Ма Яньсун
Ма Яньсу́н (马岩松, пиньинь Mǎ Yánsōng) (род. 1975, Пекин), китайский архитектор, теоретик архитектуры, дизайнер.
Получил степень бакалавра в Пекинском университете гражданского строительства и архитектуры (1994), затем степень магистра в Йельском университете в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), где учился у З. Хадид (2002). Обратил на себя внимание публики студенческим проектом «Парящий остров» («Восстановленный ВТЦ»; 2001–2002; офисы и досуговые учреждения в ландшафте с парком и озером, поднятые на опорах над Манхэттеном), созданным по заданию спроектировать новое сооружение вместо Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, разрушенного в результате террористического акта 11 сентября 2001 г. По мнению Ма, благодаря достижениям информационных технологий современным предпринимателям не требуется так много офисных площадей, как в эпоху «классических» небоскрёбов, поэтому вместо них можно создать многофункциональную городскую среду.
По завершении учёбы работал в архитектурных бюро З. Хадид в Лондоне и П. Айзенмана в Нью-Йорке. Вернувшись в Пекин, в 2004 г. основал мастерскую MAD Architects (MAD; на 2023 также действуют филиалы в Цзясине, Лос-Анджелесе и Риме). Руководит ею совместно с архитекторами Дан Цюнь и Хаяно Ёсукэ.
Музей искусств и истории городского округа Ордос в автономном районе Внутренняя Монголия был завершён первым из крупных построек Ма Яньсуна (проект, 2005; открыт в 2011). Уже в этой работе он начал исследовать взаимоотношения человека, природы и архитектуры: здание сложной формы напоминает валун, как будто возникший естественным образом посреди пустыни. Солнечный свет играет на металлических пластинах фасадов и проникает в интерьер через крупный проём-окулус в перекрытиях. Первым международным успехом Ма стала победа в 2006 г. в крупном конкурсе на проект жилого комплекса «Absolute World» в г. Миссиссога близ Торонто (завершён в 2012). Как и другие ранние работы архитектора, эти парные небоскрёбы (высота 175,6 м) прихотливой органической формы отмечены влиянием З. Хадид.
Гостиница в Хучжоу (провинция Чжэцзян; 2012) представляет собой гигантскую овальную арку высотой более 100 м и шириной в 116 м, которая «собирает» вокруг себя территорию курортного комплекса Sheraton Huzhou Taihu Lake Hot Spring Resort & Spa; её форма рассчитана на отражение в водах озера Тайху, на берегу которого она возведена, а светодиодная подсветка фасадов с разными сценариями освещения добавляет в проект элемент игры.
Китайский музей деревянной скульптуры в Харбине (2013) имеет вид перекрученной «балки» длиной 196 м с облицовкой из блестящей нержавеющей стали, намеренно чужеродной по отношению к типовой жилой застройке вокруг. Здесь Ма Яньсун интерпретировал природные ландшафты Северного Китая, при этом как будто размывая границы между текучим и твёрдым состоянием материи.
С 2014 г. Ма развивает и воплощает в своих проектах собственную теоретическую концепцию shanshui city («город шаньшуй»). Название отсылает к пейзажному жанру традиционной китайской живописи шаньшуй (буквально – горы-воды), для которого характерны изображения гор, рек, скал и водопадов. В основе концепции лежит стремление выстроить равноправные, уважительные отношения между природой и человечеством. Архитектура в этой схеме, сохраняя формальную смелость, становится посредником, уравновешивающим компонентом, позволяющим достичь баланса и гармонии между людьми и окружающей средой. Крупномасштабные сооружения сочетаются с малоэтажной застройкой, широко используется озеленение, в том числе вертикальное. Возникает новый ландшафт – искусственный, но при этом в полной мере органический (жилой комплекс «Fake Hills» в Бэйхае на берегу Южно-Китайского моря в Гуанси-Чжуанском автономном районе, 2015).
Работы Ma Яньсуна отличают функциональность, внимание к контексту, истории и традиции. За счёт соединения всех этих качеств ему удалось вывести параметризм (ключевые принципы творчества З. Хадид) на принципиально новый уровень. Самой значимой такой постройкой стал комплекс Большого театра в Харбине (2015) текучей органической формы, которая как будто окутывает объём центрального фойе с «гранёным» остеклением. В результате здание с белой алюминиевой облицовкой воспринимается как часть ландшафта, особенно подобный эффект заметен снежной и ветреной зимой, типичной для этой части КНР.
