Заупокойный храм Рамсеса III
Заупоко́йный храм Рамсе́са III в Мединет-Абу, один из крупнейших храмовых комплексов Древнего Египта. Построен в царствование Рамсеса III в южной части Фиванского некрополя.Местоположение комплекса археологических памятников Фиванского некрополя на карте Египта. Границы государств показаны по состоянию на 1 октября 2022 г. Полное древнеегипетское название: 1wt nt ḥḥw m rnpwt Wsr-MꜢꜤt-RꜤ Mri-Jmn ẖnmt-nḥḥ m pr Jmn ḥr imnt WꜢst («Дом миллионов лет Усермаатра Мериамона Единый с Вечностью во владении Амона на западе Уасет») (реконструировано по: Murnane. Medinet Habu. 1999. P. 483; Murnane. Thebes … 1999. P. 815; Hölscher U. The excavation of Medinet Habu. Vol. 3. Chicago, IL, 1941. P. 1–2; Nelson. 1942. P. 127–132). Оно включает тронное имя Рамсеса III (Усермаатра Мериамон) и древнеегипетское название г. Фивы (Уасет).
Возведённый из песчаника храм был окружён тремя линиями ныне утраченных зубчатых крепостных стен (внутренняя, большая или вторая, внешняя) из сырцового кирпича с башенками по всему их периметру (чем отличался от остальных известных древнеегипетских храмов). Площадь территории в пределах внешней крепостной стены составляла около 88 тыс. м2, площадь самого храма – около 7,6 тыс. м2. В период расцвета в собственности или распоряжении храма находилось 62 626 человек («голов»; согласно Большому папирусу Харриса, хранящемуся в Британском музее в Лондоне). Архитектор Паири Сутемхеб. Храм достаточно хорошей сохранности, неоднократно становился объектом археологических, архитектурных и эпиграфических исследований как основной объект комплекса памятников Мединет-Абу (в современной литературе распространено условное наименование храма по названию всего комплекса – «храм Мединет-Абу» и т. п.).
По оценке немецкого архитектора и египтолога У. Хёльшера, «только здесь можно надеяться прийти к полному пониманию оригинального плана по нулевой отметке фараоновского заупокойного храма» (Hoelscher U. The architectural survey of the Great Tepmle and Palace of Medimet Habu // Nelson. 1929. P. 38). Храм отличался богатейшим письменно-изобразительным декором (полихромные иероглифические надписи, рельефы, изразцы) и, по замечанию исследователей, служил памятником царских побед (Перепёлкин. 2000. С. 363).
Храм и постройки в пределах внутренней крепостной стены
По своей планировке заупокойный храм Рамсеса III сходен с взятым за образец Рамессеумом и представлял собой правильный четырёхугольник, вытянутый с юго-востока на северо-запад на 150–155 м (в литературе для удобства обычно устанавливается условная ориентация восток–запад; при дальнейшем описании в тексте используется географическая ориентировка).Надпись о победе Рамсеса III над ливийцами. Первый пилон храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Луксор (Египет). Новое царство. Вход в него с юго-восточной стороны пролегал через пилон шириной около 68 м и высотой около 24,5 м. Пилон имел две башни, между которыми находился портал с проёмом шириной 3,9 м и высотой 10,8 м, закрывавшимся массивными одностворчатыми (средние) и двустворчатыми (передние и задние) деревянными воротами. Со всех сторон пилон покрывали надписи и рельефные изображения, на которых Рамсес III убивает «вождей всех стран» перед Амоном и Амоном-Ра-Хорахти (фронтальная сторона), победоносно воюет с ливийцами, штурмует города хеттов, охотится на диких быков и др.
За входом в храм следовал первый (нижний) двор размером около 43 × 33 м. На его юго-восточной стене, образованной большим пилоном, наряду с рельефами с батальными и триумфальными сценами с участием царя размещался пространный иероглифический текст, рассказывавший о войне Рамсеса III с ливийцами в 11-й год его правления.
