Картина Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна»: новый облик после реставрации 2021 г.
Картина Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна»: новый облик после реставрации 2021 г. В рамках выставки «Johannes Vermeer. Vom Innehalten», проходившей в Дрезденской картинной галерее (ДКГ) с сентября 2021 по январь 2022 г., публике было представлено после реставрации произведение Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657–1659, ДКГ).
Спустя несколько веков полотно обрело изначально задуманный автором вид: был снят пожелтевший поздний слой лака и возвращён характерный вермееровский холодный колорит, а также расчищена «картина в картине» – крупное изображение Купидона на заднем плане.
Известно, что в произведениях Вермеера действие часто происходит в одних и тех же интерьерах, по-видимому в реальных комнатах делфтского дома самого художника. Для своих картин мастер также многократно использовал одни и те же предметы (мебель, картины, географические карты, шпалеры, аксессуары, керамику), очевидно принадлежавшие его семье. Отец художника Рейнир Янсзон занимался продажей произведений искусства, и тот унаследовал его дело. В доме Вермеера имелись принадлежавшие ему полотна других мастеров, а также работы из коллекции его тёщи Марии Тинс, чья зажиточная семья была связана с художественными кругами Утрехта. Картина с Купидоном, судя по всему, постоянно находилась у художника, поскольку, кроме дрезденского полотна, она представлена по меньшей мере ещё в трёх произведениях Вермеера: «Дама, стоящая у вирджинала» (около 1670–1672, Национальная галерея, Лондон) и «Прерванный урок музыки» (около 1658–1659, Собрание Фрик, Нью-Йорк); правую нижнюю часть этой картины, где видна лишь нога божества, можно видеть в картине «Спящая девушка» (около 1656–1657, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Вероятно, реальное полотно с Купидоном было произведением Ц. ван Эвердингена: оно фигурирует в описи имущества (1676), принадлежавшего вдове Яна Вермеера – Катарине Болнес. Эта не дошедшая до нас картина, в свою очередь, могла быть вдохновлена книгой Отто ван Веена «Amorum Emblemata» (1608), где приведена серия изображений купидонов с высказываниями о любви разных поэтов и философов. Изображение Купидона, схожее с воспроизведённым у Вермеера, сопровождается цитатой из Аристотеля (Никомахова этика. IX. 10) о подлинной любви.
Интерьерные сцены Яна Вермеера, несмотря на свою видимую лаконичность, наполнены предметами, чьё символическое значение легко считывалось современниками. Важную роль в раскрытии сюжета играют и украшающие стены полотна. На дрезденской картине стоящая перед открытым окном девушка глубоко погружена в чтение письма. Композиция построена таким образом, словно приглашает зрителя полюбоваться пойманным мгновением за приоткрывающим сцену зелёным занавесом в духе обманки. В то же время массивный, покрытый тяжёлым ковром стол создаёт композиционный «барьер» на переднем плане, не давая проникнуть глубже в пространство картины, оставляя девушку в тишине и сосредоточенности. Легко представить, что в сюжете полотна речь идёт о любовном послании: на его эротический характер намекают персики и яблоки в натюрморте в передней части картины – символ грехопадения Адама и Евы, а с раскрытием картины с Купидоном любовный контекст стал ещё более очевидным. Для Вермеера, по-видимому, было важным подчеркнуть это значение, поскольку фигура покровителя любви играет доминирующую роль в композиции: большая картина в раме занимает половину всего пространства полотна, а изображение Купидона сопоставимо по высоте с фигурой девушки.
Тщательное изучение картины выявило ещё несколько деталей, важных для понимания творческого подхода художника. Рентгеновский анализ показал, что Вермеер изначально написал фигуру девушки меньше размером, чуть повёрнутой назад и наклонённой к окну. Этот замысел прослеживается и сейчас – по отражению её лица в оконном стекле, которое не соответствует финальному расположению фигуры. Позднее Вермеер сделал профиль девушки геометрическим центром всей картины. Ещё одной находкой при лабораторных исследованиях стал бокал-рёмер на переднем плане, по масштабу сопоставимый с фигурой девушки: он должен был стать частью обманки, наряду с иллюзионистическим занавесом и деревянной рамой, изображённой на холсте, – и принадлежать «миру зрителя». Аналогичные приёмы можно найти в живописи делфтской школы 17 в. Однако в итоге Вермеер, добиваясь идеального композиционного баланса, изменил позу и масштаб фигуры девушки, а также отказался от перегружавшего передний план изображения бокала.