Две главные башни многофункционального комплекса из 10 зданий «Чаоян Парк Плаза» (2017) в Пекине своей одновременно жёсткой и как будто текучей формой напоминают слоистые скалы, а маловысотные корпуса вокруг них, наоборот, получили округлую форму, как у валунов. Жилой комплекс «Деревня горы Хуаншань» в городском округе Хуаншань (провинция Аньхой; 2017) в живописной гористой местности на берегу озера также вдохновлён принципами «города шаньшуй»: его корпуса-холмы напоминают ландшафты, изображённые на традиционных пейзажах тушью.
Отдельную тему составляет работа Ма Яньсуна с историческим наследием. Одной из первых работ, принёсших ему известность, стал проект реконструкции традиционных жилых кварталов Пекина – хутунов. Он предлагал вместо «коврового» сноса, которому эта застройка подвергалась с конца 20 в., модернизировать её, встраивая обтекаемые зеркальные объёмы, вмещающие недостающие помещения или части инфраструктуры: лестницу, детскую комнату, санузел и т. д. Был сооружён лишь один такой «пузырь» – «Hutong Bubble 32» (2008). В проекте пекинского детского сада «Юэчэн» (реализован в 2020) новый объём, как лава, поглощает и таким образом защищает фрагмент традиционной жилой застройки типа сыхэюань, датированный 1725 г. При этом на верхнем уровне здания создана яркая игровая площадка с перепадом рельефа.
Стадион в Цюйчжоу (провинция Чжэцзян; 2021) стал первым реализованным объектом в большом спортивном кампусе общей площадью более 70 га. Он практически полностью скрыт под зелёным газоном, став на начало 2020-х гг. самым крупным в мире сооружением с теплозащитным земляным покровом. В гигантском комплексе социального жилья «Байцзывань» в Пекине (2021) воплотились размышления Ма Яньсуна на актуальную для мегаполисов Китая тему качества массового жилья. Чтобы уйти от ощущения «каменного гетто» и создать комфортную, не лишённую индивидуальности среду, застройку разбили на 12 отдельных корпусов различной формы, организовали шесть парковых зон, разнообразные детские площадки и даже огороды, соединив всё кольцевой системой дорожек. Пространства комплекса поделены на два уровня: нижний отвечает за связь с окружающим городом и открыт для всех, а верхний предназначен только для жильцов.
Среди других проектов архитектора на родине – терминалы аэропортов и иные объекты транспортной инфраструктуры, музеи и культурные центры, концертный зал Китайской филармонии в Пекине (в процессе реализации; по данным 2023, открытие намечено на 2024).
Ма Яньсун – первый и единственный на начало 2020-х гг. китайский архитектор, успешно работающий в странах Запада. Наряду с уже сданными жилыми комплексами («Gardenhouse» в г. Беверли-Хиллз, штат Калифорния, 2020; UNIC в Париже, 2022), его самый заметный проект – огромное здание Музея нарративного искусства Дж. Лукаса в Лос-Анджелесе (строительство идёт с 2018).
Ма также работает в малом масштабе, на грани архитектуры и современного искусства. В рамках японского триеннале Этиго-Цумари его бюро создало постоянную инсталляцию в тоннеле, идущем вдоль ущелья Киёцу в префектуре Ниигата (2018). На протяжении 750 м здесь последовательно воплощены художественными и архитектурными средствами пять стихий восточноазиатской традиции: земля, вода, огонь, металл и дерево. Пандус и смотровая площадка для Музея миграции FENIX в Роттердаме (реализация ведётся с 2020) поставят будущих посетителей в положение провожающих суда с их родными и друзьями. Архитектор смело и точно работает с цветом, среди примеров – инсталляция «Вневременной маяк» в Фошане (провинция Гуандун; 2023), где при помощи цветных лент, рыбацких сетей, зеркальных поверхностей и светодиодной подсветки заброшенное здание рынка превращено в привлекательный радужный объект.
Ма Яньсун как сценограф оформил премьерную постановку оперы «Великий поход» композитора Инь Цина в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине (2016; о «Великом походе», положенном в основу сюжета оперы, см. в статье Гражданская война в Китае 1927–1937). Ма занимается промышленным дизайном («Аквариум», синтетическая смола, 2004, Музей M+, Гонконг): сотрудничал с компаниями Vertu, Alessi, Artemide, Dior, Sawaya & Moroni и др.
На начало 2020-х гг. преподаёт в Пекинском университете гражданского строительства и архитектуры, в Университете Цинхуа (Пекин) и в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.