменились не только критики, художники вне АХРР стали менять свои позиции, перестраиваясь по-ахрровски, то есть уходили от индивидуализма и безыдейности и стали приглядываться к живой, бегущей около них советской жизни. Сначала нас вообще не признавали. Потом стали говорить, что идеологически мы правы, но плохие художники. Дальше признали среди нас нескольких хороших художников. И, наконец, растерявши всякие возражения и желая шагать в ногу с эпохой, стали забрасывать нас заявлениями о вступлении к нам в АХРР» (Кацман. 1962. С. 183).
Воспоминания художников – членов АХРР публиковались на протяжении 2-й половины 20 – начала 21 вв. Многие ценные сведения собраны в 2-томном издании Т. В. Хвостенко «Вечера на Масловке близ Динамо» (Хвостенко. 2003). В начале 21 в. исследователи стремились к взвешенной исторической оценке результатов деятельности АХРР (В. С. Манин, Б. И. Иогансон).
Выставки АХРР
Выставочным комитетом АХРР в Москве было организовано 11 выставок:
1922 – «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим» (салон на улице Кузнецкий мост); «Жизнь и быт Красной армии» (Музей изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина); «Жизнь и быт рабочих» (Дом Союзов);
1923 – «Красная армия. 1918–1923 гг.» (Музей Красной Армии и Флота); «Уголок имени В. И. Ульянова-Ленина» (Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, ныне территория Парка Горького);
1924 – «Революция, быт и труд» (Исторический музей);
1925 – «Революция, быт и труд» (Музей изящных искусств);
1926 – «Жизнь и быт народов СССР» (бывшая Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, ныне территория Парка Горького);
1927 – «Выставка эскизов, этюдов и скульптуры художников Московской организации АХРР» (Музей революции СССР, ныне Музей современной истории России);
1928 – «10 лет Красной Армии» (здание Центрального телеграфа);
1929 – «Искусство в массы» (стадион МГСПС, ныне место расположения здания ГТГ на Крымском Валу).