Вдоль правой (северо-восточной) стены двора располагались семь квадратных в сечении столбов, скреплённых со стоящими перед ними колоссальными (высота около 9,3 м) полихромными статуями Рамсеса III в образе Осириса (осирические статуи) в короне атеф, а также со стоящими у ног колоссов справа и слева фигурами принца и принцессы (высота последних близка к человеческому росту). Эту стену украшали рельефы, на которых Рамсес III штурмует сирийскую крепость, представляет ливийских и азиатских пленников фиванской триаде (богам Амону, Мут и Хонсу), участвует в различных храмовых обрядах. В стене имелась дверь, выводившая на протянувшуюся вдоль храма улицу.
Вдоль левой (юго-западной) стены нижнего двора высилось восемь круглых папирусообразных колонн с полихромными надписями и рельефами и с капителями в виде распустившегося бутона. Колонны составляли портик пристроенного к храму царского дворца, обращённого фасадом внутрь храмового двора: с «окном явлений» по центру, двумя ведшими внутрь дворца дверями и третьей (крайней справа) дверью в дворцовый двор. На фасадной стене дворца (со стороны храмового двора) были выполнены рельефные изображения, на которых Рамсес III парадно едет в колеснице посреди войска, проводит смотр своих лошадей, убивает врагов.
Дворец из сырцового кирпича занимал квадратный участок со стороной около 37 м. Выделяются два периода строительства. Раннее здание, меньших размеров, похожее на дворцы Рамессеума и расположенного на территории Мединет-Абу заупокойного храма Эйе и Хоремхеба, имело аванзал с 12 колоннами, четырёхколонный тронный зал, боковые вестибюли и другие помещения. Позднее было выстроено более высокое и обширное сооружение с двухколонным холлом и вестибюлем, тронным приёмным покоем, двумя (шести- и двухколонным) тронными залами, личными покоями, спальней, ванной комнатой, лестницей на крышу и др. Позади прилегал отдельный корпус, который Хёльшер связывал с «гаремом» Рамсеса III.
С северо-запада нижний двор ограничивал второй, малый, двухбашенный пилон (первоначальная высота не установлена) с порталом из красного гранита, к которому вёл пандус. Со стороны первого двора пилон имел большую иероглифическую надпись о победоносной войне в 8-й год правления Рамсеса III с народами моря (правая башня) и рельеф, изображавший их представление царём в качестве пленников Амону и Мут (левая башня).
Далее следовал второй (верхний) двор храма размером около 43 × 38 м, представлявший собой перистиль, чьи боковые портики имели по пять круглых папирусообразных колонн с капителями в виде закрытого бутона.Северный угол второго (верхнего) двора заупокойного храма Рамсеса III. Портики, перпендикулярные продольной оси храма, имели по восемь прямоугольных в сечении столбов с соединёнными с ними осирическими статуями Рамсеса III. Северо-западный (противоположный входу во двор) осирический портик был дополнен вторым рядом круглых папирусообразных колонн и стоял на возвышении (террасе), на которое вёл пандус. По обе стороны пандуса располагались две колоссальные (предположительная высота 10–11 м) сидящие статуи Рамсеса III из белого известняка (сохранились только пьедесталы).
Со стороны второго двора малый пилон украшали надписи и рельефы, на которых Рамсес III сражается с ливийцами, участвует в празднике Мина, боги Верхнего и Нижнего Египта ведут Рамсеса III к Амону-Ра и др. На рельефах других стен второго храмового двора представлен Рамсес III, который празднует победу над ливийцами, участвует в праздниках Мина и Сокара, в подношении даров перед ладьями фиванской триады, в различных обрядах с богами Амоном-Ра, Мут, Гором, Сетом, Хатхор, Исидой, Осирисом, Птахом и др. На юго-западной стене также была нанесена иероглифическая надпись о войне с ливийцами в 5-й год правления Рамсеса III. Посередине этой стены находилась дверь, ведшая на улицу и, возможно, к водному источнику близ храма.