Эта картина открывает серию лаконичных, уединённых домашних интерьеров Вермеера, где главную роль играет занятая повседневными делами женщина. И уже в этой ранней работе художник, оттачивая до совершенства каждую деталь изображения (что и подтвердил лабораторный анализ), смог выстроить гармоничный завершённый образ. В этом отношении «Девушка, читающая письмо...» стала эталоном для всех его последующих интерьерных сцен.
В 18–19 вв. картина подвергалась неоднократной реставрации, о чём свидетельствуют записи в архивах ДКГ (перенос картины на новый холст, очищение поверхности, снятие старых и нанесение новых слоёв лака). В 1965 г. были проанализированы образцы краски, и во время снятия лака стало очевидным, что живописный слой второго плана в центре отличается от других частей картины. Уже в 1979 г. рентгеновское исследование показало, что там находится закрашенное изображение картины с обнажённым Купидоном, но длительное время считалось, что Вермеер сам скрыл его в ходе работы над полотном.
В 2010 г. в рамках подготовки к выставке «Der frühe Vermeer» (сентябрь – ноябрь 2010, ДКГ) были тщательно изучены особенности живописной техники и степень сохранности полотна.
В 2017 г. стартовал масштабный проект отдела реставрации ДКГ и лаборатории археометрии дрезденской Высшей школы изобразительных искусств, Исследовательского института Дорнера (подразделение Баварских государственных художественных собраний в Мюнхене), Рейксмюсеума (Амстердам) и лондонской Национальной галереи по всестороннему изучению и реставрации картины. Перед началом работы прошёл симпозиум (март 2017), в котором приняли участие учёные из Амстердама, Копенгагена, Вены и Дрездена.
Первый этап реставрации включал в себя снятие пожелтевшего от времени многослойного лакового покрытия 19 в., скрывавшего утончённый холодный колорит. Исследования структуры красочного слоя в археометрической лаборатории показали, что между авторскими слоями и краской, которой было покрыто изображение Купидона, содержатся дополнительные слои связующего и загрязнение: следовательно, между завершением картины, включая изображение божества, и нанесением этой краски должно было пройти несколько десятилетий, в течение которых на картину воздействовал свет, оседали пыль и копоть. Таким образом, сам художник не мог внести эти изменения в своё полотно. Эти изменения были сделаны предположительно в 1742 г., когда картина попала в Дрезден из французской коллекции князей Кариньяно, в соответствии с художественными вкусами того времени.
После всестороннего анализа (рентгенограмма, инфракрасная рефлектограмма, макрорентгеновский флуоресцентный анализ MA – RFA, исследование стереомикроскопом), а также сравнения архивных данных было принято решение снять позднюю краску при помощи скальпеля под контролем микроскопа. Это долгий и кропотливый способ единственный позволял сохранить связующие слои между авторскими красками и поздним закрасом, что особенно важно, т. к. это связующее, возможно, последний из сохранившихся слоёв лака, нанесённых рукой самого Вермеера.
С 2019 г. картину не раз показывали прессе и широкой публике на разных этапах реставрации с частично раскрытым изображением Купидона. Более двух с половиной лет занял процесс расчистки, и в окончательном виде полотно предстало в 2021 г. на выставке в ДКГ в своём первоначальном колорите и композиции (Johannes Vermeer. Vom Innehalten. Dresden, 2021). Куратор выставки У. Нейдхардт отметила: «“Девушка, читающая письмо у открытого окна” фундаментально изменила свой вид, и должна быть теперь заново рассмотрена и "прочитана"» (Pressekonferenz «Johannes Vermeer. Vom Innehalten» 09.09.2021 // Youtube. 0:29:32). Принимая во внимание немногочисленность дошедшего до нас наследия Яна Вермеера (около 35 работ), восстановление первоначального облика этого раннего произведения может оказать влияние на научную оценку всего творчества мастера.