Филиппины. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Филиппи́н. При испанском владычестве строились города с регулярной планировкой (Себу, 1565; Манила, 1571; Виган, 1572, исторический центр включён в список Всемирного наследия, и др.), возводились форты и культовые сооружения, часто отмеченные влиянием зодчества испанских колоний в Латинской Америке: барочная церковь Сан-Агустин в Маниле (конец 16 – начало 17 вв., архитекторы Х. Масиас, А. Эррера), храмы в русле «сейсмического барокко» с призванными выдержать землетрясения и осаду мощными стенами, приземистым силуэтом и малайскими и китайскими элементами декора – Сан-Агустин в Паоае (1694–1710), Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон в Санта-Марии (1765), Санто-Томас-де-Вильянуэва в Миагао (1787–1797; все четыре включены в список Всемирного наследия).
В базилике Санто-Ниньо в Себу (1730-е гг.) хранится почитаемый католический образ Санто-Ниньо (Младенца Христа; создан в Испании до 1521); на Филиппинах культовую скульптуру в формах барокко и классицизма создавали местные мастера (Л. Асунсьон и др.). В религиозной католической живописи середины 16 – середины 18 вв. соединилось подражание европейским образцам и влияние китайского изобразительного искусства. Среди первых примеров пейзажа – виды городов и природных ландшафтов на гравюре «Карта Филиппин» (1734, Н. де ла Крус Багай, Ф. Суарес). С начала 19 в. художники создавали портретные миниатюры, с середины 19 в. – также и полноразмерные портреты. Распространились альбомы с рисунками жителей Филиппин в народных костюмах (Д. Доминго, Х. Асунсьон и др.). Х. Луна и Ф. Р. Идальго писали в конце 19 в. масштабные полотна в духе позднего академизма, а также пейзажи и портреты. Л. Герреро, С. Флорес, Ф. Рохас использовали национальные сюжеты в пейзажах и жанровых сценах.
В период американской колониальной власти Д. Бёрнем разработал генпланы Манилы (1904–1905) и Багио (1905; оба воплощены не полностью) в русле движения «За красивый город», включавшие новые проспекты, парки, парадные общественные здания (постройки 1-й половины 20 в. в формах «испанского колониального стиля», бозар и неоклассицизма в Маниле американского архитектора У. Э. Парсонса и филиппинских зодчих Х. Арельяно, А. Толедо и др.). Сооружения в стилях модерн и ар деко часто включали в себя элементы местного зодчества (театр «Метрополитен» в Маниле, 1931, архитектор Арельяно, и др.). Ведущим архитектором Филиппин 2-й половины 20 в. был Л. Локсин, создававший постройки монументальных, часто подчёркнуто динамичных форм в русле позднего модернизма. В 1-й четверти 21 в. работают архитектурные бюро CAZA, Buensalido Architects и др.
Среди ключевых скульпторов Филиппин 1-й половины – середины 20 в. – Г. Толентино, соединявший академические и реалистические тенденции, приверженцы экспрессионизма Н. Абуэва, Э. Кастрильо (также работал как абстракционист), С. Саприд, В. Ти-Наварро. Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. скульптуры из стекла создают Р. Орлина и И. Пилапиль, темы феминизма развивает Дж. Льюч-Далена, создавая натуралистические статуи из керамики, к сюрреализму близки произведения А. Арельяно. Национальные традиции деревянной скульптуры используют Х. Араос и Р. П. Контрерас, работы, близкие к ассамблажу и инсталляции, создаёт Х. Тенсе-Руис (также работает как живописец, проводит перформансы и т. д.).
В 1-й трети 20 в. художники Т. Буэнавентура, Ф. де ла Роса и другие разрабатывали национальные сюжеты в пейзажах и жанровых сценах. В конце 1920-х – 1930-е гг. к постимпрессионизму и модернизму обращаются живописцы В. Эдадес, Г. Окампо и К. Франсиско (Ботонг Франсиско), позднее – В. Манансала, А. Магсайсай-Хо и др. C 1950 г. Манансала, Магсайсай-Хо, Э. Окампо, С. Легаспи, В. Отейса, Р. Табуэна, А. Лус сформировали движение «неореализма», сочетавшее элементы экспрессионизма и сюрреализма (с 1951 также и кубизма) с «барочной» трактовкой пространства и ярким колоритом. В середине 20 в. в русле геометрического абстракционизма писал полотна К. Бернардо, абстрактного экспрессионизма – Х. Хойя. Во 2-й половине 20 в. в формах экспрессионизма работали Х. де Гусман, Д. Далена; М. Париаль и Н. Бельеса сочетали экспрессионизм с народной традицией; ведущими представителями концептуального искусства были Р. Чабет и Р. Альбано.
Традиционные ремёсла включают ткачество из различных натуральных волокон, включая древесную кору, манильскую пеньку и т. п., вышивание, резьбу по дереву, плетение корзин, головных уборов, сумок, тары из ротанга, бамбука, травы и др. Дизайнеры конца 20 – 1-й четверти 21 вв. развивают эти традиции: мебель производят студии E. Murio Manila, South Sea и JB Woodcraft, плетёные предметы быта – Schema, ковры из манильской пеньки – Weavemanila. Натуральные материалы в разных сочетаниях использует дизайнер В. Сельма, плетёные сумки и предметы быта изготовляет Р. Насарено (бренд Zacarias 1925).