Ледантю Михаил Васильевич
Ледантю́ Михаи́л Васи́льевич [Михаил Васильевич Ле-Дантю (Ле Дантю)] [27.12(8.2).1891, село Чижово Бежецкого уезда Тверской губернии, ныне Бежецкий район, Тверская область – 25.7(7.8).1917, близ г. Проскуров Подольской губернии Российской империи, ныне г. Хмельницкий, Украина], российский живописец, график, теоретик искусства.
Сын земского врача. Учился в Санкт-Петербурге – в студиях Я. Ф. Ционглинского и М. Д. Бернштейна, затем в Императорской Академии художеств (1909–1912; не окончил). Принимал активное участие в деятельности «Союза молодёжи», был сотрудником В. Е. Татлина в постановке народной драмы «Действо о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе» (1911, Литературно-художественный кружок в Москве), использовавшей приёмы народного лубка и оформления балаганных представлений. В 1912–1915 гг. жил в Москве, где сблизился с М. Ф. Ларионовым и художниками его круга, участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914); воспринял идеи лучизма.
Находясь в Тифлисе (ныне Тбилиси) в середине 1912 г. вместе с К. М. Зданевичем и И. М. Зданевичем, открыл творчество Н. Пиросмани. В этот период создал свои лучшие картины – «Сазандар», «Человек с лошадью» (обе – около 1913, Русский музей, Санкт-Петербург; далее – ГРМ), портрет М. Фаббри, «Кожевники на Куре» (обе – 1912, Самарский областной художественный музей); также «Кавказский альбом» (ГРМ) и др.
Творчество Ледантю, в котором сказались черты символизма, было призвано воплотить выработанную им и И. М. Зданевичем концепцию «всёчества», т. е. усвоения и переработки всех стилей мирового искусства, включая формы фольклорного и архаически-примитивного творчества. Стилистика кубофутуризма обусловила пластический строй его картин «Женский портрет» (1910-е гг., Самарский областной художественный музей), «Портрет актёра» (1912, Ярославский художественный музей), «Поворот автомобиля» (1913, Орловский музей изобразительных искусств), «Гуляние в парке» (середина 1910-х гг., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань). Из наследия Ледантю (около 80 картин, также рисунки) сохранилась лишь малая часть.
Автор теоретических трактатов («Живопись всёков», 1914, и др.).
Во время Первой мировой войны с 1915 г. был на фронте; погиб при крушении поезда.