Лектистерний
Лектисте́рний (лат. lectisternium, от lectum – ложе, постель и sterno – стлать, покрывать), умилостивительный обряд в Древнем Риме, представлявший собой «кормление» богов. Во время него перед столами с кушаньями стелили ложа, а на них укладывали статуи, бюсты или символы божеств. Левой рукой статуя опиралась на подушку (pulvinus), от которой обряд иногда назывался «пульвинар» (pulvinar). Это слово стало со временем обозначать храм, что свидетельствовало в пользу обязательного наличия там священных лож и столов, посвящавшихся вместе с храмом для проведения лектистерния в честь его божества. По сообщению Валерия Максима, иногда статуи богинь размещали на креслах, как было принято у женщин при трапезах в римских семьях (Валерий Максим. II. 1. 2). Такой ритуал назывался «селлистерний» (sellisternium, от sella – кресло). В частности, селлистерний был организован после знаменитого пожара 64 г. при Нероне.
Лектистерний совершался по чрезвычайным поводам и был заимствован у греков (как и обычай возлежать при трапезе), у которых он имел широкое распространение. Впервые такой ритуал состоялся в 399 г. до н. э. по Сивиллиным оракулам, к которым обратились по причине эпидемии, случившейся на завершающем этапе борьбы Рима с соседним этрусским городом Вейи. Тогда, как пишет Тит Ливий, жрецами священнодействий были застелены три ложа и в течение восьми (у Дионисия Галикарнасского – семи) дней «угощали» три пары богов – Аполлона с Латоной, Геркулеса с Дианой и Меркурия с Нептуном (Ливий. V. 13. 4–8; Дионисий Галикарнасский. Римские древности. XII. 9. 1). Возможно, отмеченное осуществление лектистерния жрецами священнодействий носило уникальный характер в связи с тем, что обряд тогда был проведён впервые. В течение этих дней римляне держали двери открытыми, приглашали в гости сограждан и чужестранцев, угощали и делились имуществом, прекращали ссоры и тяжбы. Даже с узников сняли кандалы и потом сочли кощунственным надеть их обратно.
При трёхдневном лектистернии 217 г. до н. э., также организованном по Сивиллиным оракулам после страшного поражения от Ганнибала при Тразименском озере, на пиру «присутствовало» шесть пар богов в полном соответствии двенадцати олимпийским богам – Юпитер и Юнона, Нептун и Минерва, Марс и Венера, Аполлон и Диана, Вулкан и Веста, Меркурий и Церера. В данном случае ложа были застелены руками сенаторов. Их участие в лектистернии – исключительный прецедент, обусловленный грозными событиями. Кто выполнял обряд «кормления» в других случаях (кроме 399 до н. э. и 217 до н. э.) – не указывается. Данный ритуал являлся довольно редким и запоминающимся событием, о чём свидетельствует указание Ливия (Ливий. VIII. 1), что в 326 г. до н. э. состоялся пятый лектистерний.
Хотя он был заимствованным греческим обрядом, его устраивали и негреческим богам: Юноне-царице, Капитолийской триаде, Весте, Ювенте (Юности) и др. Таким образом, римские боги отождествлялись с греческими с целью проведения нового обряда по греческому же образцу.
Ритуал «кормления» богов был широко распространён в разных религиях, в том числе в собственно римском культе, как частном, так и общественном. Во время Римских игр понтифики устраивали «пир Юпитеру» (epulum Iovis), на котором присутствовал весь сенат. После 196 г. до н. э. организация пира стала обязанностью коллегии эпулонов. В частном культе при рождении ребёнка постилали ложа божествам Юноне Луцине, Пикумну и Пилумну, которые считались защитниками роженицы и младенца. Этот и другие издревле существовавшие постоянные ритуалы (например, в день основания храма) также назывались лектистерниями.