Тракт (в музыке)
Тракт (лат. tractus, от trahere – растягивать, вытягивать; по другой этимологии от лат. tractim – непрерывно, протяжно), жанр и форма григорианского хорала. Исполняется сольно или небольшим ансамблем певчих.
Тракт входит в состав проприя мессы в дни покаяния, где звучит вместо аллилуйи перед Евангелием, а также в траурную мессу – реквием. Тексты трактов, как правило, заимствованы из Псалтири, при этом как «запев», так и все последующие псалмовые стихи (версы) берутся из одного и того же псалма. Редко используются парафразы других ветхозаветных текстов: Исхода, Второзакония, Исаии, Аввакума. Текст стандартного в реквиеме тракта «Absolve, Domine» небиблейский. Заключительная доксология (Gloria Patri), обязательная для «обычного» распева псалмов, в трактах отсутствует.
Версы тракта поются один за другим, не прерываясь рефренами, свойственными респонсорным формам григорианики (см. Градуал, Офферторий, Респонсорий). Такой распев псалмов иногда называют непосредственным или непрерывным (лат. psalmus in directum). Обстоятельством «непрерывности» псалма объясняют и сам термин tractus. Неизвестный теолог 12 в., автор трактата «Зерцало о таинствах Церкви» («Speculum de mysteriis ecclesiae»; трактат ранее приписывался Гуго Сен-Викторскому) строит собственную этимологию, ориентируясь на «скорбное» содержание: «Тракт… подражает слезам в деятельной или в созерцательной жизни святых. Tractus называется так потому, что воздыхающие святые исторгают [trahunt; буквально – вытягивают. – С. Л.] стоны из глубины души…» (Hugo de Sancto Victore. Opera omnia. T. 3. Parisiis, 1879. Col. 359).
Тракт относится к песнопениям мелизматического типа: распевы слогов отмечаются не только в конце разделов, но и в любом месте композиции. Тракт сравнивают с византийским каноном, где вслед за ирмосом, выполняющим функцию основной модели, следуют тропари, перенимающие его ритм и общий мелодический рельеф, а главное – комплекс мелодических формул (такую технику композиции в конце 19 и в 1-й половине 20 вв. называли центонизацией). При этом формульные обороты монтируются в версы всякий раз по-разному, что придаёт развитию сквозной характер:
По сравнению с нормативными псалмовыми тонами тракты более выразительны, а в некоторых случаях даже изобретательны, как «Commovisti» VIII тона, где мелодические скачки (как d–g–c1–a–g–d–g–a–c1–a–a–g, в распеве слова «est») сбалансированы речитациями на звуке реперкуссы (c1). Сохранившиеся образцы трактов написаны только во II и VIII церковных тонах; это загадочное обстоятельство некоторые учёные (П. Вагнер, В. Апель) объясняли древностью жанра, возникшего до эпохи Каролингов, когда система 8 церковных тонов полностью сложилась. Другое возможное объяснение – установившийся в средние века этос этих тонов как пригодных для распева «печальных» и «серьёзных» текстов.
Рукописи самых ранних дошедших до нас трактов датируются 9 в., там они иногда именуются градуалами. Среди известных трактов: «Absolve Domine» (звучит в заупокойной службе), «Gaude Maria» (на мессе Блаженной Марии Девы, с гимнографическим текстом), «De profundis» (в воскресенье на 3-ю неделю перед Великим постом).
Некоторые тракты II тона отличаются беспримерной для григорианики протяжённостью, такие как «Eripe me» (в Страстную пятницу, включает 10 версов), «Qui habitat» (в первое воскресенье Великого поста, 12 версов) и «Deus, Deus meus» (в Вербное воскресенье, 13 версов). В аудиозаписи камерного хора Cantori Gregoriani (на лейбле Paoline, релиз 1997), например, тракт «Qui habitat» звучит 16 минут, примерно столько же – «Deus, Deus meus» в исполнении хора германского аббатства Мюнстершварцах под управлением Г. Йоппиха (Deutsche Grammophon, запись 1976). Тракты VIII тона более короткие, они ограничиваются 3–5 версами (как, например, «Sicut cervus»). Всего в певческой книге «Graduale Romanum» (дореформенное издание 1961) содержится 87 трактов, в «Liber usualis» (1950) – 47.
Для многоголосного распева мелодии и тексты трактов не использовались за редкими исключениями (И. Й. Фукс, П. Корнелиус).