За северо-западным портиком второго двора храма следовал большой гипостильный зал размером 26,3 × 18,9 м с 24 колоннами (в глубину четыре ряда по шесть колонн). Восемь крупнейших колонн высотой около 9,3 м (остальные около 7 м) образовывали центральный неф, над которым было надстроено повышенное перекрытие с боковыми оконными проёмами по принципу клеристория для освещения зала. Стены зала покрывали многочисленные рельефы с изображениями Рамсеса III, который участвует в богослужениях и различных обрядах (приношение вина, цветов и благовоний, очищение, ритуальные танцы и др.) с Атумом, Амоном-Ра, Мут, Ра-Хорахти, Хатхор, Гором, Исидой, Нефертумом и другими богами, дарует пленников и сокровища фиванской триаде, коронуется Амоном-Ра в присутствии Мут, Хонсу и Тота и др.
Справа вдоль зала располагались четыре часовни, из которых по одной посвящено Рамсесу III, Осирису и Птаху, а в четвёртой, возможно, хранилась священная ладья Птаха-Сокара, а также т. н. бойня, получившая название из-за настенных рельефов со сценами жертвоприношения крупного рогатого скота и птицы. Однако, по мнению Хёльшера, здесь вряд ли могли убивать животных, поскольку помещения «бойни» не были для этого приспособлены (Hölscher U. The excavation of Medinet Habu. Vol. 3. 1941. P. 13–14). Слева от зала находились пятикомнатная сокровищница с рельефами Рамсеса III, подносящего богам (Амону-Ра, Мут и др.) различные ценности (золото, серебро, самоцветы, благовония и пр.), и часовня Рамсеса II.
За большим гипостильным залом следовали два одинаковых восьмиколонных малых гипостильных зала размером 16,8 × 8,4 м каждый. Во втором из них между колоннами вдоль центрального прохода были установлены две двойные статуи из красного гранита (каждая пара обращена лицом к другой паре): Рамсес III с Мут (слева) и Рамсес III с Тотом (справа). Стены залов не сохранились.
Справа от малых гипостилей находилось святилище Ра-Хорахти с рельефами Рамсеса III, участвующего в различных ритуалах с этим и другими богами. Слева – помещение с двумя колоннами, относящееся к заупокойному культу, откуда через промежуточную комнату вёл проход в святилище Осириса. Святилище представляло собой зал размером 8,0 × 3,3 м с «астрономическим» потолком, на котором изображались планеты, созвездия и календарь (аналогичные изображённым в первом малом гипостильном зале Рамессеума), и с нанесёнными на стены рельефами, на которых Рамсес III поклоняется Анубису, совершает жертвоприношения и возлияния Осирису, Амону-Ра и другим богам.
За вторым малым гипостилем находилась комната размером около 8,1 × 8,6 м с четырьмя колоннами, где, вероятно, хранилась ритуальная ладья Амона, а в соседних с ней двух комнатах – ладьи Мут и Хонсу. За ними вдоль задней стены храма располагалось святилище Амона, включавшее ряд сообщающихся помещений с настенными надписями и рельефными изображениями Рамсеса III, совершающего различные ритуалы перед Амоном и другими богами.
С внешней стороны стены храма также насыщены надписями и рельефными изображениями. На северо-восточной стене между двумя пилонами представлен Рамсес III, который штурмует хеттскую и сирийскую крепости, преследует разбитых ливийцев, берёт в плен вражеских вождей, демонстрирует ливийских пленников Амону и Мут, а сирийских – Амону и Хонсу и др. Надписи и рельефы после второго пилона посвящены тому, как Рамсес III победоносно воюет с ливийцами и народами моря на суше и на воде, представляет их в качестве пленников фиванской триаде, охотится на львов и пр. На задней (северо-западной) стене храма приведены рельефы, на которых Рамсес III сражается с нубийцами, ведёт их в качестве пленников к Амону и Мут, благословляется Амоном на войну с ливийцами и др. На юго-западной стене (слева от малого пилона) был вырезан большой календарь праздников (Долины, Неба, Сотис, Опет, Амона, Хатхор, Эннеады и др.) и поступления в храм различных приношений (продуктов питания, напитков, благовоний и др.) – крупнейшая из дошедших до нас древнеегипетских иероглифических надписей (участок стены около 80 м в длину; свыше 1,4 тыс. строк). Здесь также располагались рельефы с изображением Рамсеса III, предстоящего перед фиванской триадой и богиней Маат.
