Царь священнодействий
Ца́рь священноде́йствий (лат. rex sacrificulus, rex sacrorum), жреческая должность в Древнем Риме. Учреждена, по мнению античных авторов, после ликвидации царской власти (традиционная дата – 509 до н. э.) для исполнения царских религиозных обязанностей. Возможно, эта должность была создана при т. н. этрусской династии (6 в. до н. э.) или же существовала изначально, являясь наследием древнейшей царской власти, имевшей сакральный характер. Подобные должности известны также в общинах Лация, в Афинах (архонт-царь) и в некоторых других греческих городах.
Царём священнодействий мог стать только патриций, должность была пожизненной. Местожительством царю священнодействий служил особый дом на Священной дороге на Форуме. В жреческой иерархии царь священнодействий занимал первое место, хотя в реальности подчинялся верховному понтифику и входил в понтификальную коллегию. Для царя священнодействий обязательно требовалось происхождение от брака, заключённого по древнему сакральному обряду confarreatio, и сам он должен был состоять в таком браке. В его присутствии запрещалось трудиться в праздничные дни, ибо это оскверняло общественные священнодействия. Нового царя священнодействий выбирал верховный понтифик среди кандидатов, предложенных понтификальной коллегией. Далее он совершал инавгурацию царя священнодействий в присутствии коллегии понтификов на т. н. калатных комициях, которые являлись особым видом народных собраний (куриатных или центуриатных) для решения вопросов, связанных с религией. В обряде инавгурации участвовали авгуры. Царь священнодействий был единственным жрецом, которому при Республике прямо запрещалось занимать любую политическую должность.
Сведений об участии царя священнодействий в религиозных ритуалах весьма немного, но всё же прослеживается определённая закономерность. Совершаемые им ритуалы в той или иной степени были связаны с сакральным делением времени: жертвоприношения в календы и ноны каждого месяца; жертва 9 января богу всякого начала и времени Янусу; обряд Regifugium (с лат. буквально – бег царя) 24 февраля при смене года древнейшего календаря; обряды с обозначением Q. R. C. F. [лат. Quando Rex Comitiavit Fas – «когда царь…» (относительно понимания двух последних слов единства в науке нет)] 24 марта и 24 мая, которые служили границей между временем запретным и разрешённым для общественной деятельности в эти даты. В обрядах принимала участие и его жена – «царица священнодействий» (лат. regina sacrorum): в календы она приносила в жертву Юноне свинью или овцу. Соответственно, она также имела жреческий сан подобно фламинике (жрице) – жене фламина Юпитера. Кроме того, царь священнодействий в ноны объявлял собравшемуся на Капитолии народу, какие религиозные праздники предстоят в этом месяце и что следует на них делать. Таким образом он определял начало и сакральное течение каждого месяца. Связь царского сана с сакральным делением года характерна для фигуры «священного царя», отвечавшего за «порядок» не только в обществе, но и в космосе.
Наиболее полно характер архаической царской власти раскрывает ритуал Regifugium 24 февраля. Ясная этимология побуждала античных авторов (Авсония, Овидия, Павла Диакона, Плутарха) видеть здесь воспоминание об изгнании царей. Однако такой ритуал, связанный с сакральным делением года, имеет широкие параллели, являясь типичным для обществ на переходной стадии от первобытности к цивилизации. Значимость этого дня определялась тем, что в древнейшем римском календаре 23 февраля, праздник бога рубежей Термина, считался последним днём года. Дни с 24 по 28 февраля являлись дополнительными. Февраль был посвящён культу мёртвых, будучи очистительным месяцем. Сам обряд весьма показателен: принеся жертву на комиции, царь священнодействий бего́м покидал Форум, что соответствует широко распространённым ритуалам проверки сакральной силы священного царя.
Полномочия царя священнодействий при Республике охватывали не всю совокупность прежних царских религиозных обязанностей, но часть их, имевшую особое качество: из пяти вышеперечисленных обрядов с участием царя священнодействий два (Regifugium и Q. R. C. F.) включали в название слово rex (царь). Возможно, и остальные обряды имели связь с царским титулом; соответственно, для выполнения именно этих ритуалов была учреждена новая жреческая должность. Таким образом, особо значимыми представлялись не религиозные полномочия должности, а сам титул, являвшийся индоевропейским наследием и имевший сакральное значение. В пользу этой гипотезы свидетельствует наличие эпитета «Царь» (Rex) у верховного покровителя римского государства – Юпитера Капитолийского. Издавна с Юпитером была связана Юнона Царица (Regina), имевшая с ним общий храм на Капитолии. Таким образом, первоначальные руководители римской общины имели тот же титул, что и бог, а потому сама их должность оказывалась сакральной.
Должность царя священнодействий просуществовала до победы христианства в Римской империи.