Чжан Чжи
Чжан Чжи (張芝, пиньинь Zhāng Zhī; Бай-ин, 伯英) (дата рождения неизвестна, округ Дуньхуан, уезд Юаньцюань, ныне уезд Гуачжоу, провинция Ганьсу – 192 или 193), китайский каллиграф. Вместе с Чжун Ю, Ван Сичжи и Ван Сяньчжи причисляется к «четвёрке гениев» (сы сянь) каллиграфии, именуется «корифеем скорописи» (цао шэн) и «родоначальником скорописи» (цаошу чжи цзу).
Старший сын Чжан Хуаня (104–181), прославленного военачальника и видного конфуцианского учёного, имевшего много учеников. Средний сын военачальника, Чжан Чан (ум. 206), стал сановником и известным каллиграфом – мастером скорописи, младший сын, Чжан Мэн (ум. 210), был чиновником.
Трудолюбивый и великолепно образованный Чжан Чжи по неизвестным причинам всю жизнь сторонился политической карьеры, хотя его неоднократно призывали ко двору. Он целиком посвятил себя каллиграфическому творчеству, что было нехарактерно для аристократов того времени. Современники прозвали его «Чжан, обретший дао» (Чжан ю дао; см. Дао), а китайские искусствоведы, различающие каллиграфов и писцов, называют его первым профессионалом в каллиграфической традиции Китая (Лю Гохуэй. 2021. С. 3).
В эпоху Хань как писцы, так и каллиграфы чаще всего писали на узких деревянных дощечках (планках), связанных между собой в свитки. Чжан Чжи вместо них использовал дорогой шёлк, а также одним из первых среди каллиграфов своего времени освоил новый, тогда всё ещё недешёвый материал – бумагу, что позволило ему превратить обычный канцелярский почерк лишу в богатый пластическими возможностями новый скорописный вид письма. Военачальник Чжан Хуань для тренировки сыновей в письме повелел сделать в своей усадьбе на берегу родникового пруда каменные столы и сидения. По преданию, Чжан Чжи столь часто промывал свою тушечницу в этом пруду, что вода в нём почернела от туши. С тех пор выражения «пруд туши» (мочи) и «копирование у пруда» (линь чи) стали метафорами увлечённых занятий каллиграфией. Чжан Чжи работал безостановочно, и его кисть покрывала письменами даже ткани, из которых шилась одежда его домочадцев (Ван Юн. 2004. С. 80).
Оригиналы произведений Чжан Чжи, как и его предшественников, не сохранились и известны только по оттискам с копий не первого порядка.
На раннем этапе своего творчества Чжан Чжи продолжал начинания каллиграфа Ду Ду (1 в.), считающегося основоположником почерка «регулярной скорописи» чжанцао, именуемой также «древней скорописью» гуцао или «протоуставной скорописью» лицао (Ли Гоцян. 2007. С. 3). В этом почерке каждый иероглиф прописывался отдельно, но часть составляющих его элементов создавалась безотрывным ведением кисти (оттиск прописи «Девятого дня восьмого месяца», почерк чжанцао, Музей Императорского дворца, Пекин). Подобный приём использовался рядовыми писцами ещё в период Цинь, т. к. он ускорял процесс письма. Ду Ду первым систематизировал и художественно интерпретировал начинания писцов; он сочетал овальные формы черт почерка чжуаньшу с изгибами черт в почерке лишу. Ученик Ду Ду, известный каллиграф Цуй Юань (78–143), в своём трактате «Энергопотоки скорописи» (草書勢) писал: «В углах нет прямоугольности, в овалах нет округлости. Опуская левые [элементы], поднимать правые [элементы], урезанные [черты] как будто подпрыгивают и обрываются, [черты] ползут [словно] звери, переступают [как] птицы, стремящиеся взлететь. [Словно] шарахающийся в испуге заяц, [словно] военачальник, преследующий убегающего [врага] <…> Высвобождаясь [от норм], порождать необычайное» (Трактаты по каллиграфии и живописи эпох Хань, Вэй и Лючао. 2004. С. 3).
