Изобретение шелкографии
Изобретение шелкографии. В 20–21 вв. шелкография, наравне с литографией, офортом и гравюрой на дереве, находит самое широкое применение в практике художников как способ создания авторской печатной графики. Вместе с тем шелкография – техника новая, давшая эстампу потенциал и выразительный язык, адекватный задачам современного искусства, и именно в этом заключается главная причина её популярности у современных мастеров и стремительного распространения в большинстве стран мира.
В отличие от ряда других печатных техник, в истории шелкографии отсутствуют точные, достоверно установленные свидетельства о раннем периоде её применения до 1910-х – 1920-х гг. Ясно только, что в последней четверти 19 в. сетчатые трафареты как способ нанесения орнамента на ткани уже пробовали внедрять на некоторых текстильных фабриках Европы и США.
Не прояснён до конца вопрос о приоритете в изобретении собственно шелкотрафаретного метода, характеризующегося применением жёсткой рамы, обтянутой мелкоячеистой сетчатой тканью с нанесённым на неё сквозным рисунком, через который производится печать.
Связанный с историей шелкографии документ, довольно часто упоминаемый в специальной литературе, – патент «Усовершенствования трафаретов или [того], что их касается» (London: British Patent Specification. «Improvements in or relating to stencils». № 756 A. D. 1907), заявленный 11 января 1907 г. и полученный 11 июля 1907 г. С. Саймоном, английским художником и дизайнером из г. Манчестер. В тексте патента давалось краткое описание метода изготовления печатной трафаретной формы. Указывалось, что экран (каркас с натянутой на него материей) должен быть сделан посредством натягивания шифона или другого тонкого материала на картонную или иную раму и закреплён клеем, чтобы ткань была плотно натянута. Экран мог быть любой формы и размера, но достаточным для того, чтобы перекрыть предназначенный для воспроизведения эскиз. Рамка c материей помещалась поверх образца. Изображение по контуру переносилось на ткань тонкой кистью; использовался жидкий клей. Все места, не предназначенные для печати, также заполнялись клеем, затем экран просушивался, и ткань оставалась проницаемой только в местах с изображением. Когда печатная основа была готова к использованию, она помещалась на ткань, бумагу или любой другой материал, на который предполагалось перенести композицию. Рамку следовало плотно прижать к печатной поверхности, и мягкой трафаретной кистью, через открытые ячейки ткани, продавить на неё краску, которая могла быть, согласно патенту, масляной, водорастворимой или химической. Для получения цветныхПортрет Жеана Раймона. Фото из журнала: La Revue du Bien dans la Vie et dans l'Art. Paris, 1904. P. 9.
Национальная библиотека Франции, Париж. изображений для каждого цвета необходимо было изготовить отдельную форму и печатать поочерёдно. Экран легко очищался и мог использоваться повторно.
Неизвестно, имел ли патент С. Саймона сколько-нибудь значительное практическое востребование. Фигурирующее в подзаголовке слово «усовершенствование» наводит на мысль о возможных предшественниках. В данной связи интересна разносторонняя деятельность одного из французских художников-декораторов эпохи модерна – Жеана Раймона (Л. Каен), открывшего около 1900 г. в Париже собственную школу, «Академию декоративных искусств», ориентированную на обучение женщин рисованию и прикладным ремёслам. Жеан Раймон как дизайнер текстиля преимущественно работал с материалами из кожи, он легализовал ряд новаторских методов в этой области; чуть ранее С. Саймона, 20 декабря 1906 г. он подал заявку на британский патент «Усовершенствования трафаретов и [того], что их касается» («Improvements in and relating to stencils». № 29, 108. 1906), а 15 августа 1907 г. получил его (во Франции изобретение было зарегистрировано уже 3 февраля 1906). Названия обоих патентов почти совпадают.
В своей заявке на двух листах Жеан Раймон подробнее, чем С. Саймон, описывал изготовление фотошаблона, давал более тщательные и конкретные сведения в отношении ткани и рамок. В частности, в патенте французского изобретателя излагалось, что для изготовления шаблона могут использоваться тонкие ткани (из шёлковых и хлопковых волокон, например шёлковый газ), которые следовало закрепить на деревянной или металлической раме. Жеан Раймон обозначил свою технику как silk screen (с англ. – шёлковый экран), впервые употребив термин для этой техники.
Впрочем, и раньше регистрировались патенты на трафаретные печатные устройства, предназначавшиеся для создания надписей или декорирования текстиля, в которых использовались тонкие ткани типа газа. В 1879 г. англичанин Дж. Дж. Сакс предлагал применить подобную ткань для скрепления трафаретов. Бельгиец Ф. Сорёр получил немецкий патент в 1893 г. за разработку способа декорирования текстиля с помощью пресса, печатающего через трафарет на сетчатой ткани, зафиксированной на раме. Иммигрировавший в США француз А. Верикэль в 1902 г. описывал станок под названием «Способ украшения тканей» (англ. «Means for decorating fabrics»), предназначенный для печати на текстиле и предметах домашнего обихода, в котором бумажный шаблон должен крепиться на шёлковой ткани. В его патенте впервые отображено применение ракеля (инструмента для продавливания краски сквозь ячейки ткани на запечатываемый материал). В 1903 г. подавал заявку на патент США текстильный дизайнер Х. Дж. Дикс (трафаретом служил покрытый воском шёлковый газ, натянутый на раму).
Во Франции для печати на бумаге, параллельно с традиционным пошуаром (трафаретом), подобные техники локально применяли с последней четверти 19 в. Так, сохранились единичные экземпляры фолианта «Гармония цветов» («L’harmonie des couleurs», 1880), монографии художника-декоратора Э. Гишара, богато иллюстрированной, включающей изысканные литографские композиции и множество цветных плакатных листов, выполненных в технике шелкотрафаретной печати насыщенными водорастворимыми красками.