Изобретение шелкографии
Изобретение шелкографии. В 20–21 вв. шелкография, наравне с литографией, офортом и гравюрой на дереве, находит самое широкое применение в практике художников как способ создания авторской печатной графики. Вместе с тем шелкография – техника новая, давшая эстампу потенциал и выразительный язык, адекватный задачам современного искусства, и именно в этом заключается главная причина её популярности у современных мастеров и стремительного распространения в большинстве стран мира.
В отличие от ряда других печатных техник, в истории шелкографии отсутствуют точные, достоверно установленные свидетельства о раннем периоде её применения до 1910-х – 1920-х гг. Ясно только, что в последней четверти 19 в. сетчатые трафареты как способ нанесения орнамента на ткани уже пробовали внедрять на некоторых текстильных фабриках Европы и США.
Не прояснён до конца вопрос о приоритете в изобретении собственно шелкотрафаретного метода, характеризующегося применением жёсткой рамы, обтянутой мелкоячеистой сетчатой тканью с нанесённым на неё сквозным рисунком, через который производится печать.
Связанный с историей шелкографии документ, довольно часто упоминаемый в специальной литературе, – патент «Усовершенствования трафаретов или [того], что их касается» (London: British Patent Specification. «Improvements in or relating to stencils». № 756 A. D. 1907), заявленный 11 января 1907 г. и полученный 11 июля 1907 г. С. Саймоном, английским художником и дизайнером из г. Манчестер. В тексте патента давалось краткое описание метода изготовления печатной трафаретной формы. Указывалось, что экран (каркас с натянутой на него материей) должен быть сделан посредством натягивания шифона или другого тонкого материала на картонную или иную раму и закреплён клеем, чтобы ткань была плотно натянута. Экран мог быть любой формы и размера, но достаточным для того, чтобы перекрыть предназначенный для воспроизведения эскиз. Рамка c материей помещалась поверх образца. Изображение по контуру переносилось на ткань тонкой кистью; использовался жидкий клей. Все места, не предназначенные для печати, также заполнялись клеем, затем экран просушивался, и ткань оставалась проницаемой только в местах с изображением. Когда печатная основа была готова к использованию, она помещалась на ткань, бумагу или любой другой материал, на который предполагалось перенести композицию. Рамку следовало плотно прижать к печатной поверхности, и мягкой трафаретной кистью, через открытые ячейки ткани, продавить на неё краску, которая могла быть, согласно патенту, масляной, водорастворимой или химической. Для получения цветных изображений для каждого цвета необходимо было изготовить отдельную форму и печатать поочерёдно. Экран легко очищался и мог использоваться повторно.
Неизвестно, имел ли патент С. Саймона сколько-нибудь значительное практическое востребование. Фигурирующее в подзаголовке слово «усовершенствование» наводит на мысль о возможных предшественниках. В данной связи интересна разносторонняя деятельность одного из французских художников-декораторов эпохи модерна – Жеана Раймона (Л. Каен), открывшего около 1900 г. в Париже собственную школу, «Академию декоративных искусств», ориентированную на обучение женщин рисованию и прикладным ремёслам. Жеан Раймон как дизайнер текстиля преимущественно работал с материалами из кожи, он легализовал ряд новаторских методов в этой области; чуть ранее С. Саймона, 20 декабря 1906 г. он подал заявку на британский патент «Усовершенствования трафаретов и [того], что их касается» («Improvements in and relating to stencils». № 29, 108. 1906), а 15 августа 1907 г. получил его (во Франции изобретение было зарегистрировано уже 3 февраля 1906). Названия обоих патентов почти совпадают.
В своей заявке на двух листах Жеан Раймон подробнее, чем С. Саймон, описывал изготовление фотошаблона, давал более тщательные и конкретные сведения в отношении ткани и рамок. В частности, в патенте французского изобретателя излагалось, что для изготовления шаблона могут использоваться тонкие ткани (из шёлковых и хлопковых волокон, например шёлковый газ), которые следовало закрепить на деревянной или металлической раме. Жеан Раймон обозначил свою технику как silk screen (с англ. – шёлковый экран), впервые употребив термин для этой техники.
Впрочем, и раньше регистрировались патенты на трафаретные печатные устройства, предназначавшиеся для создания надписей или декорирования текстиля, в которых использовались тонкие ткани типа газа. В 1879 г. англичанин Дж. Дж. Сакс предлагал применить подобную ткань для скрепления трафаретов. Бельгиец Ф. Сорёр получил немецкий патент в 1893 г. за разработку способа декорирования текстиля с помощью пресса, печатающего через трафарет на сетчатой ткани, зафиксированной на раме. Иммигрировавший в США француз А. Верикэль в 1902 г. описывал станок под названием «Способ украшения тканей» (англ. «Means for decorating fabrics»), предназначенный для печати на текстиле и предметах домашнего обихода, в котором бумажный шаблон должен крепиться на шёлковой ткани. В его патенте впервые отображено применение ракеля (инструмента для продавливания краски сквозь ячейки ткани на запечатываемый материал). В 1903 г. подавал заявку на патент США текстильный дизайнер Х. Дж. Дикс (трафаретом служил покрытый воском шёлковый газ, натянутый на раму).
Во Франции для печати на бумаге, параллельно с традиционным пошуаром (трафаретом), подобные техники локально применяли с последней четверти 19 в. Так, сохранились единичные экземпляры фолианта «Гармония цветов» («L’harmonie des couleurs», 1880), монографии художника-декоратора Э. Гишара, богато иллюстрированной, включающей изысканные литографские композиции и множество цветных плакатных листов, выполненных в технике шелкотрафаретной печати насыщенными водорастворимыми красками.