Новации основоположников скорописи встречали неоднозначную реакцию со стороны консервативно настроенных современников. Литератор Чжао И (около 122 – 196) в трактате «[Возражения] против скорописи» (非草書) критиковал первых мастеров скорописи за их одержимость: «Даже когда они сидят в гостях, то не отвлекаются на беседы и забавы, а пальцами пишут на полу черты. Или же они пишут иероглифы на стенах всюду, куда только могут дотянуться» (Трактаты по каллиграфии и живописи эпох Хань, Вэй и Лючао. 2004. С. 32). Возражения противников скорописи были резонны. Неистовость скорописи исчерпывала энергию каллиграфа и подрывала его силы, а её экспрессия нарушала душевное равновесие зрителя. Для чтения скорописного текста требовалась специальная подготовка. Вместе с тем скоропись открывала для каллиграфа новые возможности пластической образности, она предоставляла альтернативные уставным почеркам композиционные решения, а её спонтанность компенсировала дисциплинарную строгость устава. С появлением скорописи каллиграфическая традиция обрела двухполюсную структуру начал инь и ян, что было необходимо для устойчивого и успешного развития искусства китайской каллиграфии.
Чжан Чжи изучал скоропись по произведениям Ду Ду и Цуй Юаня. Он трансформировал «древнюю скоропись» гуцао в «современную скоропись» цзиньцао, в которой единым росчерком прописывались сразу два соседних иероглифа (оттиск прописи «Восьмого дня второго месяца», почерк цзиньцао, Музей Императорского дворца, Пекин). Чжан Хуайгуань (8 в.) в трактате «Суть каллиграфии» (書斷) писал «В почерке чжанцао иероглифы отделены друг от друга. Чжан Чжи изменил это, создав цзиньцао. [Иероглифы] соединились в сплошной поток, [как если бы] выдёргивая тростник, прихватывали и траву, верхние и нижние [иероглифы] вплетены [друг в друга] или же окончание верхнего иероглифа является началом нижнего. Формы разъединений и сцеплений [графем] необычны…» (Чжан Хуайгуань. 2012. С. 10).
Чжан Чжи считается автором и третьего вида скорописи – куанцао, называемой «бешеной скорописью» («неистовой скорописью»). В её случае сразу несколько иероглифов или целый столбец знаков прописывается без отрыва кисти, в связи с чем почерк именуется «письмом одним [движением] кисти» (и би шу) [оттиск прописи «О полководце» («Гуаньцзюнь те»), почерк куанцао, Музей Императорского дворца, Пекин]. Слитное написание иероглифов требовало широких амплитуд движения кисти, поэтому ещё одним названием почерка стало «крупная скоропись» дацао. Чжан Яньюань (9 в.) в трактате «Антология по каллиграфии» (法書要録) писал о том, что письмена Чжан Чжи были «проворными, как воды быстрого потока, берущего начало из щедрого источника. [Они были] сильными и быстрыми, как дракон <...> его одухотворённость (шэнь) исчерпывающей, а мышление чистым» (Чжан Яньюань. 2013. С. 11).
Все виды скорописи трудны для овладения. Абсолютно верно замечание Е. В. Завадской о необходимости укрощения авторского эго при письме «неистовой скорописью»: «Иррегулярность письма сначала была лишь случайной. Однако каллиграфы, писавшие стилем цаошу, чтобы высвободить энергию, под напором которой рождался этот стиль, сочли необходимым подчинить его конструктивной дисциплине в соответствии с требованиями своего духа и достичь таким образом совершенства в воплощении заложенной в нём идеи» (Завадская. 1983. С. 41). Таковой идеей было представление о дао как о состоянии изначальной спонтанности, порождавшей каллиграфические праформы – образы динамики всего сущего.
Чжан Чжи написал трактат «Суждения о сути [письма] кистью» (筆心論), который не дошёл до 21 в. Традиция сохранила высказывание мастера о том, что «при письме скорописью нет времени на спешку» (цунцун буся цаошу). «Нет времени» означает, что творческий акт в скорописи занимает всего несколько мгновений, к которым каллиграфу необходимо не спеша подготовиться, а именно сконцентрировать ум, успокоить психику и расслабить мышцы тела.
Среди последователей Чжан Чжи числятся Хуан Сян, Вэй Дань (179–253), Вэй Гуань (220–291), Со Цзин (239–303), Вэй Хэн (ум. 291), корифеи периода Цзинь – Ван Сичжи и Ван Сяньчжи, мастера эпохи Тан – Сунь Готин (предположительно 648–703), Чжан Сюй, Хуайсу, представители направления каллиграфической эксцентрики 16–17 вв., а также множество современных каллиграфов.
Прозвание Чжан Чжи «корифей скорописи» (цао шэн) в 21 в. стало туристическим брендом на родине этого каллиграфа. В городском округе Цзюцюань (включает в себя уезд Гуачжоу, где родился мастер) в память о Чжан Чжи создан парк, где регулярно проводятся фестивали, конкурсы и выставки современных мастеров скорописи.