Фиванский некрополь
Фива́нский некро́поль [полное название, согласно т. н. папирусу Эббота: «Кладбище великое и благородное миллионов лет Большого дома к западу от Уасет» (др.-егип. pꜢ ḫr ꜤꜢ špsi n ḥḥ n rnpt n Pr-ꜤꜢ ḥr imntt WꜢst) (Peet T. E. The Great Tomb-Robberies of the Twentieth Egyptian Dynasty. Vol. 1. Oxford, 1930. P. 9, 41)], крупнейший комплекс царских, включая членов семей фараонов (более 80), и частных, от высших сановников до кладбищенских рабочих (несколько тысяч), гробниц и царских заупокойных храмов Древнего Египта, преимущественно Нового царства (2-е тыс. до н. э., XVIII–XX династии). Расположен на левом, западном, берегу Нила напротив древних Фив (современный Луксор). Памятники рассредоточены на площади примерно 14 км2 (5,5 mi2) на стыке пустыни и аллювиальной равнины у подножия, в вади и скальных толщах т. н. Фиванской горы – известнякового образования с пиком 420 м и протяжённостью около 5 км с запада на восток (от Малкаты до Эль-Тарифа).
Включает в себя: Долину царей и Долину цариц со скальными гробницами; заупокойные храмы разной степени сохранности «одного из Ментухотепов» [Перепелкин Ю. Я. Среднее царство // История древнего Востока. Москва, 1988. Ч. 2. С. 402] (XI династия), женщины-фараона Хатшепсут, Тутмоса III (все 3 – в Дейр-эль-Бахри), Аменхотепа I и его матери, Яхмос-Нефертари (идентификация под вопросом), Тутмоса II, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III с т. н. колоссами Мемнона, Эйе и Хоремхеба (XVIII династия), Сети I со святилищем Рамсеса I, Рамсеса II (Рамессеум), Мернептаха, Саптаха, женщины-фараона Таусерт (XIX династия), Рамсеса III (больше известен как храм Мединет-Абу), Рамсеса IV и, возможно, Рамсеса V с последующей узурпацией Рамсесом VI (XX династия); некрополи Эль-Тариф, Дра-Абу-эль-Нага, Эль-Ассасиф, Эль-Хоха, Шейх-Абд-эль-Курна, Курнет-Мурай, а также Дейр-эль-Медину – поселение строивших гробницы рабочих, ремесленников, скульпторов и художников со своим отдельным кладбищем.
О 47 некогда роскошных царских гробницах в Фивах сообщал Диодор Сицилийский, отметив, что ко времени его посещения (середина 1 в. до н. э.) большинство из них не сохранилось (Историческая библиотека. I. 46). Страбон упомянул «около 40 высеченных в скалистых пещерах царских гробниц, замечательно построенных и достойных обозрения» (География. XVII. 1. 46). Руководствуясь их указаниями, французский иезуит К. Сикар около 1718 г. установил расположение Долины царей и коротко описал устройство и декор гробниц фараонов. Затем их изучением, включавшим копирование надписей и картирование, занимался ряд европейских путешественников и учёных (Р. Поукок, Дж. Брюс, Д. Денон, Дж. Б. Бельцони и др.). С 19 в. на памятниках Фиванского некрополя работали выдающиеся египтологи: Ж.-Ф. Шампольон, О. Мариет, Г. Масперо, Э. Лефебюр, В. Лоре (Франция), К. Р. Лепсиус, Г. Бругш (Германия), Дж. Г. Уилкинсон, Ф. Питри, Г. Картер, Э. Эртон (Великобритания), Э. Навиль (Швейцария), Э. Скьяпарелли, Ф. Баллерини (Италия), Т. Дейвис (США) и др. С 1900-х гг. начали приниматься меры по охране и консервации гробниц Фиванского некрополя (выселение семей, обустроивших в них свои жилища, установка металлических дверей в гробницы), сопровождавшиеся тщательной каталогизацией [А. Уайгалл, А. Гардинер, Р. Энгельбах, Б. Портер, Р. Мосс (Великобритания) и др.]. В дальнейшем археологические раскопки, эпиграфические исследования и реставрационные работы в различных частях Фиванского некрополя проводили многие научные и музейные организации мира, в том числе Немецкий археологический институт (Д. Арнольд, Д. Польц); Национальный центр научных исследований, Париж (К. Дерош-Ноблькур, К. Леблан); Институт египтологии Венского университета и Австрийский археологический институт (М. Битак); Будапештский университет имени Лоранда Этвёша (Л. Какоши, Т. Бач и др.); Варшавский университет (К. Михаловский, Я. Карковский, Ф. Павлицкий); Университет Васэда, Токио (Сакурай Киёхико, Ёсимура Сакудзи); Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, Филадельфия (К. Фишер), Восточный институт Чикагского университета (У. Хёльшер и др.), Метрополитен-музей (Х. Уинлок), Калифорнийский университет в Беркли (К. Уикс); Федеральный университет штата Минас-Жейрас (Бразилия; Х. Пельини); и др.