К храму, отделённые от него мощёной улицей шириной 3–3,5 м, с трёх сторон прилегали следующие постройки: большое административное здание и, вероятно, канцелярия; многочисленные склады с рядами коротких и длинных камер шириной до 3,2 м с арочными сводами; различные мастерские, дворы с водными источниками и, возможно, прудом и садом, в который вёл ход из дворцового «гарема», и др. Храм и перечисленные постройки были обнесены внутренней крепостной стеной высотой около 15 м, толщиной около 6 м у основания и 2 м у гребня.
Причал
Приблизительно в 140 м к юго-востоку от первого пилона храма располагался сооружённый ранее храма каменный причал в виде квадратной платформы с двумя спускавшимися к воде боковыми лестницами. К причалу был проведён канал от реки Нил или от подходившего к Фиванскому некрополю древнего нильского рукава, пересохшего к концу Нового царства (Holocene fluvial history … Fig. 3, 6). От причала к храму вела прямая каменная мостовая, проходившая через ворота внешней и большой крепостных стен и доходившая до первого пилона храма (ворот внутренней стены).
Внешняя и большая (вторая) крепостные стены
Высота внешней крепостной стены составляла около 4,5 м, что было ниже остальных крепостных стен вокруг храма (вероятно, она осталась незаконченной). С юго-восточной стороны её облицевали камнем (позднее украшена рельефами, на которых изображён Рамсес VI перед различными богами). Юго-восточные ворота стены были оформлены двумя каменными сторожевыми башенками, покрытыми снаружи настенными надписями и рельефами Рамсеса III и, позднее и более многочисленными, Рамсеса IV, подносящих цветы, благовония и другие дары богам Амону-Ра, Амонет, Мут, Хонсу и др.
Большая (вторая) крепостная стена имела толщину у основания 10–11 м, высоту свыше 18 м и опоясывала храм почти правильным прямоугольником площадью около 210 × 315 м по внешнему контуру (северо-западная треть северо-восточного фаса была несколько отклонена к западу от основной оси). Дорога от причала проходила через монументальные укреплённые ворота (в соответствии с условной ориентацией их принято называть «восточными укреплёнными воротами», также известны как «Высокие ворота», при географической привязке – юго-восточные), воздвигнутые из кирпича и песчаника по переднеазиатским образцам (т. н. мигдол) и не имевшие аналогов в фортификации Древнего Египта.
Воротный узел включал две встроенные в стену прямоугольные в плане (шириной 8,1 м) трёх- или четырёхэтажные башни («северная» справа и «южная» слева), превышавшие высоту стены на 2 м и отстоявшие друг от друга на 7,1 м. «Восточные укреплённые ворота» заупокойного храма Рамсеса III. За ними располагался сужавшийся по мере продвижения внутрь двор [длина около 10,5 м, ширина в передней (юго-восточной) части 9,2 м, ширина в задней (северо-западной) части 5,4 м], обнесённый башнеобразным сооружением с многочисленными внутренними помещениями и воротным проходом к храму в северо-западной части (получила название «центральной башни», относительно располагавшихся по сторонам от её оси «северной» и «южной» башен). Этот проход со стороны двора закрывался поворачивавшейся в гранитных гнёздах массивной одностворчатой деревянной (возможно, обитой металлом) дверью шириной 3,8 м и высотой 5,7 м. Весь воротный узел был декорирован скульптурами, изображавшими победу царя над врагами, покрыт надписями и рельефами, на которых Рамсес III убивает врагов перед Амоном-Ра, захватывает и ведёт пленников, коронуется богами, подносит им благовония, цветы, вино и др. Башенные помещения украшались рельефными изображениями Рамсеса III в обществе принцесс (или, по Хёльшеру, «гарема»), подносящих ему еду и цветы, играющих с ним в настольные игры (вероятно, сенет) и пр.
