Мусикийский Григорий Семёнович
Мусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти).
Сведения о жизни и творчестве немногочисленны. Преимущественно работал как мастер портретной миниатюры на эмали. Сохранилось 16 подписных произведений мастера, около 10 приписывается ему на основании стилистического анализа. Первые документально подтверждённые сведения о художнике относятся к 1709–1710 гг. – началу периода его зрелого творчества.
Числился живописцем Оружейной палаты в Москве (1709). В 1711–1720 гг. жил в Санкт-Петербурге, работал в Оружейной канцелярии мастером по финифти. Эти годы стали наиболее плодотворными для Мусикийского. Выполнял заказы Петра I и князя А. Д. Меншикова (известно три документа, в которых речь идёт о плате художнику за несколько портретов Петра I и Меншикова; см.: Викторов. 1883. С. 486, 487; Комелова. 1995. С. 68–69).
В 1720 г. переведён в Берг-коллегию, откуда на короткий срок был командирован в Мануфактур-коллегию (1723–1724). Служебные обязанности художника в названных учреждениях по документам не прослеживаются. В свободное время выполнял частные заказы, писал миниатюрные портреты на эмали. Принимал участие в оформлении печатных календарей по меньшей мере дважды, делая заставки и концовки (1724; 1728 – по поручению Академии наук). В 1723 г. подал прошение о переводе на службу в Кабинет Его Императорского Величества, которое, вероятно, не было удовлетворено. В 1725 г. участвовал в создании траурного убранства Зимнего дворца в связи со смертью Петра I. В конце 1720-х – начале 1730-х гг. числился в Конторе мануфактурных дел, затем на службе в Коммерц-коллегии. Последнее известное произведение художника – «Портрет Анны Иоанновны» (1739, частное собрание).
Ранним групповым портретам Мусикийского свойственны уплощённое пространство и скованность поз моделей – качества, унаследованные от характерной для творчества мастеров Оружейной палаты рубежа 17–18 вв. иконописной и парсунной традиции. Декоративная яркая палитра работ художника близка к стилистике отечественного эмальерного искусства конца 17 в. Для колорита миниатюр типично доминирование холодных лиловато-малинового и синего (лазоревого) цветов, используемых им для изображения одежд, мантий, драпировок. Художник добивался нежнейших переходов телесных тонов за счёт нанесения лёгких пунктирных мазков поверх основного цвета, который просвечивал сквозь верхний слой. В поздних работах мастер овладел приёмами пространственной композиции, свободнее и естественнее располагал фигуры моделей.
Среди сохранившихся произведений преобладают созданные по заказу царского двора жалованные (использовались как награды за особые заслуги) миниатюрные портреты Петра I и Екатерины I, их детей и ближайших сподвижников. Наиболее ранняя из бесспорных работ художника – жалованный портрет Петра I (1712, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мастер отразил в миниатюре на эмали многообразие портретной типологии: писал оплечные и погрудные изображения на нейтральном фоне («Портрет цесаревны Анны Петровны», 1721, Эрмитаж; портреты Петра I, 1720 и 1721; «Портрет императрицы Екатерины I», 1727; все – Русский музей, Санкт-Петербург), поясные изображения с архитектурным пейзажем на заднем плане («Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723), групповые в интерьере («Портрет семьи Петра I», 1716–1717; оба – Эрмитаж) и конный («Конный портрет Петра I», 1719, частное собрание) портреты. Все произведения соответствуют парадной иконографии этого жанра эпохи барокко. Сложность композиционного построения в миниатюрах Мусикийского обусловлена его опорой на образцы современников – живописца Я. Купецкого, шведского миниатюриста Ш. Буата, гравёров А. Ф. Зубова и П. Пикарта.
Барочная репрезентативность наиболее выражена в групповых портретах. Обратившись к ним в технике миниатюры на эмали (с 1716), художник выступил новатором («Портрет Петра I и Екатерины Алексеевны», 1715, частное собрание; «Конклюзия на престолонаследие», 1717, Эрмитаж). Однако даже в погрудных изображениях у Мусикийского отсутствует камерная атмосфера, присущая как данной форме портрета, так и миниатюре как виду искусства («Портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова», 1709–1710, Эрмитаж; «Портрет царевны Наталии Алексеевны», 1715, Исторический музей, Москва). В сложных многофигурных и в более простых композициях мастер делал акцент не на внутреннем мире моделей, а на исключительности их сословного статуса, добиваясь торжественной парадности при помощи сочной красочной гаммы, эффектных костюмов и деталей антуража (занавес или выступающие как аллегории предметы), постановочных поз изображаемых. К вершине творчества Мусикийского относят парные портреты – «Пётр I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге» (1723) и «Екатерина I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге» (1724; оба – Эрмитаж).
Сохранилась единственная религиозная композиция Мусикийского – панагия «Плач Богоматери» (1720, Оружейная палата Московского Кремля), хотя, согласно документам, художнику неоднократно заказывали такого рода произведения (см.: Комелова. 1995. С. 96–97). В мае 1735 г. привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.