Эйвери Текс
Э́йвери Текс (Фредерик Бин «Текс» Эйвери, Frederick Bean «Tex» Avery) (26.2.1908, Тейлор, штат Техас – 26.8.1980, Бербанк, штат Калифорния), американский художник-мультипликатор, режиссёр, создатель мультипликационных персонажей Друпи, Рэд, Чокнутая белка и многих др. Для стиля Эйвери характерны эксцентричность и абсурдность.
Эйвери после окончания школы (1926) поступил на 3-месячные летние курсы карикатуристов в Чикагском университете искусств, но через месяц бросил их. В 1929 г. работал помощником продюсера мультфильмов У. Ланца, где приобрёл навыки художника-мультипликатора. В тот же период сформировался уникальный стиль Эйвери, характеризующийся отсутствием глубины пространства.
В 1936 г. Эйвери наняли в компанию Warner Bros. Будучи главой группы аниматоров, он участвовал в доработке таких персонажей, как Порки Пиг и Багз Банни, а также создал совместно с Б. Клампеттом Даффи Дака. В 1941 г. Эйвери покинул компанию из-за разногласий с Л. Шлезингером – главой анимационного отделения студии Warner Bros., по поводу концовки мультфильма «Неугомонный кролик» («Heckling Hare», 1941).
После ухода из студии Warner Bros. Эйвери устроился на работу в студию Paramount Pictures. В 1942 г. его наняли главой анимационного отдела компании MGM (Metro-Goldwyn-Mayer). Период работы с 1942 по 1954 гг. стал самым плодотворным в жизни Эйвери: за это время он создал 67 мультфильмов, а также таких новых персонажей, как красотка-танцовщица Рэд, пёс Друпи и др.
В 1953 г. Эйвери покинул MGM и вернулся на студию Ланца. Там он занялся новым персонажем, созданным П. Смитом – маленьким пингвином Чилли Вилли. Два мультфильма о Чилли Вилли были номинированы на премию «Оскар» [«Легенды о деле Рокабая» («The Legend of Rockabye Point») и «Мне холодно» («I'm Cold»)]. В 1955 г. Эйвери покинул студию Ланца.
В период 1960–1970 гг. Эйвери работал над созданием рекламных роликов. Он рисовал рекламу для средства от насекомых Raid, чипсов Fritos и напитков Kool-Aid. Последним его проектом стало «Шоу Коалы Квики» («The Kwicky Koala Show», 1981–1982) для студии Hanna-Barbera.
Характерная черта стиля анимации Эйвери – отсутствие глубины пространства. Использовать этот стиль художник начал ещё в период работы на студии Ланца в 1930-х гг. Исследователь творчества мультипликатора Дж. Адамсон в своей книге «Текс Эйвери: Король мультфильмов» объясняет причину стиля рисовки и режиссуры Эйвери отсутствием у того бинокулярного зрения, обусловленного несчастным случаем (из-за попавшей в глаз канцелярской скрепки), в результате которого художник частично утратил зрение (Adamson. 1975).
Для Эйвери также были характерны такие художественные приёмы, как гипербола и «разрушение четвёртой стены». Так, его герои не только способны перемещаться со скоростью света и оперировать огромными предметами, значительно превышающими по объёму и массе их самих, но и могут обращаться с экрана непосредственно к зрителю, поясняя свои действия или высказывая недовольство происходящим на экране.
Ныне разработанный Эйвери анимационный стиль часто используется как в художественных фильмах, так и мультипликации. Наиболее известные из них: «Кто подставил кролика Роджера?» («Who Framed Roger Rabbit?», 1988, режиссёр Р. Земекис), «Космический джем» («Space Jam», 1996, режиссёр Дж. Питка), «Шоу Рена и Стимпи» («The Ren & Stimpy Show», 1990–1995, режиссёр Дж. Крисфалуси), «Озорные анимашки» («Animaniacs», 1993–1998, режиссёр Т. Руггер).
В стилистике персонажей Эйвери созданы такие анимационные персонажи студии Warner Bros., как Лола Банни, Тасманский дьявол, ковбой Йоземит Сэм и др.