Древнейшие следы людей на территории Фиванского некрополя относятся к позднему палеолиту. В каменных орудиях, найденных глубже захоронений Эль-Тарифа, прослеживаются связи с культурой Кадан (Нижняя Нубия). Обнаружена керамика раннего неолита (тарифийская культура, 6–5-е тыс. до н. э.); для додинастического периода (Нагада) известны прямоугольные жилища с каменными фундаментами и очагами.
Формирование Фиванского некрополя началось в 3-м тыс. до н. э. с появления кладбищ Эль-Тариф и Эль-Хоха, где найдены кирпичные мастабы и скальные гробницы со стенной росписью, принадлежавшие местным номархам и сановникам периода IV–V династий. Возможно, тогда же появились отдельные захоронения в других местах (например, в Дра-Абу-эль-Наге). Первый расцвет пришёлся на XI династию; отмечен гробницами Антефа I, Антефа II и Антефа III с прилегающими погребениями знати и чиновников администрации Фив на кладбище Эль-Тариф и заупокойным храмом Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри. Тогда же возникли могильники Эль-Ассасиф, Шейх-Абд-эль-Курна и Курнет-Мурай. Перенос столицы в город Иттауи (в районе Файюма) при XII династии, очевидно, способствовал резкому сокращению количества захоронений в Фиванском некрополе. Немногие датируемые этим периодом гробницы ассоциируются прежде всего с Шейх-Абд-эль-Курной. В дальнейшем главным кладбищем Фив до наступления эпохи Нового царства, по-видимому, стала Дра-Абу-эль-Нага, где могли находиться царские гробницы XVII династии.
Наивысшего расцвета Фиванский некрополь достиг в Новое царство (XVIII–XX династии). Захоронения фараонов и их жён осуществлялись в Долине царей и Долине цариц. Царские заупокойные храмы строились отдельно от гробниц вдоль кромки заливной поймы Нила, на удалении от Фиванской горы, за исключением храмов в Дейр-эль-Бахри, возведённых у её подножия. В этот период по непонятной причине был разобран храм Аменхотепа III, несколько известняковых блоков из него найдено в фундаменте расположенного поблизости храма Мернептаха. По данным геофизических исследований, основные царские храмы могли находиться вдоль древнего рукава Нила, выгибавшегося дугой на запад к пустыне напротив Фив и пересохшего к концу Нового царства. Высшие государственные сановники и жрецы при XVIII династии погребались в Шейх-Абд-эль-Курне и Курнет-Мурае.
При поздних Рамессидах строительство заупокойных храмов в Фиванском некрополе прекратилось. С конца XX династии на всех его кладбищах происходили многочисленные вторичные захоронения в чужих гробницах; в письменных источниках того времени засвидетельствованы факты разграбления частных и царских погребений. Основанный при XVIII династии посёлок Дейр-эль-Медина, по-видимому, временно опустевший в Амарнский период, функционировал до начала XXI династии. При XXV–XXVI династиях на кладбище Эль-Ассасиф возводились монументальные гробницы высшей знати и жречества, но прекратились захоронения на некрополях Эль-Хоха и Дра-Абу-эль-Нага.
Долина царей и её усыпальницы испещрены автографами «туристов» греко-римского времени. В 1-й половине 1-го тыс. н. э. на территории Фиванского некрополя возникло около 10 христианских монастырей: Дейр-эль-Бахит (Дра-Абу-эль-Нага), Святого Фебамона (Дейр-эль-Бахри), Святых Епифания и Кириака (Шейх-Абд-эль-Курна), Святого Марка (Курнет-Мурай), Святого Исидора (Дейр-эль-Медина) и др. До 7 в. христиане-копты использовали разорённые гробницы фараонов и местные святилища для проживания и богослужений.
Фиванский некрополь включён в список Всемирного наследия.