«Чемпионы мира» (арт-группа)
«Чемпио́ны ми́ра», российская художественная группа. Существовала в Москве в 1986–1989 гг.
Возникла в андерграундной художественной среде. Основные участники: Гурам (Гия) Георгиевич Абрамишвили (род. 1966; в группе с 1986), К. В. Звездочётов (род. 1958; в группе в 1986–1987), Борис Игоревич Матросов (род. 1965; в группе с 1987), Константин Эдуардович Латышев (род. 1966; с 1986), Андрей Леонидович Яхнин (род. 1966; с весны 1987); в акциях группы также принимали участие Игорь Зайдель (с конца 1987), Вадим Фишкин (с 1988), Г. Чахал (с 1988).
Группа выросла из компании школьных друзей. Абрамишвили, Латышев, Матросов и Яхнин учились в школе № 96 в Большом Тишинском переулке (Абрамишвили и Матросов одновременно обучались в Краснопресненской детской художественной школе) и познакомились с К. В. Звездочётовым, в тот момент уже лидером объединения «Мухоморы», через учителя физики Е. Л. Матусова, открывшего им мир неформальной культуры.
«Чемпионы мира» работали совместно в мастерской на улице Маросейка, в сквотах в Фурманном переулке и на Чистопрудном бульваре. Они проводили акции, перформансы, передвижные выставки, концерты, снимали кино- и видеофильмы, писали тексты. Создавали произведения живописи и графики, объекты реди-мейд в гротескном, неопримитивистском стиле. Противопоставляли своё творчество миру коммерции, провозглашали первенство «спонтанного» искусства, сиюминутного жеста и эстетического инакомыслия. Художественная практика «Чемпионов мира» нередко включала обсуждение работы после её создания, а затем – её немедленное уничтожение. Под произведениями ставилась как подпись пятиконечная звезда.
Объявив себя группой, молодые художники подчёркивали равноправие всех её членов. Они работали анонимно, были придуманы псевдонимы: Абрамишвили – Верелли, Латышев – Вайль, Яхнин – Сославский, Матросов – Людвигов Восьмых; Звездочётов псевдонима не имел. Использовалась тактика – работа по приказам. Один из членов группы выдавал приказ, текст циркуляра печатался на машинке, подобно телефонограмме: «Для этой работы избран оргалит периметром 1,10 см. Сверху пущена орнаментированная полоса. Цветовая контрастированная вертикаль делит работу два к трём…». (Чемпионы мира ... 2022. С. 26). Работа выполнялась строго по заданию.
«Чемпионы мира» входили в московский «Клуб авангардистов» (КЛАВА), сотрудничали с ленинградским объединением «Новые художники» и со Свободной академией, президентом которой был Б. Ю. Юхананов.
30 ноября 1986 г. «Чемпионы мира» приняли участие в однодневной групповой выставке «Искусство против коммерции» («Битца за искусство») в Битцевском лесопарке с картиной на ткани «Мясо и ананасы». Это полотно длиной около 50 м изображало изобилие самых дефицитных, экзотических для того времени продуктов. Работа также использовалась в качестве декора сцены для джазового концерта В. Н. Чекасина 14 февраля 1987 г. во Дворце культуры и техники «Москворечье», а зимой 1988 г. экспонировалась в выставочном зале Московской организации Союза художников РСФСР на улице Кузнецкий Мост.
«Джордано Бруно», первая выставка «Чемпионов мира», состоялась в мастерской Д. В. Врубеля в 1987 г. В том же году «Чемпионы мира» показали инсталляцию «Чёрно-белая выставка» в рамках первой выставки КЛАВА «Творческая атмосфера и художественный процесс» (Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке). Инсталляция представляла собой единое пространство, выстроенное из рисунков на бумаге в эстетике чёрно-белых кинокадров или на сюжеты классических произведений мировой живописи, а также из картонных объектов.
В 1987 г. в рамках серии «Превентивная география» «Чемпионы мира» провели в Подмосковье акцию «Серое море», смешав привезённую в бутылках воду Чёрного и Белого морей и заполнив ею специально вырытое небольшое углубление. О появлении Серого моря на карте были уведомлены государственные учреждения – некий «Морфизгеоприбор», объединение «Росмелиорация», географический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В январе 1988 г. группа приняла участие в коллективной выставке КЛАВА в мужском отделении Сандуновских бань в Москве с акцией «Ностальгия по чистоте». Ораторы, в том числе Матросов, почётный председатель КЛАВА, облачённые в белые простыни на голое тело, произносили торжественные речи о гигиенической роли искусства. В завершение в бассейн были брошены резиновые крокодильчики и весь президиум погрузился в воду.
7 июля 1988 г. в московском Центре международной торговли состоялся первый в стране аукцион «Сотбис», обозначивший выход советского неофициального искусства на международный рынок. Группа «Чемпионы мира» в торгах не участвовала, т. к. на тот момент не имела работ, устроивших бы своим качеством кураторов аукционного дома. Это событие, предвестившее последующий распад группы, сподвигло художников на написание крупноформатных полотен. Под каждым стояла подпись «Чемпионы мира» и настоящая фамилия конкретного автора.
Последней совместной работой участников группы считается полиптих из пяти частей «Бегущий кабан» (1989).
«Чемпионы мира» устраивали акции и участвовали в выставках за рубежом: во Франции (Страсбур, 1989; Париж, 1990), Финляндии (Пори, 1991), Швейцарии (Цюрих, Берн, обе – в 1990). Перформансы и акции группы запечатлели известные фотографы: С. А. Борисов, Ю. Грехов, Г. Д. Kизевальтер, А. Ю. Безукладников, А. Забрин. В 2021–2022 гг. в Московском музее современного искусства состоялась ретроспективная выставка «Чемпионы мира. Взмахи радости», где удалось собрать большинство сохранившихся работ художников и по фотографиям реконструировать их утраченные произведения.