«Девушка с жемчужной серёжкой»
«Де́вушка с жемчу́жной серёжкой» (нидерл. Meisje met de parel), картина Я. Вермеера, один из самых прославленных портретов в мировой истории искусства. Написана около 1665 г. маслом на холсте (44,5 х 39 см).
Вероятнее всего, картина принадлежала одному из главных заказчиков Вермеера – П. К. ван Рёйвену, а затем перешла по наследству его дочери Магдалене, в семью её мужа, печатника Я. А. Диссиуса. Он унаследовал через свою супругу большое число работ художника; после смерти Диссиуса работа была продана на торгах в Амстердаме в 1696 г. Далее её следы теряются до 1881 г., когда на аукционе в Гааге её приобрёл за более чем скромную сумму коллекционер А. A. дес Томбе (1818–1902), завещавший картину гаагскому музею Маурицхёйс, которому она и перешла после его смерти; в Маурицхёйсе картина находится и в начале 21 в.
Будучи одним из самых узнаваемых образов живописи, «Девушка с жемчужной серёжкой» сохраняет ореол загадочности: отсутствуют какие бы то ни было детали или фон, способные указать на контекст этого портрета. На большинстве произведений Вермеера изображены женщины, но, как и в других случаях, неизвестно, кто именно героиня этого портрета. По одной из версий (П. Т. А. Свилленс), в качестве модели художнику позировал кто-то из домочадцев, возможно, старшая дочь художника Мария, которой на момент написания картины было 12–13 лет. Иногда также указывают и на определённое сходство девушки с музой на картине Вермеера «Искусство живописи» (около 1666–1668, Музей истории искусств, Вена). Однако большинство учёных говорят о непортретности, идеализированности изображения (А. Уилок). По иконографии картину скорее можно отнести к популярному в Голландии того времени жанру трони (от нидерл. tronie – голова) – поясному или поплечному изображению анонимных, часто миловидных персонажей для украшения интерьера. Похожую композицию можно найти в менее знаменитом произведении Вермеера «Портрет молодой женщины» (около 1665–1667, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Ярко освещённая фигура на тёмном, нехарактерно пустом, в отличие от большинства произведений Вермеера, фоне приковывает внимание зрителя. Сформулированный ещё в трактатах Леонардо да Винчи принцип размещения портрета на тёмном фоне, придающий фигуре дополнительную объёмность и значимость, был хорошо известен живописцам 17 в., недаром за картиной «Девушка с жемчужной серёжкой» закрепилось прозвище «северная Джоконда» («северная Мона Лиза»). Однако последнее лабораторное исследование (2018–2020, проведено музеем Маурицхёйс совместно с европейскими и американскими институтами, глава исследовательской группы – Э. Вандивере) установило, что фон не был изначально однородно чёрным, как это видится теперь: на заднем плане располагалась зелёная драпировка занавеса, часто встречающаяся в других произведениях голландской живописи 17 в. и в ряде работ самого Вермеера. С течением времени зелёный, полученный путём использования полупрозрачных органических пигментов жёлтого (резедовая жёлтая) и синего (индиго) цветов, исчез, оставив изначально угольную чёрную основу. Также в ходе исследования было выявлено, что Вермеер использовал ультрамарин при написании тюрбана – чрезвычайно дорогой пигмент, получаемый из афганской ляпис-лазури и редко применявшийся в 17 в. из-за своей стоимости, что подтвердило данные учёных о благополучном финансовом положении художника, давшем ему широкие возможности для творчества.
Второй цветовой акцент, помимо синего, золотистые одежды модели. Вермеер часто изображал женщин именно в жёлтых костюмах, однако здесь фактура одеяния дана максимально лаконично, дабы не загружать изображение излишними деталями, концентрируя внимание зрителя на лице модели. Лишь экзотический тюрбан и крупная жемчужина – вот и все детали портрета.
Тюрбан неизменно интриговал исследователей, т. к. подобный аксессуар нечасто встречается на полотнах голландских художников 17 в. Это могло быть данью моде на экзотику, связанной отчасти с расцветом деятельности Ост-Индской компании (привозившей в Нидерланды, среди прочего, необычные туалеты и украшения) или же, как предполагают отдельные историки (в частности, У. Лидтке), влиянием других художников. Возможными ориентирами называют «Портрет юноши в тюрбане» М. Свертса, произведения Рембрандта и даже «Портрет мужчины в красном тюрбане» Я. ван Эйка.
Сама же поза вполоборота и взгляд на зрителя могут быть вдохновлены, по мнению некоторых авторов (Р. Уэрта), такими итальянскими образцами, как «Портрет Биндо Альтовити» Рафаэля или «Портрет Беатриче Ченчи» круга Г. Рени.
Другая экзотическая деталь портрета, жемчужина, изображена Вермеером весьма условно – она сформирована ярким белым импасто и более тонкими белыми мазками внизу, передающими рефлекс света в каплеобразной форме. Вновь опущены «излишние» детали: нет ни крючка, ни цепочки, за которую серёжка подвешена к уху. Размер и её идеальная форма свидетельствуют о том, что, скорее всего, здесь художник дал волю своей фантазии, гипертрофируя реальную серёжку меньшего размера, или использовал искусственный жемчуг, распространённый в Европе той эпохи. Жемчуг часто встречается в работах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», 1663–1665, Государственные музеи Берлина; «Хозяйка и служанка», 1666–1667, Собрание Фрик, Нью-Йорк; «Женщина с весами», около 1664, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Его символическое значение на картинах того времени чрезвычайно многогранно: это и метафора духовной чистоты и женской красоты, и в то же время знак достатка и благородного происхождения носящей его женщины.
Размещение фигуры девушки непосредственно у края картины, разворот вполоборота и взгляд, направленный точно на зрителя, создают эффект прямого контакта между аудиторией и моделью. Тончайшими мазками написано её лицо: блики света на полуоткрытых губах, зрачках и еле заметный отсвет белоснежного воротника на левой щеке как повторение полукруглого светового рефлекса у жемчужины, а также нанесённые поверх основных тонов полупрозрачные лессировки – всё образует вибрирующую, «дышащую» поверхность.
Тщательный баланс всех элементов изображения, лаконичность деталей и виртуозность живописи формируют вневременной универсальный образ, неизменно вдохновляющий многочисленные литературные, изобразительные и кинематографические произведения: роман английской писательницы Т. Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» (1999, русский перевод – 2007) и его одноимённая экранизация (2003, режиссёр П. Уэббер); граффити Бэнкси «Девушка с пирсингом барабанной перепонки» (Бристоль, 2014) и др.