Мультипликация и аниме

История мультипликации

Миядзаки Хаяо
Миядзаки Хаяо
Миядза́ки Хая́о (род. 1941), японский аниматор, режиссёр, сценарист, продюсер и мангака. Наиболее известный на Западе режиссёр японской анимации, способствовавший её популяризации за пределами Японии, где фильмы Миядзаки рассматриваются как национальное достояние. Основанная им совместно с партнёрами студия Ghibli является самым коммерчески успешным анимационным проектом за пределами Голливуда, установив ряд рекордов во внутреннем и международном прокате за счёт кассовых сборов и продаж сувенирной продукции. Фильмы Миядзаки в общей сложности удостоены 120 наград и 177 номинаций, включая 5 национальных премий Кинэма Дзюмпо за лучший фильм, приз «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля (2002) и премию «Оскар» за лучший анимационный фильм [«Унесённые призраками» (2003)], карьерную премию «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (2008), а также почётную премию «Оскар» за вклад в мировую мультипликацию (2014). Его работы получили признание критиков за исключительное качество мультипликации, драматургию, проработку характеров и философский подтекст, который часто становится предметом анализа исследователей и теоретиков кино. Миядзаки является одним из самых влиятельных режиссёров последней трети 20 в., чей авторитет распространяется далеко за пределы жанра аниме.
Бакши Ральф
Бакши Ральф
Бакши́ Ральф (род. 1938), американский режиссёр-мультипликатор, сценарист и продюсер. Известен как один из родоначальников альтернативной анимации для взрослой аудитории. В числе первых стал применять ротоскопию для создания мультфильмов. Лауреат таких премий, как «Золотой грифон» (1980), «Энни» (1988), Maverick Tribute Award (2003).
Миядзаки Хаяо
Мультипликаторы
Миядзаки Хаяо
Миядза́ки Хая́о (род. 1941), японский аниматор, режиссёр, сценарист, продюсер и мангака. Наиболее известный на Западе режиссёр японской анимации, способствовавший её популяризации за пределами Японии, где фильмы Миядзаки рассматриваются как национальное достояние. Основанная им совместно с партнёрами студия Ghibli является самым коммерчески успешным анимационным проектом за пределами Голливуда, установив ряд рекордов во внутреннем и международном прокате за счёт кассовых сборов и продаж сувенирной продукции. Фильмы Миядзаки в общей сложности удостоены 120 наград и 177 номинаций, включая 5 национальных премий Кинэма Дзюмпо за лучший фильм, приз «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля (2002) и премию «Оскар» за лучший анимационный фильм [«Унесённые призраками» (2003)], карьерную премию «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (2008), а также почётную премию «Оскар» за вклад в мировую мультипликацию (2014). Его работы получили признание критиков за исключительное качество мультипликации, драматургию, проработку характеров и философский подтекст, который часто становится предметом анализа исследователей и теоретиков кино. Миядзаки является одним из самых влиятельных режиссёров последней трети 20 в., чей авторитет распространяется далеко за пределы жанра аниме.

История аниме

Миядзаки Хаяо
Миядзаки Хаяо
Миядза́ки Хая́о (род. 1941), японский аниматор, режиссёр, сценарист, продюсер и мангака. Наиболее известный на Западе режиссёр японской анимации, способствовавший её популяризации за пределами Японии, где фильмы Миядзаки рассматриваются как национальное достояние. Основанная им совместно с партнёрами студия Ghibli является самым коммерчески успешным анимационным проектом за пределами Голливуда, установив ряд рекордов во внутреннем и международном прокате за счёт кассовых сборов и продаж сувенирной продукции. Фильмы Миядзаки в общей сложности удостоены 120 наград и 177 номинаций, включая 5 национальных премий Кинэма Дзюмпо за лучший фильм, приз «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля (2002) и премию «Оскар» за лучший анимационный фильм [«Унесённые призраками» (2003)], карьерную премию «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (2008), а также почётную премию «Оскар» за вклад в мировую мультипликацию (2014). Его работы получили признание критиков за исключительное качество мультипликации, драматургию, проработку характеров и философский подтекст, который часто становится предметом анализа исследователей и теоретиков кино. Миядзаки является одним из самых влиятельных режиссёров последней трети 20 в., чей авторитет распространяется далеко за пределы жанра аниме.
Аниме
Аниме
Аниме́, разновидность японской мультипликации. Впервые термин «аниме» использовал японский кинокритик Имамура Тайхэй в 1940-х гг., употребив это слово вместо термина «манга-эйга» (кинокомиксы), которым обозначались анимационные ленты. Историю аниме принято вести с 1963 г., когда на японском телеканале Fuji TV стали показывать чёрно-белый аниме-сериал «Могучий Атом» (鉄腕アトム), созданный по одноимённой манге Тэдзуки Осаму. Широкое распространение аниме получило в 1970-х гг.

Исследования мультипликации и аниме

Аниме
Аниме
Аниме́, разновидность японской мультипликации. Впервые термин «аниме» использовал японский кинокритик Имамура Тайхэй в 1940-х гг., употребив это слово вместо термина «манга-эйга» (кинокомиксы), которым обозначались анимационные ленты. Историю аниме принято вести с 1963 г., когда на японском телеканале Fuji TV стали показывать чёрно-белый аниме-сериал «Могучий Атом» (鉄腕アトム), созданный по одноимённой манге Тэдзуки Осаму. Широкое распространение аниме получило в 1970-х гг.
Отаку
Отаку
Ота́ку, практически непереводимое на европейские языки слово, буквально означающее «чужой дом» или «чужую семью» (おたく, オタク, реже ヲタク). Термин, получивший распространение в японском языке в середине 1990-х гг., изначально употреблялся по отношению к поклонникам манги и аниме. В расширительном смысле относится к представителям любой субкультуры или людям со специфическими и достаточно узкими интересами. В современном словоупотреблении также применяется по отношению к западным любителям манги, аниме и японской поп-культуры. Термин изначально имел негативные коннотации, которые впоследствии утратил, став маркером идентичности для части японских подростков. В начале 21 в. термин «отаку» получил распространение в английском языке, где используется как синоним слов nerd (ботаник) или geek и, по мнению современных исследователей, является признаком сознательной автомаргинализации. В русском языке начиная с 2000-х гг. означает главным образом поклонников манги и аниме, ярко выраженных негативных коннотаций не имеет.