«Avatar: The Last Airbender»
«Avatar: The Last Airbender» (с англ. «Аватар: Последний маг воздуха», локализация «Аватар: Легенда об Аанге»), американский фэнтезийный мультсериал с элементами стилистики аниме, транслировавшийся телеканалом Nickelodeon в 2005–2008 гг. Создатели – М. Д. ДиМартино и Б. Кониецко. Сериал получил зрительское и профессиональное признание, а также внёс существенный вклад в повышение стандартов телевидения, ориентированного на детскую и подростковую аудиторию. Шоу удостоено премии «Эмми» (2007), пяти «Энни» в период с 2006 по 2008 гг., премии Пибоди и других престижных наград.
Идея мультсериала и первые концепт-арты появились в 2001 г. Обдумывая художественный замысел, ДиМартино и Кониецко вдохновлялись фэнтезийными вселенными Дж. Р. Р. Толкина и Дж. Роулинг, японским аниме, гонконгскими боевиками, йогой и восточной философией (Vasconcellos. 2007). Создатели сериала поместили культуру Азии в контекст фэнтези. Чтобы адаптация культурно-исторического материала была достоверной, к работе над сериалом были привлечены консультанты в области китайских боевых искусств (Сифу Кису) и каллиграфии (Ли Сю-Люн); сценарии каждого эпизода отдавались на проверку консультанту по восточной культуре Э. Зейну.
Производством занималась Nickelodeon Animation Studio, работа над анимацией велась южнокорейскими студиями JM Animation и DR Movie. «Аватар: Последний маг воздуха» создан в технике двухмерной рисованной анимации. В технику были интегрированы узнаваемые звуковые и визуальные приёмы аниме: от работы с рискованными в контексте детской мультипликации темами, зрелой драматургии, подробного сеттинга и нарративных техник в сценарии до стиля рисовки, дизайна звука и даже особенностей маркетинга.
Аниме отличается от западных мультсериалов структурой повествования. Нарратив западной многосерийной анимации тяготеет к эпизодической структуре с отдельными сюжетными линиями для каждой серии, авторы аниме предпочитают другой тип сторителлинга, излагая единую историю, поделённую на эпизоды (Poitras. 2008. P. 60). Проект ДиМартино и Кониецко совмещает оба подхода: на протяжении 61 серии, разделённых на три сезона, разворачивается единый сюжет шоу, но некоторые эпизоды сконцентрированы на собственном микро-конфликте, встроенном в глобальную историю и углубляющем знакомство зрителя с миром и персонажами.
Действие сериала разворачивается во вселенной, населённой духами, демонами, фантастическими животными и четырьмя сообществами людей: народами Огня, Воды, Земли и Воздушными кочевниками. В мире «Аватар: Последний маг воздуха» существует магия, выраженная в способности некоторых людей контролировать силу стихий, давших имена населяющим планету народам. Магическая система сериала прочно связана с устройством вымышленного мира, так как позволяет логично объяснить пути развития каждой представленной крупной культуры. Так, Воздушные кочевники, чья магия скорее оборонительная, чем наступательная, живут монашескими общинами в неприступных горных храмах в гармонии с естественной средой, а народ Огня (имперское индустриальное государство) использует контроль над стихией для развития военной промышленности.
На момент начала событий сериала сто лет идёт развязанная народом Огня война. Восстановить мир и баланс во вселенной под силу только Аватару – человеку, появляющемуся раз в поколение и способному овладеть силой четырёх стихий. Дух Аватара переродился в юном воздушном кочевнике по имени Аанг, который испугался ответственности. Аанг тайно покинул родной храм на своём летающем бизоне, попал в морской шторм, запаниковал и, упустив контроль над своими силами, заморозил себя в айсберге на ближайший век, на протяжении которого народ Огня укреплял свои позиции. В первом эпизоде сериала мальчика найдут Катара и Сокка – подростки из южного народа Воды, сильно пострадавшего от военной экспансии народа Огня, – и помогут Аангу выполнить предназначение.
Не ограничиваясь традиционными для детского телевидения темами (взросление, принятие ответственности, дружба, первая любовь), сценаристы используют мультикультурный фэнтезийный сеттинг для осмысления исторических, социально-политических и этико-философских вопросов, актуальных для современной цивилизации. Например, М. Джексон анализирует сериал в контексте критики стереотипов и приходит к выводу, что сериал представляет широкий спектр женских характеров (Jackson. 2012). Вслед за «Принцессой Мононоке» Миядзаки Хаяо «Аватар: Последний маг воздуха» осуждает потребительское отношение человека к природе и подхватывает антивоенную риторику. Каждая из четырёх крупнейших культур, представленных в сериале, имеет прообразы в реальном мире. Посредством последних в шоу предлагается оценка исторических событий, осуждаются агрессивные режимы и пропаганда милитаризма.
Будучи нетипичным для телеканала Nickelodeon продуктом, «Аватар: последний маг воздуха» получил высокие рейтинги и стал франшизой, включающей комиксы, видеоигры и т. д. В 2010 г. в прокат вышла киноадаптация мультсериала «Повелитель стихий» («The Last Airbender», режиссёр М. Найт Шьямалан). Фильм получил крайне низкие оценки зрителей и критиков, а также был удостоен пяти наград антипремии «Золотая малина», в том числе «Худший фильм», «Худший режиссер», «Худший сценарий». Сиквел сериала («Avatar: The Legend of Korra»), транслировавшийся с 2012 по 2014 гг., несмотря на тёплый приём, не смог повторить успех оригинала.