Тюйе Людвиг
Тюйе́ Лю́двиг (Людвиг Тюилле, Туилле; Людвиг Вильгельм Андреас Мария Тюйе, Ludwig Wilhelm Andreas Maria Thuille) (30.11.1861, Боцен, Южный Тироль, Австрийская империя, ныне Больцано, Италия – 5.2.1907, Мюнхен, Германия), австрийский композитор, педагог.
Отец – Иоганн Тюйе, владелец магазина художественных изделий и нот, музыкант-любитель; предки происходили из Савойи. Игре на фортепиано Л. Тюйе учился у отца. В 1872 г. (после смерти родителей) отправился к родственникам в Кремсмюнстер (Верхняя Австрия), служил хористом в бенедиктинском аббатстве, учился в местной классической гимназии. В 1876 г. переехал в Инсбрук, где был усыновлён вдовой композитора Маттиаса Нагиллера, которая предоставила ему возможность продолжить образование; там он познакомился с Р. Штраусом, с которым дружил до конца жизни. Занимался теорией музыки, игрой на органе и фортепиано у Й. Пембауэра-старшего (ученика А. Брукнера). По его рекомендации поступил в Королевскую музыкальную школу в Мюнхене; учился там в 1879–1882 гг. у Й. Рейнбергера (теория музыки, композиция, орган) и К. Бермана (фортепиано), с 1883 г. преподавал фортепиано и гармонию (профессор с 1888), с 1893 г. до конца жизни вёл класс композиции (среди учеников – Э. Блох, Г. Абендрот). Будучи изначально последователем консервативного, академического направления в искусстве, изменил свои музыкальные пристрастия после знакомства с вагнерианцем Александром Риттером (повлиявшим также на Штрауса). Скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности.
Среди сочинений: оперы (преимущественно на фантастические сюжеты) – «Тойерданк» («Theuerdank», либретто В. Эма и А. Риттера; Мюнхен, 1897), «Хвалебный танец» («Lobetanz», Карлсруэ, 1898), «Гугелине» («Gugeline», Бремен, 1901; обе – на либретто О. Ю. Бирбаума, оригинальное название жанра – «сценическое представление», Bühnenspiel); камерная музыка – ансамбли для струнных инструментов с фортепиано; фортепианные пьесы; хоры а капелла, в том числе «Песнопение русской вечерни» [«Russischer Vespergesang»; в основе – мелодия, приписываемая Д. С. Бортнянскому (впервые опубликована в аранжировке в 1818 г. сборнике «Избранные популярные национальные арии» ирландского композитора Дж. Э. Стивенсона с текстом «Hark! The Vesper Hymn is stealing» («Чу! Звенит в тиши вечерня») Т. Мура с подзаголовком «Русская ария» без указания авторства]. Наибольшей популярностью пользовался Секстет для духовых инструментов с фортепиано op. 6 (1891).
Учебник гармонии, созданный Л. Тюйе совместно с Р. Луисом («Harmonielehre»; опубликован посмертно в 1907; 10-е издание 1933, переработано В. Курвуазье), пользовался популярностью вплоть до 1960-х гг. В труде декларирован эмпирический взгляд на теорию гармонии, приведены многочисленные примеры из произведений разных эпох (начиная с Возрождения). Несмотря на использование ступенных обозначений гармоний в учебнике велико влияние функциональной теории Х. Римана. Изданы дополнения к учебнику: задачи («Aufgaben für den Unterricht in der Harmonielehre», 1911) и ключ («Schlüssel zur Harmonielehre von Louis und Thuille. Lösungen der in dem Louis-Thuilleschen Harmonielehrebuche und in dem dazu gehörigen Louisschen Aufgabenbuche enthaltenen Übungsaufgaben», 1912).