В северо-западной линии большой крепостной стены находились не сохранившиеся доныне «западные укреплённые ворота» похожей конструкции и декора, но массивнее и мощнее «восточных» и, вероятно, предназначавшиеся для повседневного использования. «Западные укреплённые ворота» были разрушены в конце XX или в начале ХХI династии (около 11 в. до н. э.), а затем служили каменоломней.
Территория между большой и внутренней крепостными стенами
Пространство между большой и внутренней крепостными стенами храма имело правильную планировку (продольные и поперечные улицы шириной до 6,5 м, переулки) с рядами стандартных одно- и двухэтажных кирпичных жилых домов площадью до 16,5 × 6,2 м (вероятно, для храмового персонала) и административными зданиями.
Перед храмом располагались отдельно стоящий кирпичный пилон (не сохранился) и четыре обнесённых кирпичными стенами больших прямоугольных двора. Согласно реконструкции Хёльшера (Hölscher U. The excavation of Medinet Habu. Vol. 4. Chicago, IL, 1951. P. 17–21), в них могли находиться стойла для царских лошадей и колесниц, жилища царской стражи, сад с прудом, «роща» специально посаженных деревьев, загон для жертвенного скота и др. Юго-восточный двор, прилегавший к большой крепостной стене, вмещал более ранние сооружения: малый храм Амона постройки Хатшепсут и Тутмоса III, священный водоём (входят в комплекс памятников Мединет-Абу). Между дворами и первым пилоном храма проходила мощёная «эспланада» шириной около 12 м.
Судьба храмового комплекса
Во времена смут конца Нового царства – начала Третьего переходного периода (11 в. до н. э.) внешние фортификационные сооружения заупокойного храма Рамсеса III и постройки между его большой и внутренней крепостными стенами, за исключением малого храма Амона, претерпели сильные разрушения и на их месте возникла жилая застройка. Внутренняя крепостная стена, жилые и вспомогательные здания в её пределах оставались в основном нетронутыми. По-видимому, здесь пребывала администрация Фиванского некрополя, а в храме Рамсеса III продолжались богослужения (возможно, в ограниченном объёме). В Третий переходный период (11–7 вв. до н. э.) на внешней территории храма вырос густонаселённый посёлок с беспорядочно построенными домами из сырцового кирпича, а также появилось кладбище. В конце Третьего переходного – начале Позднего периодов на месте разрушенных складов в границах внутренней крепостной стены храма (вероятно, тогда уже частично или полностью снесённой) строились дома, которые могли иметь больше двух этажей.
Следов жилого строительства Птолемеевского периода (4–1 вв. до н. э.) на ограждённой крепостными стенами территории храма Рамсеса III не обнаружено. В римское время здесь возник город (существовал в 1–4 вв.), вышедший за пределы внешней крепостной стены, при этом большая крепостная стена ремонтировалась, а в её юго-восточном и северо-западном углах воздвигли две мощные кирпичные башни. Жилые дома крупных размеров (со сторонами до 15 м) как минимум двухэтажные, из сырцового и обожжённого кирпича, многокомнатные, с печами, трубами отопления, ваннами и отхожими местами. Потребности города в воде обеспечивал водопровод из подземных каналов с каменными стенами и сводами, глиняных труб, использовавший местные грунтовые источники.
В 5 в. на месте римского поселения появились кварталы коптского г. Джеме, впоследствии полностью поглотившие территорию храма Рамсеса III (жилищами были застроены даже перекрытия его колоннад). Высокие (до четырёх этажей) дома из сырцового кирпича, возможно покрытые внутри и снаружи штукатуркой и побелкой, имели сводчатые погреба и многочисленные комнаты. В пределах большой крепостной стены храма Рамсеса III действовали две раннехристианские церкви. Крупнейшая из них, «Святая церковь Джеме», была встроена в перистиль второго храмового двора. Она имела вид базилики с четырьмя рядами каменных колонн по 9 шт. в каждом и апсидой в северо-восточной части. Другая церковь занимала пристроенное в период Птолемеев к малому храму Амона «северное» крыло, стены которого были расписаны коптскими фресками с сюжетами из жизни святого Мины. Жители покинули Джеме в 9 в., после чего бывший храм Рамсеса III в Мединет-Абу пришёл в окончательное запустение.