Лейх
Лейх (нем. Leich, мн. ч. Leichs), жанр и крупная текстомузыкальная форма в творчестве миннезингеров. По мнению большинства исследователей, лейх является немецким эквивалентом французского ле. Несмотря на то что слово leich отмечается как «музыкальный термин» уже в 10 в., а в начале 11 в. Ноткер Немецкий указывает на различие слов lied и leich, образцы лейхов впервые регистрируются не ранее 1190 г., доминируют в 13 в. и постепенно сходят на нет в 14 в. Таким образом, хронология жанра в целом совпадает с хронологией «ле труверов».
Родство ле и лейха отмечается не только в терминологии, но и в тематике, форме, технике композиции. В тематике выделяются лейх о любви к Прекрасной даме (Minneleich; сюда же входят лейхи о Деве Марии) и лейх о Крестовом походе (Kreuzleich; содержит призывы к битве с неверными во имя Господа и сюзерена). Некоторые лейхи близки плачам (лат. planctus) в специфических немецких разновидностях – Minneklage и Werbeklage (оба – непременно от лица мужчины).
В форме различают секвенционный и эстампидный типы. В лейхе секвенционного типа пара 2-стиховых строф одинаковой метрической структуры распевается на одну и ту же мелодию наподобие строфической григорианской секвенции; следующая пара строф другой метрической структуры распевается на другую мелодию; таким образом, ни стихи, ни музыка не повторяются. В эстампидном типе стих с его мелодией неоднократно возвращается наподобие рефрена, как во французском рондо и в эстампиде. Как и ле у труверов, лейх – самая крупная форма в творчестве миннезингеров. Крупнейший по объёму лейх охватывает более 900 стихов; крупнейший у Фрауэнлоба Лейх о Марии (Marienleich) содержит 508 стихов (в реконструкции ансамбля старинной музыки Sequentia продолжительность его звучания составляет более 60 минут).
Всего сохранилось около 45 лейхов, из которых примерно четверть – с музыкальной нотацией. Среди известных по имени авторов лейхов: Фридрих фон Хаузен и Гартман фон Ауэ (музыка и стихи не сохранились), Генрих фон Ругге (сохранился 1 лейх), Вальтер фон дер Фогельвейде (1), Рейнмар фон Цветер (1), Ульрих из Винтерштеттена (5), Тангейзер (6), Отто фон Ботенлаубен (1), Конрад Вюрцбургский (2), Александр Дикий (Der wilde Alexander; 1), Иоганн Хадлауб (3), Фрауэнлоб (3). Из этого списка только у Фрауэнлоба наряду со стихами сохранилась музыка.
Как и в других жанрах миннезанга, музыкальный склад лейхов монодический. Высота звука считывается уверенно благодаря диастематическому расположению невм и ключевой линейке, однако ритм не нотирован.
В научных транскрипциях 1-й половины 20 в. преобладали модальные расшифровки ритма. Представители аутентичного исполнительства с последней четверти 20 в. интерпретируют ритм, как правило, в свободной «рапсодической» манере (доминируют иррациональные отношения длительностей соседних уровней), ориентируясь только на просодию текста.