Кропивницкая Валентина Евгеньевна
Кропивни́цкая Валенти́на Евге́ньевна (16.2.1924, посёлок Тучково Моревской волости Можайского уезда Московской губернии, ныне Рузский городской округ, Московская область – 23.12.2008, Париж), российский график, участница Лианозовской группы.
Родилась в семье художника, поэта, педагога Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893–1979) и художницы и педагога Ольги Ананьевны Потаповой (1892–1971). Художником – абстракционистом, обратившимся позднее к фигуративной живописи – был и её старший брат, Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994).
Кропивницкая училась в художественной школе подмосковного посёлка Долгопрудный, занималась в студии Дома пионеров Ленинградского района в Москве, которой руководил отец. Работала на заводе в Долгопрудном. В возрасте 18 лет познакомилась с Оскаром Яковлевичем Рабиным (1928–2018), учеником отца, в 1950 г. стала женой Рабина. До 1964 г. Кропивницкая и Рабин жили в подмосковном Лианозово (ныне в черте Москвы), в 19-метровой комнате в бараке посёлка Севводстрой. Эта комната стала центром московского художественного андерграунда, местом встреч членов Лианозовской группы, наставником которых был Е. Л. Кропивницкий. В семье Кропивницкой и Рабина родился сын Александр Оскарович Рабин (1952–1994), также ставший художником.
Кропивницкая впервые участвовала в групповой выставке в 1966 г. в Москве, в Научно-исследовательском институте гигиены труда и профессиональных заболеваний Академии медицинских наук СССР. В 1974 г. стала одним из организаторов «Бульдозерной выставки».
В юности Кропивницкая писала стихи и рассказы о хрупком мире, чья гармония и покой не имели ничего общего с неприглядностью окружающей действительности. В раю, рождённом воображением Кропивницкой, обитали фантастические существа – полулюди, полузвери. Этот параллельный мир художник перенесла в рисунки карандашом: «Условные или узнаваемые (древне)русские ландшафты населяют фантастические существа – полулюди, полузвери, не то ослики, не то лошадки, длинноухие, с тонкими гибкими конечностями, с печальным взглядом раскосых глаз» (Ромер. 2007. С. 9). Среди примеров таких работ – «На берегу озера» (1971, Третьяковская галерея, Москва).
На протяжении своего творческого пути Кропивницкая, выбирая уголь, тушь, простой (с 1980-х гг. – также цветной) карандаш, не изменяла выбранному виду искусства – графике. Не отклонялась она и от сказочных сюжетов, оттого её работы и воспринимаются как единая серия.
Самой ранней работой Кропивницкой считается «Белый конь на болоте» (1966) – болото, впрочем, напоминает джунгли и представляет собой таинственную гладь в обрамлении широколистных лиан, высоких трав и цветов. Иногда в пейзажах возникают церкви и каменные домики: «Город» (1971), «Деревянная церковь» (1975), «Северный пейзаж» (1977).
В 1978 г. Кропивницкая вместе с мужем и сыном эмигрировала во Францию; семья поселилась в Париже. В том же году в Лондоне, в галерее «Паркуэй Фокус» (Parkway Focus Gallery), состоялась первая персональная выставка художницы.
В 1985 г. семья получила французское гражданство и мастерскую от парижской мэрии. В 2006 г. посол России во Франции А. А. Авдеев вручил Рабину и Кропивницкой паспорта граждан Российской Федерации.
Художнице посвящён документальный фильм «Валентина Кропивницкая. В поисках потерянного рая...» (2015, режиссёр Е. В. Цымбал).